Рефераты. Методы управления персоналом
2.
Экономические , – основываются на правильном использовании
экономических законов производства.
3.
Социально-психологические – базируются на способах мотивации и
морального воздействия на людей и известны как «метод убеждения».
Кроме того, в процессе
конкретного решения управленческих проблем весьма полезно организовывать
эффективные коммуникации и анализ конкретных ситуаций, которые позволяют учесть
«чужие ошибки» и дают способы решения хозяйственных и кадровых задач.
Рисунок
1.
Система методов
управления персоналом на предприятии[1]
Административные методы – способ осуществления управленческих воздействий
на персонал и базируется на власти, дисциплине и взысканиях. Административные
методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость
дисциплины труда, чувство долга стремление человека трудиться в определённой
организации и т. д. Эти методы воздействия имеют прямой характер воздействия:
любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному
исполнению. Способы административного воздействия:
1. Организационные воздействия : 1) штатное
расписание; 2) положение о подразделениях; 3) должностные инструкции; 4)
организация рабочего места; 5) коллективный договор; 6) правила трудового
распорядка; 7) организационная структура управления; 8) Устав предприятия.
Эти документа (кроме устава) могут
оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие
приказом руководителя предприятия.
На предприятии, где имеется высокий
уровень организационных воздействий, доведённых до стандартов предприятия и
регламентов управления, высокая трудовая и исполнительная дисциплина,
значительно снижается надобность в применении распорядительных действий. Те
предприятия, которые не довели действия до стандартов и регламентов, нуждаются
в постоянном оперативном распорядительном воздействии, и на них, предположительно,
будут хуже конечные результаты производства.
С другой стороны, реализация организационных воздействий в
значительной степени зависит от менталитета работников, их желания
неукоснительно соблюдать инструкции и работать по правилам, утверждённым
администрацией. Сотрудник европейского предприятия неукоснительно соблюдает
установленные на предприятии правила как само собой разумеющееся, и любое их
нарушение рассматривается как ЧП.
Работник российского предприятия рассматривает внутрифирменные
стандарты как заданное ограничение, которое исходя из его личного интереса,
можно нарушать, когда дремлет бдительного око начальства. Как следствие, –
многочисленные случаи нарушения трудовой дисциплины, хищения материалов и
готовой продукции, высокий процент брака и низкая исполнительная дисциплина.
Это типичное проявление азиатского русского менталитета, где эти случаи не
подлежат общественному порицанию. Поэтому использование организационного
воздействия эффективно с параллельным применением социально-психологических методов
и воспитанием корпоративной культуры.
2.
Распорядительные
воздействия : 1) приказы; 2)
распоряжения; 3) указания; 4) инструктирование; 5) наставления; 6) целевое
планирование; 7) нормирование труда; 8) координация работ; 9) контроль
исполнения.
Распорядительные воздействия направлены на достижение поставленных целей
управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание
системы управления предприятием в заданных параметрах путём прямого административного
регулирования.
Наиболее категоричная форма распорядительного воздействия – приказ.
Его невыполнение влечёт за собой соответствующую санкцию (наказание). Приказ
обычно состоит из 5-ти частей: констатация ситуации (события), меры по устранению
недостатков или обеспечению административного регулирования, выделенные ресурсы
для реализации решения, сроки исполнения решения, контроль исполнения.
3.
Материальная
ответственность и взыскания :
1) ответственность за задержку трудовой книжки; 2) добровольное возмещение
ущерба предприятию; 3) удержания из заработной платы; 4) депремирование; 5)
полная материальная ответственность; 6) коллективная материальная
ответственность.
4.
Дисциплинарная
ответственность и взыскания :
1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) понижение в должности; 5)
увольнение.
5. Административная ответственность : 1)
предупреждения; 2) штрафы; 3) возмездное изъятие предметов; 4) административный
арест; 5) исправительные работы.
Таблица 1.
Позитивные и негативные воздействия методов административного
управления.[2]
Позитивный метод воздействия
Негативный метод воздействия
1.
Рост уровня регламентации управления
(организационное
воздействие)
1.1
Наличие хорошо проработанного устава предприятия
со свободным доступом к нему работников.
1.2
Развитие партнерских отношений администрации и
профсоюзов через коллективный договор.
1.3
Разработка чётких Правил внутреннего трудового
распорядка и работа с персоналом в соответствии с ГК и КЗоТ РФ.
1.4
Наличие чёткой организации и штатных структур и
их ежегодная корректировка в связи с изменениями условий производства.
1.5
Разработка чётких положений о подразделениях,
регламентирующих административные и функциональные связи внутри предприятия.
1.6
Наличие чётких должностных инструкций с опрелением
функциональных особенностей работника и нормированием труда.
1.7
Развитие контрактной системы организации и оплаты
труда и увеличение удельного веса сотрудников, имеющих контракты.
1.
Неэффективное организационное воздействие на
персонал:
1.1.
Типовой устав предприятия, хранящийся за «семью
печатями».
1.2.
Принятие формальных коллективных договоров (или
отсутствие их на предприятии) и конфронтация с профсоюзами.
1.3.
Использование типовых или устаревших Правил
внутреннего трудового распорядка, работа с персоналом с нарушением КЗоТ и ГК.
1.4.
Отсутствие или пользование устаревшей организационной
структурой, наличие в штатном расписании «подснежников».
1.5.
Отсутствие или пользование устаревшими положениями
о подразделениях, не отвечающими условиям производства.
1.6.
Отсутствие должностных инструкций, ориентация на
устные указания руководства, использование устаревших инструкций.
1.7.
Отсутствие или ликвидация контрактной системы
организации и оплаты труда.
2.
Эффективные виды распорядительных
воздействий:
2.1
Чёткие приказы с указанием состояния вопроса,
мероприятий, ресурсов, сроков и ответственных.
2.2
Чёткие распоряжения заместителей директора с
указанием оперативных поручений.
2.3
Чёткие устные указания руководства на всех уровнях
управления.
2.4
Применение системы контроля исполнения документов
на предприятии.
2.
Неэффективные виды распорядительных
воздействий:
2.1
Расплывчатые или противоречивые приказы с констатацией
состояния вопроса и без чётких мероприятий.
2.2
Расплывчатые или противоречивые распоряжения
заместителей директора.
2.3
Нечёткие и противоречивые устные указания руководства.
2.4
Отсутствие системы контроля исполнения документов
на предприятии или её низкая эффективность.
3
Баланс между административными
Методами наказания и поощрения:
3.1
Сокращение текучести персонала, анализ причин
увольнения и разработка мер по их устранению.
3.2
Увольнение работников по инициативе администрации
только в случае грубого нарушения внутренних нормативных документов.
3.3
Исключительное и редкое использование методов
наказания сотрудников (строгий выговор и выговор).
3.4
Эффективное применение методов административного
поощрения сотрудников за достигнутые результаты (повышение по должности,
увеличение оплаты труда, направление на стажировку).
3.5
Использование японского правила: упущения записываются,
достижения поощряются.
3.
Дисбаланс между административными
методами наказания и поощрения:
3.1
Рост текучести персонала, отсутствие анализа причин
увольнения.
3.2
Безразличное отношение к увольнению сотрудников,
расправа с неугодными и т. д.
3.3
Частое и не всегда обоснованное использование
методов наказания сотрудников для острастки других.
3.4
Отсутствие связи административного поощрения с
достигнутыми сотрудником результатами (объявление выговора и затем повышение
в должности).
3.5
Отсутствие чётких правил наказания и поощрения.