Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы.
Существенным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, является наличие органической безработицы в некоторых странах, прежде всего, слабо развитых. Важным фактором международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирования международных корпораций. Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы.
Развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способствует существенному развитию международной трудовой миграции.
Основу миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени, служащие.
Международная трудовая миграция поначалу возникает как стихийное явление, но постепенно государство охватывает ее своим регулированием. Вместе с тем до последнего времени в международной трудовой миграции сохраняется значительный элемент рыночной стихии.
В середине CIC века было отмечено самое значительное явление в истории современной миграции населения. В 40-е годы CIC столетия произошел взрыв эмиграции из Ирландии в США, вследствие т. н. «картофельного голода».Широкомасштабная миграция в начале 80-х годов CIC в. из Италии и стран Восточной Европы в США была связана с падением цен на европейскую пшеницу. Поток миграции резко замедлился вследствие ухудшения экономической конъюнктуры в США и снова набрал силу в ходе экономического оживления.
Причинами широкомасштабной миграции рабочей силы стали аграрное перенаселение в некоторых европейских странах, безработица, более благоприятные условия работы в США и, конечно, благоприятные условия для широкого развития собственного дела, повышением уровня жизни.
Новая волна миграции из Европы в США отмечена в 20-е годы. К уже упомянутым причин следует добавить трудности послевоенной жизни в Европе.
После 2-й мировой войны отмечают три новых потока в миграции рабочей силы в США. Во-первых, это «утечка умов», устойчивый поток высококвалифицированных специалистов и членов их семей в Северную Америку. Во-вторых, потоки беженцев из Венгрии (1956 г.) и из Вьетнама (1974-1975 гг.). В-третьих, самым крупным потоком этого периода является наплыв рабочей силы из Мексики и стран Карибского бассейна [1].
Если в первых двух случаях причины были главным образом политические, переселенческие, то в последнем случае – чисто экономические.
Различают внутреннюю миграцию рабочей силы, происходящую между регионами одного государства, и внешнюю миграцию, затрагивающую несколько стран. Наука международной экономики занимается внешней миграцией рабочей силы и ее экономическими причинами. Основные понятия, используемые при изучении проблем международной миграции, следующие:
· Миграция рабочей силы – переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера.
· Иммиграция – въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов.
· Эмиграция – выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы.
· Миграционное сальдо – разность иммиграции из страны и эмиграции в страну.
· «Утечка мозгов» - международная миграция высококвалифицированных кадров.
· Реэмиграция – возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства.
В зависимости от времени пребывания на территории другой страны (другого региона одной страны) выделяют постоянную, временную и маятниковую миграцию.
· Постоянная (долгосрочная) миграция характеризуется численность прибывших или выбывших на постоянное место жительства. При этом в некоторых странах иностранец начинает считаться иммигрантом (эмигрантом) если он присутствует (или отсутствует) в стране в течение определенного периода времени.
· Временная (краткосрочная)миграция представляет собой въезд или выезд, связанный с текущими потребностями без смены гражданства и постоянного места жительства. Однако во многих странах из числа временных мигрантов исключают число сезонных работников (иногда довольно значительное).
· Маятниковая миграция является особым видом миграции в зависимости от времени и представляет собой передвижения работающих к месту работы из одного региона в другой и обратно к месту своего жительства в случае, если срок отсутствия лица на постоянном месте составил менее одной недели [1].
Так же можно отметить, что международная миграция рабочей силы может осуществляться как по экономическим, так и по внеэкономическим причинам. В число последних включается политические и религиозные причины, объединение и распад государств, природные бедствия, войны, экологические проблемы, причины личного характера. Каждая из этих и многие другие неэкономические причины способны привести, и приводят к крупным государственным перемещениям рабочей силы, которые будут иметь те же экономические последствия, что и международная миграция рабочей силы, по экономическим причинам, под которыми понимаются главным образом межстрановые различия в оплате труда. Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах.
В результате международной миграции трудовых ресурсов за рубеж перемещается товар особого свойства – рабочая сила. Его принципиальное отличие от других товаров заключается в том, что сама рабочая сила является фактором производства других товаров. Страна, экспортирующая рабочую силу, то есть откуда эмигрируют работники, обычно получает своеобразную оплату за такой экспорт в виде переводов обратно на родину части доходов эмигрантов. В условиях относительной избыточности трудовых ресурсов во многих странах вывоз рабочей силы помогает снизить безработицу, обеспечить приток денежных поступлений из-за рубежа. Но, с другой стороны, отлив высококвалифицированной рабочей силы приводит к снижению технологического потенциала экспортирующих стран, их общего научного и культурного уровня.
По мере того, как развивалось международное движение рабочей силы, создавались и совершенствовались методы государственного управления миграционными потоками. Городничий – местная государственная власть, - как видно, решал проблему размещения солдат, мигрирующих с одного места службы на другое, просто: приказывал купцам принять их на постой, и все. В наше время государственное регулирование миграции, разумеется, обзавелось более изощренными механизмами, главный из них остается прежним – закон, то есть государственный приказ.
Сложное материальное и социально-трудовое положение мигрантов не могло не привлечь внимания Международной организации труда. Еще на первой сессии Генеральной конференции МОТ в 1919 г. была принята рекомендация №2 «О взаимности в области отношения к трудящимся-иностранцам». В ней речь шла о том, чтобы каждый член МОТ на условиях взаимности и на основе положений, которые должны быть согласованы заинтересованными странами, распространил на трудящихся-иностранцев (вместе с их семьями), работающих в пределах его территории, действие своих законов и правил относительно защиты трудящихся своей страны.
В 1926 г. была принята Рекомендация МОТ №19 «О предоставлении в Международное бюро труда статистических и других сведений, касающихся эмиграции, иммиграции, а также репатриации и транзита эмигрантов» [9].
Но рекомендации – это всего лишь рекомендации. Требовался более обязывающий документ. Им стала вступившая в действие в 1939 г. Конвенция №66 «О трудящихся-мигрантах». Ее пересмотрели и существенно дополнили в 1949 г. (Эта Конвенция отменена решением Международной конференции труда 30 мая 2000 г.) Фактически она была заменена Конвенцией №97 «О трудящихся-мигрантах», которая сохраняет свое значение до настоящего времени.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12