Рефераты. Метод конкурентной борьбы в условии совершенной и несовершенной конкуренции

 

 

 

4.2  Источники конкурентного преимущества

 

Избранная фирмой конкурентная стратегия определяет способ, которым фирма выполняет отдельные виды деятельности. Фирмы получают конкурентное преимущество, разрабатывая новые способы выполнения деятельности, внедряя новые технологии или исходные компоненты производства. Они выходят с ними на рынок, и тогда это – нововведения.

Нововведение ведёт к смене лидерства в конкуренции, если прочие конкуренты либо не распознали пока нового способа ведения дел, либо не могут или не желают изменить свой подход.

Вот наиболее типичные причины новаций, дающих конкурентное преимущество:

1.     Новые технологии. Изменение технологии может создать новые возможности для разработки товара, новые способы маркетинга, производства или доставки и улучшение сервиса или услуг. Именно оно чаще всего предшествует стратегически важным нововведениям.

2.     Новые или изменившиеся запросы покупателей.

3.     Появление нового сегмента в отрасли.

4.     Изменение стоимости или наличия компонентов производства. Конкурентное преимущество часто переходит из рук в руки из-за изменения абсолютной или относительной стоимости компонентов, таких как рабочая сила, сырьё, энергия, транспорт, связь, средства информации или оборудование. Это говорит об изменении условий у поставщиков или о возможности использовать новые или другие по своим качествам компоненты.

5.     Изменения правительственного регулирования. Изменение политики правительства в таких областях как стандарты, охрана окружающей среды, требования к новым отраслям и торговые ограничения.

Вышеуказанные вводные могут дать фирмам конкурентное преимущество, если фирмы вовремя поймут их значение и предпримут решительное наступление. В очень многих отраслях такие «ранние пташки» (early moves) десятилетиями удерживают лидерство. «Ранние пташки» получают преимущество, первыми используя эффект масштаба, снижая издержки за счёт интенсивного обучения персонала, создавая фирменный имидж и отношения с клиентами в то время, когда жёсткой конкуренции ещё нет, имея возможность выбирать каналы распределения или получая самое выгодное размещение заводов и самые выгодные источники сырья и других факторов производства.

 

 

                               5. Способы ведения конкурентной борьбы 

 

Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и как было уже отмечено выше означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.

 Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.

 Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию.

 

 

              5.1 Добросовестная  конкуренция и недобросовестная конкуренция

 

 

Основными методами являются:

 - повышение качества продукции

 - снижение цен ("война цен")

 - реклама

 - развитие до- и послепродажного обслуживания

 - создание новых товаров и услуг с использованием достижений

 

 Одной из традиционных форм конкурентной борьбы является манипулирование ценами, т.н. "война цен". Она осуществляется многими способами: понижением цен, локальными изменениями цен, сезонными распродажами, предоставлением большего объема услуг по действующим ценам, удлинением сроков потребительского кредита и др. В основном ценовая конкуренция используется для выталкивания с рынка более слабых соперников или проникновения на уже освоенный рынок.

 Более эффективной и более современной формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого на рынок товара. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. "формирование" качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации. В качестве примера можно привести тот факт, что известная японская фирма "SONY" осуществляла разработку видеомагнитофона одновременно по 10 конкурирующим направлениям.

 В настоящее время получили очень большое развитие различного рода маркетинговые исследования, целью которых является изучения запросов потребителя, его отношения к тем или иным товарам, т.к. знание производителем подобного рода информации позволяет ему более точно представлять будущих покупателей его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д.

 Большую роль играет до- и послепродажное обслуживание покупателя, т.к. необходимо постоянное присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок (например комплектующих деталей и узлов). Послепродажное обслуживание- создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт и т.п.

 В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы, т.к. с помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны, в качестве доказательства можно привести следующий пример:

 Во времена существования ФРГ у западногерманских потребителей большим спросом пользуется французское пиво. Западногерманские производители делали все, чтобы не допустить французское пиво на внутренний рынок ФРГ. Ни реклама немецкого пива, ни патриотические призывы "немцы, пейте немецкое пиво", ни манипулирование ценами, ни к чему не привели. Тогда пресса ФРГ стала делать упор на то, что французское пиво содержит различные вредные для здоровья химические вещества, в то время как немецкое якобы является исключительно чистым продуктом. Начались различные акции в прессе, арбитражные суды, медицинские экспертизы, В результате всего этого спрос на французское пиво все-таки упал - на всякий случай немцы перестали покупать французское пиво.

