Рефераты. Место и роль малого бизнеса в системе рыночных отношений

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Малое предпринимательство в современной рыночной экономике.

Малое предпринимательство.

По гражданскому кодексу РФ, «малое предпринимательство» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях).

Западные экономисты определяют предпринимательство как процесс поиска новых возможностей, внедрения новых способов производства, открытость к новым перспективам, преодоление старых ограничений. Предпринимательство, считают они, есть четвертый фактор производства, который, однако, неосязаем.

class=Section2>

Отечественные психологи усматривают в предпринимательстве особый, связанный с риском вид деятельности по организации нового потенциала, прибыльного дела, а также творческую активность в экономике, требующих специфических личностных качеств.

Как показывает мировая и отечественная практика, основным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником.

Как правило, наиболее общими показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие:

·               средняя численность занятых на предприятии работников;

·               ежегодный оборот, полученный предприятием за год;

·               величина активов.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 года №88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней:

·               в промышленности – 100 чел.;

·               в строительстве – 100 чел.;

·               на транспорте – 100 чел.;

·               в сельском хозяйстве – 60 чел.;

·               в научно-технической сфере – 60 чел.;

·               в оптовой торговле – 50 чел.;

·               в розничной торговле и

·               бытовом обслуживании населения – 30 чел.;

·               в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 чел.

В Федеральном Законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Организационно-правовые формы.

Малое предприятие должно иметь одну из организационно-правовых форм, установленных Гражданским Кодексом РФ, и обладать статусом юридического лица. В качестве учредителей могут выступать:

·               Граждане РФ, члены семьи, другие лица, совместно ведущие хозяйство;

·               Органы управления РФ и субъектов РФ, уполномоченные управлять государственным имуществом;

·               Органы местного самоуправления;

·               Общественные объединения (организации);

·               Иностранные юридические лица и различные иностранные организации (с учетом действующего законодательства);

·               Трудовые коллективы государственных и муниципальных предприятий.

Первая часть Гражданского Кодекса РФ предоставляет законное право на существование следующим организационно-правовым формам коммерческих организаций, основанных на частной собственности:

·               Полное товарищество;

·               Товарищество на вере;

·               Общество с ограниченной ответственностью;

·               Общество с дополнительной ответственностью;

·               Производственный кооператив;

·               Акционерное общество;

Рассмотрим вышеуказанные формы подробнее.

В целом необходимо отметить, что хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на вклады участников уставным капиталом, которые в качестве основной цели преследуют извлечение прибыли путем осуществления любых не запрещенных законом видов деятельности.

Участники обществ и товариществ имеют право на получение информации о деятельности этих организаций и несут обязательства по внесению вкладов в уставной капитал и неразглашению информации, составляющей коммерческую тайну.

Основное различие между обществами и товариществами состоит в том, что первые представляют собой объединение капиталов, т. е. участие учредителей выражается прежде всего в имущественных взносах и необязательно – в личном труде, а вторые являются объединением лиц, поскольку учредители, как правило, не только участвуют в деятельности товарищества своим имуществом, но и непосредственно занимаются предпринимательством.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.