Рефераты. Мировая экономика (шпаргалка)

Перспективы МЕРКОСУР южноамериканские аналитики оценивают как благоприятные. на пути дальнейшего развития странам-участницам предстоит преодолеть существенные противоречия, значительную разницу в экон. потенциалах, найти оптимал. сочетания рыночных механизмов с регулирующей ролью гос-ва в условиях специфики латин-амер. региона, еще недавно находившегося под властью авторитарных режимов и под сильным влиянием корпораций США.


Вопрос 31. Место и роль МН валютно-фин. и банковских организаций в системе МЭО.

Функции:

1)                  Их деятельность позволяет внести необходимое регулирующее начало и опред. стабильность в функционирование вал-расчетных отношений.

2)                  Они признаны служить форумом для налаживания вал.-расчетных отношений между странами, причем эта их функция неизменно усиливается.

3)                  Возрастает значение МН вал.-фин. и кредитных организаций в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам мирового хозяйства.

К ведущим  многосторонним вал.-фин. и кредитным организациям относятся МВФ, группа Всемирного банка, включ. МБРР, МН ассоциацию развития (МАР), МН фин. корпорацию (МФК), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ), МН центр по урегулированию инвест. споров (МЦУИС), а также Банк МН расчетов (БМР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Прочитать про разные организ-ии.


Вопрос 32. Золотовалютные резервы

Физические лица, компании, организации и государство часть своих фин. ресурсов обращает в резервы, т.е. активы, сберегаемые для возможных будущих расходов. при анализе мир. эк. внимание удаляют прежде всего резервам, которые состоят преимущественно из ин. валюты и золота, и особенно тем из них, что принадлежат гос-ву. Их  называют офиц. золотовалютными резервами; они хранятся в центр. банке, других фи. органах страны и в МВФ (как взнос страны).

Офиц. золотовалютные резервы (ЗВР) предназначены для обеспечения платежеспособности страны по ее МН фин. обязательствам, прежде всего в сфере валютно-расчетных отношений. Другая важная задача ЗВР – воздействие на макроэкономическую ситуацию в своей стране, для чего на внутр. валютном рынке гос-во продает и покупает ин. валюту. Такие сделки называются вал. интервенциями и предназначены для изменения рыночного спроса и предложения на нац. и ин. валюту и поддержания/изменения на этой основе их обменного курса.

Существует общепринятый минимум офиц. ЗВР – трехмесячный объем импорта товаров и услуг. В России ЗВР в последние годы колеблются в диап. 12-24 млрд. долл., т.е. = 2-3месячной величине российского импорта товаров и услуг.

Величина всех ЗВР мира составляет 1,7  трлн долл. Примерно половина их сосредоточена в развитых странах, прежде всего в США (свыше 70 млрд), Японии (свыше 225 млрд), Германии (80 млрд.). Из развив. стран наиболее крупные зВР имеются у Бразилии (50 млрд), Мексики (25 млрд). Одним из крупнейших ЗВР в мире располагает Китай (его 140 млрд. + 80 млрд. Гонконга).

Около 30 тыс. чистого золота составляет такая часть ЗВр как монетарное золото, т.е. золото в гос. хранилищах. Этот офиц. золотой запас медленно сокращается в послед. десятилетия, т.к. золото почти вытеснено из МН вал.-расчетных отношений, хотя и остается высоколиквидным товаром, кот. можно быстро обратить в любую валюту. Если в начале векаЗВР мира состояли преимущественно из золота, то сейчас на него приходится незначит. часть офиц. ЗВР. Наибольший золотой запас имеют США, однако он уменьшился с 15 тыс. т. в 1961 до 8 тыс. т в последние годы. Золотой запас в 2,5-2,5 тыс. т имеют Германия, Фр, Швейцария. В Японии и Китае – неск. сотен тонн.

В россии – ок. 300 тонн.

Еще меньшая часть ЗВР состоит из особой МН валюты – специальных прав заимствования и так называемой резервной позиции в МВФ. СДР (от special drawing rights) были эмитированы МВФ для стран – участниц фонда в кач-ве спец. МН валюты для расчетов между гос-вами. Однако СДР не смогли потеснить доллар и другие ключевые валюты в МН вал.-расчетных отношениях и в офиц. резервах, поэтому их было выпущено в 70-80 гг. немного – 21,4 млрд., т.е. на сумму, примерно равную 30 млрд. долл., а затем их выпуск вообще прекратился. Более узкие цели преследует резервная позиция в МВФ, т.е. право на получение от него кредита по первому требованию в счет доли страны в резервах Фонда. Общая величина этой рез. позиции близка к 70 млрд. долл.

Таким образом, офиц. ЗВР мира на ¾ состоят из ин. валют. Часть этой валюты хранится без движения, часто вложена в высоколиквидные ин. государственные центральные  бумаги или на депозиты в и. банках, что приносит доп. доход владельцам и распорядителям офиц. ЗВР (обычно это центр. банки и/или мин-ва финансов). В России основ. часть офиц. ЗВР находится в распоряжении Центрального банка России, меньшая – распоряжении Мин-ва финансов РФ (преимущественно это монетарное золото).

