Таким образом, при организации клиринга деньги как средство обращения не участвуют, а присутствуют идеально как мера стоимости, которая проявляется в иенах товаров, работ и услуг, зафиксированных обслуживанием сферы обращения, что. в свою очередь, сокращает общую потребность предприятия в собственных оборотных средствах и обеспечивает экономию кредитных ресурсов банков.
Многие российские банки проводят между собой расчеты в порядке непосредственного перевода денег с использованием взаимных корреспондентских счетов. Это способствует более четкой организации расчетов, но не сокращает массу реальных денег, а скорее способствует их иммобилизации, так как расчеты через корсчета заставляют банки хранить крупные суммы в банках-корреспондентах. Размеры этих средств сравнимы с текущими денежными запасами, включая их остатки в РКЦ. В 1992 г. Центральный банк РФ совместно с группой коммерческих банков провел исследование возможностей осуществления межбанковского клиринга в новых условиях хозяйствования. В результате было выработано временное положение о клиринговом учреждении.
Положение предусматривало, что клиринговое учреждение создается на основе любой формы собственности и осуществляет свою деятельность на коммерческой основе. Деятельность клирингового учреждения определяется его уставом и осуществляется на основе лицензии, выдаваемой Центральным банком РФ. Учредителями клирингового учреждения могут быть коммерческие банки, Центральный банк РФ и другие юридические и физические лица, за исключением органов власти, политических организации и специализированных общественных фондов. Организацией клиринговых расчетов могут заниматься и специальные (внебанковские) структуры — клиринговые учреждения (клиринговые центры, клиринговые расчетные палаты). Целью создания таких учреждений является проведение клиринговых расчетов не только между местными банками. В сферу их деятельности включаются также и межрегиональные расчеты.
Основные задачи клиринговых учреждений сводятся к следующему:
•ускорение и оптимизация расчетов между банками и иными кредитными учреждениями в Российской Федерации и с другими государствами;
•повышение достоверности и надежности расчетов;
•развитие и обеспечение новых форм безналичных расчетов (чеков, векселей, кредитных карт и др.);
• наиболее рациональное использование временно свободных ресурсов банков;
•внедрение современных международных технологий, стандартов, протоколов, постепенное вхождение в мировую банковскую систему;
• создание современной информационной банковской структуры;
•прием, передача данных по каналам связи с использованием аппаратных и программных средств криптозащиты (электронная подпись), способов шифрования данных, сертифицированных уполномоченным органом, надежная многоуровневая зашита данных от несанкционированного доступа, использования, искажения и фальсификации на этапах обработки и хранения:
• контроль достоверности данных на всех этапах.
В настоящее время могут быть использованы две модели создания клиринговых учреждений. Согласно первой клиринг производится с предварительным депонированием средств на счетах участников в клиринговом учреждении. По второй — клиринг осуществляется без депонирования средств на счетах участников клиринга. Одной из основных задач функционирования межбанковской клиринговой системы начнется ликвидация дебетового сальдо, т.е. проведение окончательного расчета по результатам клиринга. Здесь возможны три варианта.
I. В клиринговой палате (центре) соучредители создают резервный фонд, который используется для погашения дебетового сальдо, если кто-либо из участников не в состоянии его оплатить. Резервный фонд хранится на корреспондентском счете клирингового центра в местном учреждении Центрального банка РФ. На этот же счет перечисляются деньги от банков-дебиторов. При таком варианте возможно открытие участниками в клиринговом центре собственных субкорсчетов, т.е. клиринг будет производиться путем перечисления реальных денег по этим счетам. В данном случае от банков требуется иммобилизация денег в клиринговый центр.
2. Клиринговый центр предъявляет для оплаты дебетовое сальдо по результатам зачета к корсчету участника в соответствующем учреждении Центрального банка РФ. Оплата производится независимо от наличия денег на счете банка-участника, поэтому может образоваться дебетовое сальдо, что по существу будет означать выдачу участнику зачета краткосрочного кредита, предоставленного для завершения расчетов. При этом варианте возможны также соглашения между коммерческим банком — кредитором клиринга и учреждением Центрального банка РФ о предоставлении специальной краткосрочной ссуды для погашения долга в пользу клирингового центра.
3. Если после осуществления зачета кредитовых и дебетовых записей по лицевому счету кто-либо из участников будет не в состоянии урегулировать свое дебетовое сальдо, производится пересчет многосторонних позиций, восстанавливающих платежи или обязательства. После пересчета сальдо каждый участник должен заплатить большую сумму или может получить меньшую сумму. Даже у тех участников клиринга, которые не вели расчетов с неплательщиком, могут увеличиться потребности в ликвидности. Это произойдет в том случае, если участники, с которыми они вели расчеты, испытывают недостаток ликвидности из-за задержки погашения дебетового сальдо другими участниками. При этом варианте неплатежеспособность одного участника клиринга распределяется между всеми другими.
