Особый интерес к стратегическому регионализму проявляют Соединённые Штаты Америки.
1.Начиная с 1995 г. подписана серия крупных документов между США и ЕС в направлении создания нового трансатлантического 'рынка (New'Transatlantic Marketplace) и идут дебаты, в том числе на официальном уровне, по поводу дальнейшего расширения этого союза, превращения его в Трансатлантическую зону свободной торговли (TAFTA). Высказываются идеи включения в TAFTA всех стран ОЭСР; а также объединения TAFTA с АТЭС (Форумом Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества).
2. Параллельно предпринимаются попытки объединения двух Америк (СёвернЬй и Южной) и создания в Западном полушарии Все-американскои зоны свободной торговли (FTTA). Его участниками будут НАФТА и страны Латинской Америки. На этот суперрегион будет приходиться 1Т-Т& % мирового ВВП,
3. Европейский Союз за счет намеченного в ближайшее десятилетие расширения может резко нарастить свой ресурсный потенциал, образовав рынок, охватывающий не 15, как сегодня," а"28 государств, "чья совокупная доля в мировом ВВП может составить ,22-23%.
4. Форум Азиатско-тихоокеанского сотрудничества уже включает в себя "21 экономику, в том числе США, Японию, Канаду, Австралию, растущий Китай, Россию, новые индустриальные страны. Стратегия этого блока пока не совсем ясна, хотя провозглашена программа, как уже отмечалось выше, создания в регионе зоны свободной торговли и свободного движения инвестиций до 2020 года.
Новая политико-экономическая конфигурация мирового хозяйства все больше привлекает внимание исследователей. Некоторые аналитики полагают, что таким образом закладываются основы нового политического устройства мира. По их мнениК», суперрегионы движутся в направлении интегрий — наднациональных щотитических объединений со своей валютой, моделями экономического регулирования, правовыми институтами, структурами управления, системами безопасности. Поэтому в перспективе можно говорить не о государственных, а о квазигосударственных образованиях. Каковы ^Удут их конкретные формы — союзы, конфедерации, — не столь ваадно.
Взаимодействие России с многополюсным, миром должно уже сегодня быть в центре внимания политиков и управленцев. Здесь необходима, на наш взгляд, многовекторная интеграция.
• лидерство в СНГ на евразийском пространстве;
• активное сближение с ЕС, очевидно, в какой-либо «мягкой» форме присоединения;
• наконец, активное участие в азиатско-тихоокеанской интеграции (АТЭС), членом которого Россия является.
Несомненно одно:
1. Глобализация мировой экономики и регионализм представляют собой серьезные вызовы для России. Более того, без правильного отношения к экономической глобализации и регионализму, без учета этих тенденций при разработке мер по возрождению России, без разумной и эффективной политики адаптации России к экономической глобализации и регионализму России не только не занять достойного места в глобализирующейся мировой экономике, но и не решить проблем внутриэкономического развития.
2. Регионализм (в том числе «новый регионализм» мегаинтегра-ционных объединений) — это один из компонентов новой парадигмы МЭО.
5.1. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)
5.2. Предпосылки и особенности североамериканской интеграции
5.3. Некоторые итоги либерализации торговли и инвестиций для стран – участниц североамериканской интеграции
С 1 января 1994 г. на территории США, Канады и Мексики вступило в действие Соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА). Как показывает исторический опыт, торгово-экономические отношения "между тремя странами были и остаются сновным фактором развития североамериканского хозяйственного комплекса.
Первой официальной акцией, направленной на активизацию интеграционных процессов в Северной Америке, стала реализация «плана Эббота», целью которого было стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. Этот план был принят в 1947 г. Позже в 1959 г. США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники.
Началом следующего этапа развития двусторонних отношений между США и Канадой послужило заключение в 1965 г. соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое, в свою очередь, стимулировало интеграцию и многих других отраслей.
Линия на организацию торгово-политического объединения США с Канадой и Мексикой активно начала проводиться Вашингтоном с конца 70-х гг. Первоначально речь шла лишь об оформлении энергетического союза трех стран. Американский Конгресс принял директиву в адрес президента США в законе 1979 г. о торговых соглашениях изучить перспективы создания Североамериканской зоны свободной торговли (секция 1104). В 80-е годы президенты Р. Рейган и Дж. Буш не раз заявляли о своей поддержке долгосрочной цели обеспечения свободной торговли в Северной Америке.
В сентябре 1988 г. после нелегких трехлетних переговоров было подписано американско-канадское соглашение о свободной торговле (CUSFTA), согласно которому в течение 10 лет между США и Канадой должна была сформироваться зона свободной торговли.