В случае нехватки фин. рес-сов в стране, в том числе из-за отриц. сальдо платежного баланса (т.е. когда страна переводит за рубеж больше средств, чем зарабатывает там), гос-во предпочитает не расходовать свои ЗВР, а заимствовать за рубежом ссудный капитал. Подобные заимствования сост-ют значит. часть МН движения капитала. Они осущ-ся на коммерческих или льготных условиях. В последнем случае говорят о фин. помощи (внешней помощи). К ней прибегают преимущественно развив. страны и гос-ва с переходной эк-кой, хотя фин. кризис конца 90-х гг. вынудил прибегнуть к такой помощи и новую развитую страну – Южную Корею.


Вопрос 34. Специальные экономические зоны

СЭЗ – территориальные комплексы с особо льготным режимом для иностранных инвесторов, существующие на юго-вост. побережье Китая. Экспортная направленность промышленности здесь сочетается с развитием с/х, фин. сектора, туризма и т.д.


Вопрос 35. Портфельные зарубежные инвестиции.

Портфельные инвестиции – вложение капитала в ин. ценные бумаги, не дающие ивестору право реального контроля над объектом инвестирования.

Виды:

1)      Инвестиции в акции

2)      Долговые ценные бумаги

Долговые ЦБ могу выступать в форме:

1.      Облигаций простого векселя долговой расписки.

2.      Казначейского векселя, депозитных сертификатов, банковских акцептов – ден. инструментов, дающих их держателю безусловное право на гарант. ден. доход на определенную дату.

3.      Группа фин. дериватов. В их числе – опционы, фьючерсы, варранты, свопы.

Опцион – ц.б., дающая покупателю право купить или продать опред. ц.б. или товар по фиксированной цене в определенное время.

Покупатель опциона выплачивает премию его продавцу взамен на его обязательства реализовать вышеуказанное право.

Варрант – разновидность опциона, дающего возможность его владельцу приобрести у эмитента на льготных условиях определенное количество акций в течение некоторого периода.

Фьючерс – обязательные для исполнения стандартные краткосрочные контракты на покупку или продажу определенных ЦБ, валты или товара по опред. цене на опред. дату в будущем.

Своп – соглашение, предусматривающее обмен через определенное время и на основе согласованных правил обязательство по одной и той же задолженности.


Вопрос 37. Экономические эффекты миграции.

Влияние миграции раб. силы на страны-импортеры в целом положительное. Страны, принимающие ин. раб. силу, используют ее как важный фактор развития производства, особенно отраслей. недостаточно привлекательных для местных работников.

Иммигранты во многих странах заняты на тяжелых, вредных, низкооплачиваемых работах, на которые нет претендентов среди местного населения. В Зап. Европе доля иностранцев в таких отраслях очень велика, и порой доходит до 70% рабочей силы. Нередко  без привлечения иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых отраслей национальной экономики – строительства, автомобильной пром-ти, сферы услуг.

Приток ин. рабочей силы позволяет развитым странам проводить перемещение нац. рабочей силы в высокотехнологичные отрасли без ущерба для работы тех секторов, откуда уходят местные работники. Работники-иммигранты в большинстве принимающих стран рассматриваются как определенный амортизатор в периоды ухудшения экон. конъюнктуры – иностранцы теряют работу первыми.

Предприниматели стран, принимающих ин. раб. силу (реципиентов), выигрывают от притока иммигрантов еще и потому, что готовность иммигрантов трудиться за сравнительно низкую по стандартам данной страны з/пл позволяет сдерживать рост оплаты труда местных работников. Во многих развитых странах функционирует двойной рынок труда: на одном идет купля-продажа нац. раб. силы – квалифицированной и высокооплачиваемой, а на другом – ин., которая согласна выполнять тяжелые и непрестижные работы, к тому же по более низким расценкам.

Разв. страны охотно привлекают из-за рубежа высококвал. спец-тов технического профиля (программистов, электронщиков, ученых в области ест. наук). При этом страны-реципиента исходят из того, что высококвал. ин. спец-ты и исследователи могут повысить конкурентоспособность их продукции, способствовать освоению новых производств.

Иммиграция высококвал. кадров позволяет принимающим странам экономить значит. средства на подготовку спец-тов. За счет привлечения ин. спец. США сэкономили в сфере образования и науки за период 1965-1990 гг. не менее 15 млрд. долл.

К числу негат., с т.з. стран-реципиентов, последствий  иммиграции следует отнести усиление конкуренции на рынке неквалиф. силы, ведущее к снижению реальной з/пл соответствующих категорий местных работников.

Страны-экспортеры имеют, в свою очередь, ряд выгод. Они получают доп. доходы от экспорта раб. силы в форме ден. переводов от эмигрантов. Причем некоторые страны-экспортеры получают в виде вал. поступлений от занятых за рубежом граждан значительные суммы (Португалия, Египет, Испания, Индия, Пакистан, Турция). Общая сумма переводов труд. мигрантов только из развив. стран на родину оценивалась в 40 млрд. долл. К тому же труд. мигранты привозят на родину ценности, сбережения и средства производства на сумму, примерно равную прежним переводам.

Вместе с тем труд. эмиграция обычно сопровождается «утечкой умов», массовым отъездом наиболее образованных и квал. работников. Нередко такая форма эмиграции носит безвозвратный характер и ведет к ослаблению интеллектуального потенциала страны-донора.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.