Схема 2 - цикл BPI (непрерывное улучшение
бизнес-процессов)
Цикл BPI действует на каждом уровне СММ. В
табл. 2 проведены параллели между общими свойствами СММ и элементами стандарта
ИСО 9001:2000.
Таблица 2 - параллели между общими свойствами СММ и элементами стандарта
ИСО 9001:2000.
Общие свойства СММ
МС ИСО 9001:2000
1. Обязательство выполнить
5. Ответственность руководства
2. Способность выполнить
6. Управление ресурсами
3. Выполняемые действия
7. Реализация продукции
(частично): 7.2. Процессы, связанные с потребителем; 7.3. Проектирование и
разработка; 7.4. Закупки; 7.5. Деятельность по производству и обслуживанию
продукции
4. Измерение и анализ
8. Измерение, анализ и улучшение
(I часть): 8.1. Планирование; 8.2. Измерение
и мониторинг; 8.3. Управление несоответствиями; 8.4. Анализ данных для
улучшения
5. Проверка реализации
8. Измерение, анализ и улучшение
(11 часть): 8.5. Улучшение
Далее детализируется соответствие общего свойства
«Выполняемые действия» ОКП второго уровня СММ с элементом «7. Реализация
продукции» МС ИСО 9001:2000.
7.2. Процессы, связанные с потребителем — управление
требованиями
В этой ОКП описывается порядок действий, обеспечивающий
появление понятных и заказчику, и исполнителю требований к конечному продукту.
Данная ОКП определяет следующие цели:
1. Системные требования, предъявляемые к ПО, должны быть
контролируемыми и являться основой для проектирования ПО и диспетчеризация хода
выполнения проекта.
2. Планы разработки ПО, продукция и действия сохраняют непротиворечивость
с предъявляемыми системными требованиями.
Достижение этих целей подразумевает наличие:
системы разработки технических заданий (ТЗ) на ПО (как
начало управления требованиями);
системы заявок и уточнений на протяжении всего жизненного
цикла ПО;
технологии согласования требований на протяжении всего
жизненного цикла ПО (электронная почта, системы электронных сообщений, система
управления документооборотом и т. п.).
Уровни оценки зрелости ОКП «Управление требованиями» даны
в табл. 3.
Таблица 3 - Уровни оценки зрелости ОКП «Управление требованиями»
Качественная характеристика
уровня зрелости
%
0. Требования заказчика
формулируются и принимаются в устной форме и затем нигде не фиксируются
0
1 . Требования заказчика
фиксируются в разрозненных документах; прослеживаемости исполнения нет
20
2. Ведется диспетчирование
заявок заказчика, стадии их исполнения, уровень удовлетворенности заказчика
40
3. Тесная координация работы с
Заказчиком, заказчик интегрируется в процесс разработки ПО
60
4. Накапливаются формализованные
знания (метрики) по удовлетворенности заказчика (для планирования
приоритетов)
80
5. Система управления знаниями
(СУЗ) в повседневной работе помогает заказчику конфигурировать заявки на ПО
с учетом будущих потребностей
100
Для повышения качества процесса управления требованиями
необходимо, чтобы культурой обмена электронными заявками (письмами,
требованиями и т. п.) обладал не только разработчик, но и заказчик.
УИ в начале внедрения СММ находилось на уровне 15%
зрелости данной ОКП. В начале 1999 г. в УИ внедрялась система учета заявок от
подразделений
предприятия (на базе BPI-компоненты
— ПО, направленного на преобразование заявок в конкретные задания для
персонала). Попытка не удалась, и уровень управления требованиями остался
прежним.
CIT в
1999 г. находилась на уровне 15%. С вводом в практику приема
заявок заказчиков по E-mail, автоматического формирования заданий в Prose
Уровень зрелости, %