Рефераты. Механизм функционирования предприятия
Механизм функционирования предприятия
Предприятие-это субъект предпринимательской деятельности, который на свой
риск осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на систематическое
извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ
или оказания услуг, и который зарегистрирован в этом качестве в установленном
законом порядке. Предприятие самостоятельно распоряжается выпускаемой
продукцией, получаемой прибылью, остающейся в его распоряжении после уплаты
налогов и других обязательных платежей.
Для осуществления своей деятельности предприятие
формирует имущество, которое может принадлежать ему на праве собственности либо
полного хозяйственного владения. Источниками имущества предприятия являются :
*Денежные и материальные взносы учредителей
предприятия.
*Доходы от реализации продукции, работ и услуг.
*Ценные бумаги и доходы от ценных бумаг.
*Капитальные вложения и дотации от бюджетов различного
уровня.
*Безвозмездные или благотворительные взносы.
*Пожертвования организаций, предприятий и граждан.
Выкуп имущества государственных предприятий путём
конкурса, аукциона, тендера.
*Выкуп имущества государственного предприятия путём
акционирования.
*Иные источники, не запрещённые законодательством.
Механизм функционирования предприятия.
Социально-экономическая роль предприятия в
условиях рынка существенно меняется. Это изменение идёт по целому ряду
направлений:
1. Основное требование, которое рынок
выдвигает предприятию,-работать так, чтобы результатом
деятельности был не только выпуск продукции или услуг, но и получение прибыли,
т.е. всегда должно быть превышение доходов над расходами, и чем выше это
превышение, тем прибыльнее работает предприятие.
2. На смену требованию выпуска как можно
большего количества продукции, поскольку социальная экономика перманентно находится
в условиях дефицита по тому или иному ассортименту продукции, приходит
требование - не только произвести продукцию, но и сбыть её, реализовать.
Дальнейшее наращивание объёмов целесообразно только в условиях гарантированного
сбыта последней.
3. На смену существовавшим
ограничениям со стороны вышестоящих организаций приходит самостоятельность
предприятий по многим направлениям его деятельности, но как плата за эту
самостоятельность – опасность несостоятельности и банкротства, т.е. предприятие
может быть выведено за рамки экономической сферы, поскольку оно не смогло
работать в условиях рынка и вынуждено покинуть его.
Следовательно,
поведение предприятия в рыночных условиях хозяйствования видоизменяется, и это
изменение касается многих аспектов деятельности предприятия.
Любое предприятие
независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, отраслевой
принадлежности, выпускаемой продукции или оказываемых услуг является открытой
экономической системой.
1блок-предприятие, основная
задача которого-преобразование ресурсов.
2блок-ресурсы на
входе-трудовые, материальные, финансовые
3блок-ресурсы на выходе,
т.е. преобразованные ресурсы-готовая продукция, отходы производства, прибыль,
денежные средства
4блок-социальная среда, с которой взаимодействует
предприятие-государство, муниципальные органы, законодательство.
5блок-природная
среда-потребление природных ресурсов, полезных ископаемых, воздуха, воды.
6блок-взаимосвязь
с рынком, маркетинг, причём этот блок взаимодействует как на входе ресурсов,
так и на выходе.
7блок-соотношение ресурсов
на входе с ресурсами на выходе образовывает экономическую работу на
предприятии, экономику предприятия.
Как уже отмечалось выше, в
условиях рынка предприятие решает две задачи – произвести и реализовать
продукцию. В зависимости от решения этих задач предприятие будет процветать или
станет несостоятельным. Для того чтобы знать что необходимо производить – какой
ассортимент, в каком количестве, предприятие должно изучить рынок, т.е.
заняться маркетингом, прежде чем оно начнёт расходовать ресурсы для
изготовления конкретной продукции. Причём, маркетингом
необходимо заниматься
постоянно – как до запуска продукции в производство, так и после в процессе
реализации продукции. Поэтому на схеме рынок дан до начала производства и его
окончания.
Для принятия решений
необходимо собрать и проанализировать достоверность информации, которая
включает:
*Характеристику
товаров:являются ли они товарами конечного потребления или промежуточными,
готовыми изделиями или полуфабрикатами, необходима служба сервиса ли нет,
приемлема ли цена потребителем, как цены у конкурентов.
*Каналы
распространения товаров: наличие посредников между производителем и
потребителем, их количество.
*Конкретное
состояние рынка: существует ли законодательные ограничения, которые могут
помешать маркетинговой деятельности.
*Общую
характеристику рынка:большое или малое число потребителей, способы покупки
товаров, отношение покупателей к товарам, условиям и срокам поставки, условия
продажи у конкурентов.
*Законодательные
ограничения:существуют ли законодательные ограничения, которые могут
препятствовать маркетинговой деятельности
*Уровни
управленческой деятельности в области маркетинга:долговременные цели фирмы(на
10-15 лет), Учитывающие ситуацию на внутреннем и внешнем рынках и тенденции её
развития.
*Финансовые
материалы и иные ресурсы, необходимые для достижения этих целей.
*Перспективные(до 5
лет)цели фирмы, возникающие при этом и обеспеченность их необходимыми
ресурсами.
*Оперативные,
текущие цели и задачи, выдвигаемые конъюктурой рынка, не противоречащие
долговременным стратегическим целям.
В производстве продукта и осуществлении маркетинговой политики
необходимо учитывать жизненный цикл продукта на рынке, который состоит из ряда
стадий:
*Внедрение,
требующее больших затрат, поэтому торговля товаром на этой стадии, как правило,
убыточна.
*Рост как результат
признания покупателем товара и быстрого увеличения спроса на него. При росте
объёма продаж и соответственно прибыли стабилизируются расходы на рекламу.
*Зрелость
характерна тем, что большинство покупателей товар уже приобрели, поэтому темпы
роста продаж, достигнув максимума, начинают падать, прибыль также начинает
снижаться в связи с увеличением расходов на рекламу и другие маркетинговые
мероприятия.
*Насыщение: в этом
периоде, несмотря на принятые меры, рост продаж больше не наблюдается. Прибыль
от торговли продолжает увеличиваться из-за снижения расходов на производство.
*Спад представляет
собой период резкого снижения продаж, а затем и прибыли.
Предприятие на входе потребляет ресурсы определённого вида, чтобы потом
в результате производственного процесса на выходе получить трансформированные
ресурсы, ресурсы иной потребительской стоимости.
Соотношение ресурсов на входе и на выходе составляет содержание такого
понятия, как экономика предприятия. Для экономики предприятия безразличны в
известной мере производимый продукт, избранная технология производства, состав
и квалификационный уровень кадров. Единственное, что её интересует,- это
соотношение в использовании ресурсов, которое предполагает превышение доходной
части над расходной(рентабельная работа предприятия), превышение расходной
части над доходной(убыточная работа предприятия)и, наконец, равенство доходной
и расходной частей(работа предприятия в условиях самоокупаемости).
Предприятие потребляет