Рефераты. Место и роль России в мировой торговле

Евро получит развитие и в качестве резервной валюты. Диверсификация резервов в иностранных валютах и пе-реход на евро будут связаны с растущим использованием его как инструмента интервенции на рынках иностранных валют и расчетной валюты в мировой торговле. В основном это будет зависеть от присущих евро характеристик и его использования в международных финансовых операциях.

Вместе с тем в связи с переходом к евро могут возникнуть вопросы, затрагивающие интересы Российской Фе-дерации и стран - участниц ЕС. Отсутствие во внешнеэкономических операциях России и ЕС правил перехода на но-вую валюту может осложнить не только положение российских банков и предприятий, но и деятельность европейских компаний и инвесторов на российском рынке. Возможные резкие перепады спроса на евро в России в условиях нали-чия значительных объемов валютных средств, включая население, могут создать дополнительные сложности для Ев-ропейского центрального банка, который обязан поддерживать курс евро и в случае необходимости проводить соот-ветствующие интервенции.

Следует отметить важность сотрудничества России и ЕС в решении таких проблем, как пересчет внешнего дол-га и урегулирование на недискриминационной основе юридических и технических вопросов ведения российскими хозяйствующими субъектами операций с евро. В ближайшее время необходимо провести официальные консультации с Комиссией европейских сообществ и Европейским центральным банком о порядке пересчета государственного внешнего долга, проблематике юридического статуса евро и практических аспектах расчетов в евро на территории России.

Появление евро станет одним из важнейших событий в мировой экономике в конце века. Вполне естественно, что и для экономических партнеров ЕС, в том числе России, переход к евро будет означать ряд важных изменений как в области торговли - в первую очередь, так и финансовых потоков. С точки зрения торговли валютное объединение большинства стран ЕС должно привести к усилению их экономической интеграции и, как следствие, к большим воз-можностям для партнеров ЕС пользоваться преимуществами, предоставляемыми единым экономическим пространст-вом.

С практической точки зрения ожидается, что для российских компаний и для компаний из других стран - парт-неров ЕС доступ на рынок должен улучшиться за счет снижения издержек и исчезновения риска по обменным курсам. Помимо того, сам факт дальнейшего экономического объединения Европы должен привести к улучшению экономи-ческой конъюнктуры и к дополнительным возможностям для российских предприятий развивать деловые контакты в странах ЕС. Естественно, необходимо, чтобы российские компании готовились к введению евро.

Основными потребителями российского природного газа являются европейские страны. В страны ЕС из России поставляется около трети от общего экспорта природного газа, четверть общих объемов поставок российского газа приходится на страны Центральной и Восточной Европы. В последнее время большинство европейских стран, стре-мясь снизить свою энергетическую зависимость от России, предпринимают меры по импорту природного газа и нефти из других регионов, в частности, увеличивают импорт нефти из Великобритании, природного газа - из Норвегии, Ни-дерландов и Великобритании.

Учитывая роль стран Центральной и Восточной Европы для России в качестве транзитно-распределительных территорий для российских энергоносителей и как сферы приложения капитала, целесообразно строить отношения России с ними таким образом, чтобы не появилась своеобразная экономическая буферная зона между Россией и Евро-пейским союзом, что было бы невыгодно всем затронутым сторонам и наносило бы урон экономической ситуации в Европе в целом.


Россия и ВТО.


Всемирная торговая организация не просто продолжение ГАТТ. Напротив, она полностью заменила собой сво-его предшественника и коренным образом отличается от него по своему характеру. Среди принципиальных отличий следует назвать следующие:

ГАТТ - это был комплекс правил, зафиксированных в международном соглашении, которое не предусматрива-ло создание какой-либо организационной основы. Деятельность ГАТТ обслуживалась лишь небольшим секретариа-том, возникшем в результате попытки создать Международную торговую организацию еще в сороковых годах (см. выше). ВТО является постоянно действующей организацией, которая имеет собственный секретариат.

ГАТТ применялся на "временной основе", хотя - после более, чем сорока лет его существования, - правительст-ва предпочитали рассматривать содержащиеся в нем обязательства как действующие на постоянной основе. Обяза-тельства ВТО носят полномасштабный характер и являются постоянными.

Правила ГАТТ применялись к торговле товарами. Помимо товаров, ВТО охватывает торговлю услугами, а так-же связанные с торговлей аспекты интеллектуальной собственности.

