Рефераты. Международные валютно-финансовые отношения. Платежный баланс страны

Классификация кредитов и субсидий развивающимся странам.

I. Официальное финансирование развития (ОФР).

  1.Официальная помощь развитию (ОПР), в том числе двухсторонняя и многосторонняя.

  2.Прочее ОФР, в том числе двухстороннее и многостороннее.

II. Экспортные кредиты.

III. Частные кредиты и субсидии.

  1.Международное банковское кредитование.

  2.Эмиссия ценных бумаг.

  3.Безвозмездные субсидии неправительственных организаций.

Итого приток ресурсов: I + II + III.

Мировой кредитный рынок — это часть рынка ссудного ка­питала, которая включает в себя: 1) мировой денежный рынок (краткосрочные депозитно-ссудные операции от одного дня до года, а также рынок евровалют); 2) мировой рынок капиталовдве составляющие: средне- и долгосрочные иностранные креди­ты и рынок еврокредитов (от 1 года до 15 лет).

Мировой рынок ссудных капиталов приобрел в последние десятилетия стремительное развитие. Оно обусловлено дол­госрочными тенденциями движения ссудного капитала, общей либерализацией государственно-правовых норм, регулирующих это движение на национальном уровне, расширением действия ценных бумаг, интеграционными процессами. Мировой рынок ссудных капиталов охватывает совокупность различных компа­ний, банков, валютно-кредитных учреждений, обеспечивающих движение ссудного капитала в мировом хозяйстве. Важной тен­денцией в развитии мирового хозяйства и международных эко­номических отношений конца XX столетия являлось то, что международные кредитно-финансовые отношения по темпам роста значительно опережали темпы роста как промышленного производства, так и международной торговли.


II.   1. Платежный баланс страны.

Колебания валютного курса оказывают влияние на изменения совокупного спроса и совокупного предложения, т.е. имеют макро­экономические последствия. Закономерно, что в большинстве стран валютный курс рассматривается как важный объект регулирования при проведении государственной экономической политики, а сис­тему плавающих валютных курсов чаше называют системой коррек­тированных плавающих валютных курсов.

Потребность в корректировке валютных курсов возникает в связи с необходимостью достижения сбалансированности внешних расчетов. Оценка последней дается на основании платежного ба­ланса страны — систематизированном перечне всех операций с денежными средствами, которые опосредуют внешнеэкономичес­кие связи. Счета платежного баланса отражают сделки страны с остальным миром. Счета группируются по видам сделок. Ниже приведена типичная структура платежного баланса страны.

Платежный баланс страны

1. Счет текущих операций.

Товарный экспорт.

Товарный импорт.

Сальдо торгового баланса.

Экспорт услуг.

Импорт услуг.

Сальдо услуг.

Трансферты.

И т о г 1. Сальдо текущих операций.

2. Движение капиталов.

Приток капитала.

Отток капитала.

И т о г 2. Сальдо баланса движения капитала.

Сумма итога 1 и итога 2.

3. Официальные резервы.

Счет (баланс) текущих операций отражает все поступления и расходы иностранной валюты, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг, а также чистые трансферные платежи из страны в другие государства. Счет (баланс) движения капитала отражает сделки по купле или продаже активов (валюта, акции, облигации, недвижимость). Третий раздел баланса — изменения в официальных валютных резервах — фиксирует изменения в резервах центрального банка, используемых для достижения сбалансированности платеж­ного баланса по текущим операциям и движению капитала.

Связь между двумя частями платежного баланса — счетом теку­щих операций и счетом движения капиталов — это, по сути, связь между финансовыми рынками и рынками товаров. Ее можно про­иллюстрировать с помощью формулы, на основе которой мы опре­деляем национальный доход открытой экономики:

Y=C + I + G + NX.                                                      (1)

Чистый экспорт (NX) — разница между экспортом и импортом товаров и услуг — есть не что иное, как сальдо счета текущих операций.

Если из обеих частей уравнения (1) вычесть потребление (С) и государственные расходы (G), то левая часть уравнения (У-C-G) есть форма выражения национальных сбережений, или просто сбережения (S). Формула (1) может быть представлена в виде

S = l +NX.                                                                    (2)

Продолжим преобразования и вычтем из обеих частей уравнения (2) инвестиции (I). Получим:

                S-I = NX.

Разница между внутренними сбережениями и инвестициями — это счет движения капиталов платежного баланса. Если инвестиции превышают внутренние сбережения страны, тогда инвестиционные проекты финансируются за счет займов на мировых финансовых рынках. Если национальные сбережения превышают инвестиции, то не инвестированные внутри страны средства могут быть исполь­зованы для выдачи кредитов другим странам. Такие кредиты могут использоваться целевым назначением для оплаты товаров и услуг данной страны и в других целях.

