Рефераты. Методика оптимизации рентабельности экспортного контракта

Методика оптимизации рентабельности экспортного контракта

 

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

ЭКСПОРТНОЙ СДЕЛКИ:

ЗАВИСИМОСТЬ И  МЕТОДИКА ОПТИМИЗАЦИИ



21 августа 2001 г.                                                                                              Автор Дмитрий Ватлин

директор частного унитарного предприятия «Олимпик», г Гомель

соискатель кафедры международных экономических отношений

Белорусского Государственного Экономического Университета

Dvatlin@ mail.ru


Залогом успешной работы предприятия на внешних рынках является тщательный анализ и финансовый контроль планируемых экспортных контрактов. Как правило, если экспортер получает оплату по сделке предварительно или практически сразу же после отгрузки продукции,  то проблем с расчетом планируемой по контракту прибыли не происходит. Однако, если оплата по экспортной сделке происходит частями в течение какого-либо временного промежутка после отгрузки продукции, анализ планируемой прибыли становится делом достаточно трудным, так как на расчет прибыли начинают оказывать влияние такие трудно прогнозируемые  макроэкономические величины как инфляция, процентная ставка  и обменный курс национальной валюты.

Как прогнозировать финансовый результат экспортной сделки в таких неопределенных условиях?

Предлагаемая автором статьи экономико-математическая модель дает возможность аналитикам внешнеторговой фирмы  уже на этапе планирования определить прибыльность экспортного контракта с учетом трудно прогнозируемых факторов макроэкономической неопределенности.

Рассмотрим влияние инфляции, процентной ставки  и обменного курса национальной валюты на прибыльность экспортной сделки через формирование во времени ее финансовых потоков. Для примера рассмотрим вариант, когда белорусская фирм-производитель или экспортер планирует выйти со своей продукцией на внешний рынок. Проведя предварительное маркетинговое исследование,  экспортер определил средний ожидаемый ежемесячный объем продаж товара в валюте страны-импортера и среднюю цену продажи единицы товара в валюте страны-импорта, принятые в деловой практике торговли данным товаром.

Для успешного выхода на внешний рынок, аналитикам фирмы необходимо дать ответы на следующие вопросы:

1.      Какова будет чистая прибыль экспортного контракта при заданных значениях параметров сделки  и ее времени исполнения?

2.      Чему равна «временная точка безубыточности» экспортного контракта?

3.      Есть ли у экспортера возможность увеличить прибыльность сделки за счет уменьшения цены продажи единицы товара и увеличения планируемого объема продаж по контракту?

4.      Каким образом валюта платежа по контракту и динамика ее поведения относительно национальной валюты может улучшить или ухудшить рентабельность сделки?

5.      Каким образом внутренняя инфляция будет влиять на рентабельность данной сделки?

6.      Понадобится ли заемный капитал для проведения сделки и на каких условиях? Как определить оптимальный размер заемного капитала относительно эффективности использования собственного капитала фирмы?

7.      Существуют ли альтернативные варианты вложения свободного капитала фирмы-экспортера в другие внешнеторговые контракты и как их сравнить между собой и с другими инвестиционными возможностями, предоставляемыми рынком?

8.      Какие параметры внешнеторговой сделки поддаются влиянию экспортера и может ли их изменение увеличить планируемую прибыль?



Представим графически время проведения сделки в виде временной шкалы  и отметим на ней формирование финансовых потоков, составляющих сделку (направление финансовых потоков от временной шкалы означает движение финансового потока от фирмы, а  в сторону временной шкалы – к фирме ) :


                        С                                                                                  

                                                                                                                                       

                        0                      1                      2                      i                                   n

                                                                                    

                        VC       , ,               

Рис.1 Схема формирования финансовых потоков экспортной сделки, где

0 -  нулевая точка временной шкалы, которая определяет время передачи партии товара от продавца к покупателю по сделке, начиная с которой у покупателя перед продавцом возникают определенные договором финансовые обязательства.

n  - срок оплаты партии товара в периодах. Величина периода может быть разной. В данном случае для упрощения расчетов мы считаем ее равной одному месяцу.


