Рефераты. Место и роль иностранных вложений в России p> При реализации широкой программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций необходима также организация мониторинга программы и оперативной корректировки состава мероприятий.

4. Юридическая база, регулирующая инвестиционный процесс.

Основные проблемы переходного этапа нашей экономики связанны с отсутствием достаточно понятных , корректных, стабильных "правил игры", т.е. законодательной базы, регулирующей инвестиционную деятельность. Основу национального законодательства об иноинвестициях составляют правовые гарантии, непосредственно влияющие на международный инвестиционный процесс. Цель таких гарантий - обеспечение взаимных интересов принимающих стран и иностранных инвесторов.

В области государственной политики в отношении иностранных инвестиций наиболее значительными событиями были принятие в январе 1999г. поправок к закону «О соглашениях о разделе продукции» и принятие в июле прошлого года нового закона «Об иностранных инвестициях в РФ».

Статьей 9 этого закона вводится так называемая «дедушкина оговорка», дающая иностранным инвесторам гарантии от изменений законодательства, которые могут ухудшить условия их работы на российском рынке по сравнению с первоначальными (например, увеличить налоговую нагрузку на их деятельность). Гарантии распространяются на организации с долей иностранного участия не менее 25% и касаются лишь инвестиций в приоритетные инвестиционные проекты. Но и для них стабильность режима гарантируется лишь в течении срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более 7 лет с даты начала финансирования. Правда, в исключительных случаях при реализации приоритетных проектов в сфере производства и инфраструктуры с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд. руб., срок окупаемости которых превышает 7 лет, правительство может продлить срок гарантии.

Статьей 4 закона иностранным инвесторам фактически предоставляется национальный (т.е. недискриминационный ) режим. Это не исключает изъятий из этого режима в виде каких-то льгот, но изъятия ограничительного характера могут быть установлены федеральными законами «только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и защитных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Предусмотрены некоторые льготы совместным предприятиям с иностранными инвестициями - право без лицензии экспортировать продукцию и импортировать товары для собственных нужд, оставлять валютную выручку полностью в своем распоряжении.

До недавнего времени большая проблема было связана со взиманием таможенных пошлин и налогов с иностранных фирм, которые практически не имели никаких преимуществ перед российскими инвесторами. Поэтому зарубежные партнеры вынуждены были уменьшать размеры своих инвестиционных программ на величину взимаемых пошлин и налогов. Но 25 января подписан Указ Президента РФ "О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства РФ" В качестве таких мер установлено снижение в 2 раза таможенных пошлин на ввоз иностранных товаров, если ввозящие их иностранные компании являются учредителями предприятий по производству аналогичных товаров и осуществляют прямые капиталовложения в отрасли материального производства РФ. Тоже относится к налогообложению компаний с долей иностранного капитала более 30% (или не менее 10 млн. $), оно приравнено фактически к налогообложению малых предприятий; инвесторы освобождены от таможенных пошлин, НДС и акцизов при поставке оборудования для действующих предприятий и при вкладе их в уставной капитал.

Другое важное новшество состоит в значительном ужесточении условий получения иностранными инвесторами таможенных льгот. Теперь льготы
(освобождение от таможенных платежей) предоставляются только при осуществлении приоритетных инвестиционных проектов, определяемых правительством РФ на основе ряда критериев, касающихся размера инвестиций и их характера. Это положение, направленное на борьбу со злоупотреблениями льготами, может, однако, стать очередной бюрократической ловушкой для инвесторов. К недостаткам нового закона можно отнести и то, что он сам по себе – в отличие от закона об иностранных инвестициях 1991г. – не определяет характер возможных льгот, предоставляемых иностранным инвесторам, но лишь отсылает к другим нормативным актам, содержащим упоминания об этих льготах. Так, все бизнесмены мира ведут свое дело на основе законов, у нас же им приходиться руководствоваться указами, распоряжениями, постановлениями и другими нормативными документами, которые постоянно меняются, дополняются, уточняются, разъясняются, что затрудняет реализацию любых экономических программ.

Заключение.

Российская экономика в последнее время демонстрирует значительные успехи. Их объясняют по-разному. Высокими мировыми ценами на энергоносители, эффектом девальвации, ослабившей остроту конкуренции внутри страны. Однако нельзя рассчитывать, что эти факторы будут действовать продолжительное время. Не решив проблему технологической модернизации, Россия не сможет занять достойное место на международных рынках, а для этого необходимы инвестиции. Но, к сожалению, инвестиционный климат в нашей стране все еще далек от идеального. Пока преодолеть недоверие инвесторов не удалось. Переломить их настроение – задача не только государства, но и финансовых институтов.