Изменение политической и экономической ситуации в мире в конце 80-х годов, активизация интеграционных процессов в Европе и Азиатско-тихоокеанском регионе, растущая конкуренция со стороны Японии, социально-политические реформы в странах Латинской Америки снова подняли вопрос об экономической взаимозависимости США, Канады и Мексики, о необходимости «возврата» американского бизнеса в Западное полушарие и в конечном итоге о создании Североамериканской зоны свободной торговли, которая, по словам бывшего президента США Б. Клинтона, «станет основой для продвижения к объединению всей Латинской Америки — с населением 700 млн человек — в торговую единицу, которая принесет процветание всем народам, проживающим на американском континенте». Необходимо отметить, что при подготовке договора Мексика, Канада и США рассматривали значение, потенциал НАФТА с различных позиций.
Для США североамериканское соглашение призвано обеспечить приращение не только экономической, но и геополитической мощи Соединенных Штатов. Оно — составная часть стратегической политики США, направленной на достижение широкомасштабных целей:
свободное движение американских товаров и услуг, свободный доступ для американских инвестиций, защита прав интеллектуальной собственности, рост конкурентоспособности, использование новых региональных сравнительных преимуществ за счет объединения высоких технологий и инвестиций США с дешевой рабочей силой Мексики и дешевыми изобильными природными ресурсами обеих стран-соседей. Бывший помощник по экономическим вопросам государственного секретаря США Роберт Золик так охарактеризовал важность североамериканской интеграции: «НАФТА — хорошая стратегическая возможность обеспечить, усилить и развивать континентальную базу в экономическом и политическом отношении, с тем чтобы укреплять экономическую мощь, лидерство и всемирное влияние Америки. НАФТА будет ключевым компонентом в разработке и заключении глобальных, региональных и двусторонних соглашений, служащих американским интересам». Уже тогда в 1992г. речь шла об «одном континенте и одной экономике».
Для Мексики НАФТА была необходима для успешного выполнения экономических реформ, модернизации экономики. В прошлом Мексика была страной, зависимой от экспорта нефти, сегодня она является чистым экспортером промышленных товаров, что обеспечивает устойчивый экономический рост. В ходе переговоров Мексика добивалась обеспечения надежного доступа на крупнейший в мире рынок (с перспективой вытеснения оттуда «азиатских тигров»), увеличения потока инвестиций, включая возврат мексиканских капиталовложений, а также снижения уровня защиты рынка США. Участие Канады в переговорах предоставляло для Мексики возможность открытия нового экспортного рынка и источника ПЗИ.
Кроме того, создание ЗСТ может обеспечить более надежный инвестиционный климат в Мексике, а значит, привлечет капиталы и из третьих стран.
Заинтересованность Канады в заключении НАФТА связана с возможностью не только сохранения преимуществ CUSFTA, но и модификации некоторых ее положений, а также обеспечения надежного доступа своих товаров на мексиканский рынок, а в будущем на быстрорастущие рынки латиноамериканских стран.
На новом «витке цивилизационной эволюции», на этапе заключения НАФТА США, Канада и Мексика признали необходимость укрепления взаимной дружбы и сотрудничества; содействия гармоничному развитию мировой торговли; создания расширенного и надежного рынка для своих товаров, услуг и капиталов; устранения препятствий в торговле; установления четких и взаимовыгодных правил ведения торговли с тем, чтобы обеспечить стабильное развитие экономики, способствовать инновационным процессам, повысить уровень жизни населения.
НАФТА — первое соглашение, подписанное между развивающейся страной и двумя высокоразвитыми странами. По своему экономическому потенциалу США занимают первое место в мире, на них приходится около 85 % ВВП и промышленного производства трех стран НАФТА. Канада занимает 6-7 место в мире, в то время как Мексика не входит и во вторую десятку развитых стран мира (см. табл. 16).
В то же время асимметричность взаимозависимости, обусловленная слабым интеграционным взаимодействием Канады и Мексики и доминирующим положением США, сделали НАФТА непохожей на другие интеграционные группировки.
5.2. Основные положения трехстороннего договора (НАФТА)
Цели НАФТА определены в ст. 102 Договора:
• «снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению товаров и услуг между странами;
• установление справедливых условий конкуренции в рамках ЗСТ;
• значительное увеличение возможностей для инвестирования в странах - членах соглашения;
• обеспечение необходимой и эффективной системы защиты прав/ интеллектуальной собственности в каждой из стран;
• эффективное выполнение и применение данного соглашения для урегулирования споров;
• установление рамок для будущего регионального многостороннего сотрудничества с целью расширения и усиления преимуществ данного соглашения».
НАФТА предусматривает программу по устранению тарифных барьеров, которая включает в себя четыре этапа. На первом этапе часть тарифных ограничений будет устранена немедленно с подписанием Соглашения; на втором — в течение 5 лет; на третьем — в течение 10 лет и на последнем долгосрочном этапе — в течение 15 лет.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6