Второй вариант представляет собой чистый классический клиринг. Он наиболее простой и отвечает интересам всех участников клиринга и самого органа, осуществляющего зачетные операции. Кроме того, благодаря современным каналам передачи информации наряду с местным клирингом может быть проведен как региональный, так и межрегиональный клиринг. Технология проведения клиринга по второму варианту предполагает определенную последовательность проведения операций. Прежде всего, каждому участнику открывается лицевой счет (транзитный счет-позиция), на котором записи носят только счетный характер. Они проводятся на основе документов, поступающих в порядке переводов через компьютерную систему, для чего формируется система электронной идентификации владельца этого счета. Одновременно клиринговое учреждение (центр) открывает корреспондентский счет в территориальном учреждении Центрального банка РФ, а его учредители вносят на этот счет причитающиеся согласно уставу деньги. В первой половине операционного дня клиринговый центр по каналам электронной связи получает платежные поручения (чеки), сумму которых ЭВМ заносит в дебет лицевого счета плательщика и кредит счета получателя денег. Во второй половине дня ЭВМ определяет сумму дебетового (кредитового) сальдо по лицевому счету каждого участника. В конце дня клиринговое учреждение заменяет сальдовую ведомость по результатам клиринга и передает ее учреждению Центрального банка РФ, который списывает дебетовое сальдо со счета банка-участника, зачисляя его сумму на корреспондентский счет клирингового учреждения. С этого счета деньги перечисляются на корреспондентские счета банков-участников, у которых сформировался положительный результат зачета (кредитовое сальдо). На основе выписки из своего корреспондентского счета клиринговый центр отражает результаты зачета по лицевым счетам участников. Формирование клиринга с предварительным депонированием средств на корсчетах в клиринговом центре содержит ряд спорных положений, которые заключаются в следующем:
1. Клиринговое учреждение формируется как банк с выполнением одноименных функций обычного коммерческого банка, который сосредоточивает у себя депозитные счета банков-участников. Это требует постоянной иммобилизации средств на счетах;
2. К зачету принимаются денежные требования участника, если на депозитном счете контрагента есть достаточно средств для выполнения соответствующего обязательства, что исключает возможность появления краткосрочного дебетового сальдо. Данное положение сводит на нет достоинство клиринговых расчетов и заменяет их платежами с использованием реальных денег.
Главное назначение любого многостороннего, в том числе и банковского, клиринга заключается в том, что только дебетовое сальдо, выявленное на лицевом счете по зачету, должно с определенной периодичностью погашаться реальными деньгами, которые передаются в распоряжение клирингового учреждения, и использоваться им для оплаты кредитового сальдо, образовавшегося у других участников клиринга.
У этой системы есть ряд преимуществ. Прежде всего, она значительно упрощает процесс расчетов. Кроме того, центральный банк может способствовать снижению риска для клиринговой палаты, обеспечив достаточные остатки на счетах участников, положение которых является нестабильным, или участников, деятельность которых находится на уровне риска. Причем в большинстве стран коммерческим банкам разрешено использовать клиринговые счета в центральном банке для выполнения резервных требований.
Второй вариант окончательного расчета по счетам основывается на методе авансирования. Клиринговая палата создается в форме акционерного общества банками данного региона и действует как специальный клиринговый банк. Банки — участники системы взаимозачета открывают в клиринговой палате корреспондентские счета, на которые переводят часть своих средств, образующих первоначальный капитал клиринговой палаты. В свою очередь, клиринговая палата открывает свой корреспондентский счет в центральном банке.
Организация подобных систем помимо их прямого назначения способствует существенному прогрессу в развитии всего банковского дела. Осуществляется стандартизация первичной банковской документации, улучшается веление учетно-операционной работы, а для центральных банков, помимо этого, обеспечивается косвенный контроль за состоянием ликвидности обслуживаемых клиринговыми системами коммерческих банков. Клиринговый режим предусматривает возможность образования на корсчете дебетового сальдо вследствие автоматизма производства операций, поэтому возрастают требования к управлению рисками в таких системах.
Клиринг предполагает полную компьютеризацию всей банковской инфраструктуры, что позволяет производить расчеты практически мгновенно. Таким образом, он должен включать электронно-телекоммуникационные системы: клиент -- банк, банк -- филиал, банк — клиринговый центр. Сеть клиринговых учреждений, оснащенных современными программно-техническими средствами и системами передачи данных, функционирующих на единой нормативно-правовой базе, образует клиринговую систему. Развертывание банковских корреспондентских связей, изучение зарубежного опыта межбанковских расчетов, подавляющую часть которых (до 80%) в развитых странах составляет клиринг, позволили приступить в России с конца 1992 г. к созданию соответствующих технологий и программных продуктов, к организации клиринга через крупнейшие коммерческие банки, клиринговые центры (КЦ) локального характера.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6