Применяя метод математической индукции мы получаем формулу для значений чистой прибыли при оплате по экспортному контракту  за n  периодов:

, где                                                                      (1)

- общая сумма выручки, полученная при оплате по контракту за n – ериодов ;

 - общая сумма налоговых отчислений, уплачиваемая продавцом при оплате по контракту за n – периодов ;

 - общая сумма постоянных затрат, уплачиваемая продавцом при оплате по контракту за n – периодов ;

 - общая сумма банковских процентов и погашаемого кредита, уплачиваемая продавцом при оплате по контракту за n – периодов ;

С – стоимость партии товара по эспортному контракту;

VC – стоимость переменных затрат, связанных с проведением экспортной сделки;

n – время исполнения контракта в периодах.


Оставшаяся часть выручки и будет составлять чистую прибыль фирмы (NP).







Применяя методы математического анализа, автор получил следующую формулу для определения плнируемой чистой прибыли экспортного контракта:


,        (2)

где      

- цена продажи единицы товара в валюте страны импортера.

- цена покупки или изготовления единицы товара

- планируемый объем продаж товара.

- курс национальной валюты по отношению к валюте платежа на начало первого периода   (точка “0” временной шкалы);

FC – постоянные затраты за период (ежемесячно), не зависящие от объема реализуемой продукции.

VC – переменные затраты на сделку, зависящие от объема реализуемой продукции.

 - коэффициент учета фиксированных затрат   в себестоимости товара по данной сделке  (изменяется от 0 до 1).

 – коэффициент совокупного налогообложения выручки от реализации, изменяющийся от 0 до 1.

- годовая ставка процента по кредиту, приведенная к 100;

 – величина периода реализации товара  n в сутках ( в данном случае равно 30).

- коэффициент заимствования, определяющий размер заемного капитала. Изменяется от 0 до 1.

- функция, определяющую размер получаемой выручки от реализации, зависящей от темпов изменения обменного курса а и инфляции b

- функция, определяющую влияние темпа инфляции b.

 - функция, определяющая размер выплат банковских процентов, зависящую от  темпа изменения инфляции b за один период.

Рассмотрим предлагаемую методику оптимизации рентабельности экспортного контракта путем составления примерного алгоритма работы менеджера-аналитика экспортной фирмы, используя следующие данные:

Табл. 1 Исходные параметры экспортной сделки


Параметры экспортной сделки

Величина

( в усл. ед.)

Планируемый объем продаж товара

Q

1 000

Цена продажи единицы товара в валюте импортера

PR

16

Стоимость покупки или изготовления единицы товара

PRc

10 000

Величина переменных затрат ( на сделку)

VC

3 000 000

Величина постоянных затрат ( в период)

FC

2 000 000

Курс национальной валюты на день отгрузки товара

Kex

1 000

Величина периода исполнения сделки  n в сутках

T

30

Коэффициент налогообложения в выручке от реализации (устанавливается эмпирически от 0 до 1)

Ktx

0,10

Коэффициент учета постоянных затрат ( от 0 до 1)

Kfc

0,10

Такие параметры, как стоимость покупки или изготовления единицы товара PRc, величины постоянных FC (оплата персонала и офиса, телефонных переговоров и т.п.) и переменных затрат VC (хранение, предварительное складирование, сертификацие, таможенная очистка,  транспортировка и т.п.), коэффициент налогообложения Ktx, учета постоянных затрат Kfc, заимствования Kln, являются внутренними параметрами по отношению к фирме и в некоторых случаях могут быть ею изменены.

Такие параметры, как цена продажи единицы товара PR, объем продаж Q, валюта платежа, годовая ставка процента по кредиту RT, являются внешними по отношению к фирме и зависят не только от нее самой, но и от ее контрагентов по сделке.

Такие параметры, как темп изменения обменного курса выбранной валюты к национальной валюте a и инфляции b за один период, не зависят от контрагентов по сделке и являются факторами макроэкономической неопределенности.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.