Иначе говоря, счет движения капитала должен уравновешивать текущий счет платежного баланса. Если средства, получаемые из-за границы в обмен на чистый экспорт товаров и услуг, являются величиной положительной, т.е. мы имеем активное сальдо по теку­щим операциям, то оно уравновешивается оттоком капитала из страны. Если страна имеет дефицит по текущим операциям, то он компенсируется притоком капитала.

Однако на практике суммарный итог первого и второго разделов платежного баланса не уравновешивается автоматически. Для до­стижения равновесия приходится использовать резервные активы центральных банков и правительственных органов.

Поскольку изменения валютного курса имеют ощутимые по­следствия для экономики, закономерно, что он является важным объектом регулирования как внутри государства, так и в межгосу­дарственных отношениях.

Методы регулирования валютного курса могут быть направлены как на девальвацию — снижение курса валюты, так и на ревальва­цию — повышение курса валюты. Это зависит от экономической ситуации в стране и цели, которую на данный момент ставит перед собой правительство. Оно может попытаться увеличить совокупный спрос за счет экспортных возможностей, опираясь на девальвацию валюты, или ограничить его с помощью ревальвации.

Как и для всех форм мировых экономических отношений, для валютного регулирования характерно маневрирование в рамках протекционизма и либерализма. К числу протекционистских мер можно отнести такую форму прямого вмешательства государства в валютную сферу, как валютные ограничения. При их использовании государство осуществляет контроль над операциями с золотом и валютой. Национальные экспортеры не имеют права продавать вырученную иностранную валюту на рынке. Они обязаны сдавать ее в обмен на национальную по официальному курсу. Могут огра­ничиваться переводы за границу и вывоз, а иногда и ввоз капитала.

Баланс (итоговое сальдо) платежей.

Итоговое сальдо платежей страны можно грубо определить как разницу между тем, что эта страна получает, и тем, что она тратит, наряду с разницей суммы привлекаемых зарубежных инвестиций и суммы инвестиций, которые ее граждане делают в других странах.

I. Если страна экспортирует в стоимостном выражении больше товаров и услуг, чем импортирует, то она будет получать больше иностранной валюты, чем тратить. Допустим, Великобритания имеет активное сальдо своего текущего торгового баланса.  Это значит, что британские экспортеры получают больше, чем вынуждены заплатить импортеры. Следовательно, британские предприятия стремятся получать фунты стерлингов, а не иностранную валюту, вследствие чего излишки иностранной валюты будут продаваться в обмен на фунты стерлингов. Это рыночное давление предложения и спроса приведет к увеличению стоимости фунта стерлингов по отношению к другим валютам.

Если  же Великобритания имеет дефицит торгового баланса, то имеет место превышение предложения фунтов стерлингов над спросом, и давление рынка приведет к снижению стоимости фунта стерлингов.

II. Эти же принципы применимы к инвестициям. Если иностранные инвесторы стремятся вкладывать свои деньги в Великобритании, то для этой цели они обязаны покупать фунты стерлингов. Если английские граждане стремятся вложить свои деньги за рубежом или иметь банковский  счет в иностранной валюте, то им нужна иностранная валюта. Таким образом, предложение и спрос со стороны инвесторов порождают рыночное давление на колебания курсов валют. 

Превышение и дефицит баланса платежей могут повлиять не только на текущие валютные курсы (известные как курсы "спот"), но также на курсы, по которым дилеры на внешних валютных рынках (то есть банки) готовы продать или купить валюту в форвардных валютных сделках.

 

2. Движение капитальных средств в Украине.

Следует напомнить, что одна из важнейших задач для Украины в экономической сфере — определить свое место в мировом хозяйстве, соответствующее потенциалу страны. Будучи составной частью советской экономики, украинская была ориентирована на участие в междуна­родном разделении труда преимущественно в рамках СЭВ. Особен­ностью этой интеграционной группировки было планово-централи­зованное регулирование внешнеэкономических связей. Это позво­ляло ограждать национальные экономики от "бурь мирового рынка", но одновременно лишало необходимости постоянно объективно оценивать уровень эффективности национального производства. Закономерным следствием таких "тепличных" условий стало отста­вание от мировых интеграционных процессов, слабая встроенность в систему международного разделения труда, международную тор­говлю и международные валютно-финансовые отношения.

Современный этап валютного регулирования в Украине начался в конце 80-х годов. Отмена монополии внешней торговли и валютной монополии государства привела к децентрализации валютных ресурсов и создала предпосылки для формирования в Украине внутреннего валютного рынка.

Принятый в феврале 1993г. Декрет Кабинета Министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля" регламентирует проведение валютных операций на территории Украины. Декретом определены принципы осуществления валютных операций в Украине, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц при владении, пользовании и распоряжении валютными ценностями. Субъекты валютных отношений подразделяются декретом на две категории: резидентов и нерезидентов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.