 Но наряду с методами добросовестной конкуренцией существуют и другие, менее законные методы ведения конкурентной борьбы:


 Основными методами являются:

 - экономический (промышленный шпионаж)

 - подделка продукции конкурентов

 - подкуп и шантаж

 - обман потребителей

 - махинации с деловой отчетностью

 - валютные махинации

 - сокрытие дефектов и т.д.

 

 К этому можно также добавить и научно-технический шпионаж, т.к. любая научно-техническая разработка только тогда является источником прибыли, когда она находит применение в практике, т.е. когда научно-технические идеи воплощаются на производстве в виде конкретных товаров или новых технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Заключение

Один из наиболее выдающихся предпринимателей прошлого  века — японец Акио Морита, глава знаменитой ком­пании «SONY». Его исключительные организаторские способности и технический гений его компаньона Масару Ибуки позволили превратить крошечную мастерскую по переделке радиоприемников, созданную в 1946 г. в разо­ренной войной Японии, в одну из крупнейших фирм ми­ра. Причем преуспела эта фирма, нанявшись труднейшим делом — созданием и внедрением на рынок принципиаль­но новых товаров.

Именно «SONY» первой начала массовое производство транзисторных приемников и создала первый в мире до­машний видеомагнитофон. Привычный ныне плейер с на­ушниками тоже детище «SONY», так же как и последнее слово в области звукозаписи — компакт-диски для лазер­ных проигрывателей. Сейчас «SONY» начала внедрение те­левидения высокой четкости (ТВЧ), позволяющего получать телеизображение, не уступающее по качеству изо­бражению на киноэкране. Авторитет Акио Морита в ми­ре экономики бесспорен, и потому любопытно послушать, что он говорит о конкуренции:

«И слава, и карающий меч японского бизнеса, горючее двигателя нашей промышленности это добрая старая конкуренция. У нас свободная экономическая система, в которой каждый может осно­вать любую компанию, разрешенную зако­ном, поэтому если какой-нибудь товар будет пользоваться успехом, па пего сразу наки­нется множество людей и будут изо всех сил бороться друг с другом за производство этого товара.

Несколько лет назад компания «Ямаха» решила, что наступил подходящий момент бросить вызов «Хонде» и увеличить свою до­лю на японском рынке мотоциклов и мотороллеров. «Хонда» обладала тогда явными преимуществами, но она делала большие ка­питаловложения в новый завод по сборке ав­томобилей в США, и тогда «Ямаха» выпустила серию новых моделей и начала ак­тивную рекламную кампанию.

Руководство «Хонды», несмотря на тя­желое финансовое положение, отреагирова­ло немедленно, оно нанесло ответный удар, начав выпускать каждую неделю в течение целого года по новой модели. «Ямаха» не смогла за ней угнаться, и, в конце концов часть руководителей «Ямахи» подали, а от­ставку».

Акио Морита считает конкуренцию на­столько важной, что даже... помогает сво­им конкурентам!

Вот что он рассказывает.

«Когда мы начинали производить в Япо­нии магнитофоны, у нас в руках были все важнейшие патенты и нам принадлежали сто процентов рынка. Но, если бы такая монополия сохранилась, это могло погубить нас.

Мы начали продавать лицензии, и вскоре у нас осталось только тридцать процентов рынка, но это уже был значительно разрос­шийся рынок. Мы не испытываем радости от того, что ни один американский промыш­ленник не производит видеомагнитофоны... потому что при наличии конкуренции мы могли бы расширить рынок и ускорить раз­витие новых моделей. Когда нет конкурен­ции, меньше стимулов для нововведений».

                                         Библиографический список

 

  1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. – М.: Юрайт, 1999 г.

 

  1. Липсиц И. В. Экономика. –  М.: Вита-Пресс, 2000 г.

 

  1. Р. Строуп, Дж Гвартни. Азбука экономики 1993 г.

 

  1. Юданов  А.Ю. Конкуренция: теория и практика. 2-е издание.  М., 1998 г.

 

 

 


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.