Хотя ГАТТ и являлся международным инструментом, к восьмидесятым годам к нему добавилось много новых соглашений, заключенных между ограниченным числом стран, которые, соответственно, носили избирательный ха-рактер. Практически все соглашения, которые лежат в основе ВТО, являются многосторонними, и, таким образом, содержащиеся в них обязательства, являются обязательствами всех членов организации.

Существующая в рамках ВТО система урегулирования споров оперативнее; она действует почти автоматиче-ски, а потому вероятность того, что она будет блокирована, гораздо меньше, чем при старой системе ГАТТ. Исполне-ние решений, принимаемых для урегулирования споров, будет легче реализовывать на практике.

"ГАТТ 1947 года" продолжал действовать до конца 1995 г., что дало всем членам ГАТТ время для присоедине-ния к ВТО и позволило продублировать деятельность в некоторых областях, например, в сфере урегулирования спо-ров. Более того, ГАТТ продолжает свою жизнь как "ГАТТ 1994 года", который представляет собой дополненный ва-риант ГАТТ 1947 года, отвечающий требованиям сегодняшнего дня. "ГАТТ 1994 года" является неотъемлемой частью Соглашения об учреждении ВТО и по-прежнему регламентирует ключевые положения международной торговли то-варами.

Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 года Генерального со-глашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 года. Секретариат ВТО находится в Женеве (Швейцария).

Цели и принципы. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников организации в сфере международной торговли на основе пакета соглашений т.н. Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.).

Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации предусматривает создание постоянно действую-щего форума государств-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, а также для осуществления контроля для реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раун-да. ВТО функционирует во многом также, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спек-тром торговых соглашений и имеет гораздо большие полномочия в связи с усовершенствованием ряда процедур при-нятия решений.

Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно та-рифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услу-гами.

Основополагающими принципами и правилами ВТО, являются: предоставление режима наибольшего благо-приятствования в торговле на недискриминационной основе; взаимное предоставление национального режима това-рам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

Все страны-члены ВТО принимают обязательство по выполнению порядка двадцати основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином "многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.

Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет примерно 50 многосторонних соглашений и других право-вых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС:

I. Многосторонние соглашения по торговле товарами, такие, как:

- Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ-94);

- Соглашение по сельскому хозяйству;

- Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер;

- Соглашение по текстильным изделиям и одежде;

- Соглашение по техническим барьерам в торговле;

- Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМс);

- Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ-94 (Антидемпинговые процедуры);

- Соглашение по применению Статьи VII ГАТТ-94 (Оценка таможенной стоимости товаров);

II. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).

III. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПс).

IV. Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров;

V. Механизм обзора торговой политики.

VI.Плюрилатеральные соглашения (с ограниченным участием, т.е. необязательные для всех членов ВТО): Со-глашение по торговле гражданской авиатехникой; Соглашение по правительственным закупкам. Существуют также т.н. секторальные тарифные инициативы ("нулевой вариант", "гармонизация торговли химическими товарами", "ин-формационные технологии"), в которых на добровольный основе участвуют лишь часть стран-членов ВТО.

Структура и функции. Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представи-телей всех участников организации. Сессии конференции собираются не реже одного раза в два года для обсуждения и принятия решений по принципиальным вопросам, связанным с соглашениями Уругвайского раунда. Первая конфе-ренция состоялась в декабре 1996 г. в Сингапуре; вторая - в мае 1998 г. в Женеве, где подводились основные итоги пятидесятилетней деятельности ГАТТ/ВТО. В Министерской декларации по итогам этой конференции сформулиро-вано поручение Генеральному Совету подготовить решение по срокам проведения, повестке дня и параметрам нового раунда многосторонних торговых переговоров ("раунд тысячелетия").

Следующий форум ВТО пройдет в конце 1999 г. и будет посвящен обсуждению выполнения странами-членами организации действующих соглашений Уругвайского раунда, а также формата нового раунда МТП: начало перегово-ров по "встроенной повестке дня" (сельское хозяйство, услуги, обзор Соглашения по ТРИПс), подготовка рекоменда-ций по перспективам деятельности организации с учетом решений Сингапурской конференции, т. е. возможному включению в будущие переговоры принципиально новых сфер - конкуренции, экологии, трудовых стандартов, а так-же тарифов на промышленные товары.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.