Подытоживая все вышесказанное, можно отметить, что привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику, являющееся одним из необходимых условий выхода страны из экономического кризиса, требует значительных нормотворческих и организационных усилий как от российских федеральных и региональных властей, так и от отдельных предприятий и финансовых институтов. В целом эти усилия должны быть направлены на улучшение общего инвестиционного климата России, стабилизацию экономической и законодательной ситуации и создание эффективного экономического законодательства, организацию эффективного внутрироссийского рынка капиталов, обеспечивающего полноценную связь рынка ценных бумаг с реальным сектором.

Приложение.

Таблица 1

Поступление иностранных инвестиций в Россию

По видам, млн. дол.


|Инвестиции |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |
|А |1 |2 |3 |4 |5 |6 |
|Всего |1053 |2983 |6970 |12295 |11773 |9560 |
|Прямые |549 |2020 |2440 |5333 |3361 |4260 |
|Портфельные |0,5 |39 |128 |681 |191 |31 |
|Прочие |504 |924 |4402 |6281 |8221 |5269 |

Примечание: данные табл.1-2 приведены без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков, включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США.

Таблица 2


Отраслевая структура поступления иностранных инвестиций в Россию, в %

|Отрасль |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |
|А |1 |2 |3 |4 |5 |
|Промышленность - всего |43,3 |32,7 |29,3 |39,9 |51,0 |
|В том числе: | | | | | |
|топливная |8.8 |7,4 |13,6 |16,0 |17,8 |
|металлургия |- |- |4,0 |4,4 |9,7 |
|машиностроение и |6.6 |2,8 |2,2 |2,6 |4,1 |
|металлообработка | | | | | |
|химическая и нефтехимическая |5.8 |1,5 |0,7 |0,4 |1,1 |
|лесная, деревообрабатывающая и |5.8 |4,5 |1,6 |2,0 |2,0 |
|целлюлозно-бумажная | | | | | |
|пищевая |9.9 |11,2 |5,7 |12,5 |14,8 |
|Строительство |7.3 |1,4 |2,2 |2,0 |1,0 |
|Транспорт и связь |3.3 |3,9 |1,6 |5,0 |9,5 |
|Торговля и общественное питание|17,0 |5,4 |6,0 |10,5 |17,0 |
|Финансы, кредит, страхование и |13,6 |29,0 |38,7 |7,6 |1,2 |
|пенсионное обеспечение | | | | | |
|Общая коммерческая деятельность|4,9 |23,4 |18,7 |12,1 |2,0 |
|по обеспечению функционирования| | | | | |
|рынка | | | | | |
|Управление |- |- |- |21,0 |15,5 |
|Прочие отрасли |10,6 |4.2 |3,5 |1,9 |2,8 |
|Итого |100,0 |100,0 |100,0 |100,0 |100,0 |

Таблица 3


Доля крупнейших инвесторов в экономику России в общем объеме поступления инвестиций, %


|Страна |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |Накоплено на конец 1999г., млн. дол. |

| | | | | |Всего |Прямые |Портфельные |Прочие | |А |1.1 |1.2 |1.3 |1.4
|1.5 |2.1 |2.2 |2.3 |2.4 | |Инвестиции – всего |100,0 |100,0 |100,0 |100,0
|100,0 |29253 |12757 |309 |16187 | |Германия |10,3 |4,8 |13,4 |24,2 |17,7
|6946 |1007 |2 |5937 | |США |27,9 |25,4 |24,1 |19,0 |30,5 |6349 |4541 |7474
|1734 | |Великобритания |6,1 |7,3 |19,6 |13,5 |7,7 |3628 |763 |15 |2850 |
|Кипр |1,4 |11,8 |8,1 |7,8 |9,6 |3440 |2727 |49 |664 | |Франция |3,6 |0,6

|1,7 |13,1 |3,3 |3249 |172 |13 |3064 | |Нидерланды |2,8 |14,0 |4,4 |7,5
|5,7 |707 |603 |20 |84 | |Италия |- |- |- |- |0,4 |630 |160 |- |470 |

|Швейцария |14,6 |19,3 |14,3 |3,5 |4,2 |438 |309 |1 |128 | |Швеция |2,1
|2,3 |0,6 |1,2 |0,7 |380 |232 |- |148 | |Япония |2,5 |0,3 |1,1 |0,5 |0,4
|357 |152 |- |205 | |
Примечание: крупнейшие инвесторы определены по результатам 1999 г.

Список использованной литературы.

1. Булатов А.С. Экономика М: Бек,1997.
2. Василевский З. Инвестиционный рейтинг российских регионов. 1996-1997 годы // Эксперт. – 1997. - №47.
3. Дробышева И. Иностранные инвесторы предпочитают 100 процентов контроля
// Золотой рог. – 1998.- 24 февраля.
4. Дробышева И. Сибирь и Дальний Восток: «Дайва-фонд» набирает темп //
Золотой Рог. - 1998.- 24 марта.
5. Дробышева И. Приморье - Республика Корея: Пока будет только торговать //
Золотой Рог. - 1998.- 7 апреля.
6. Иностранные инвестиции в России современное состояние и перспективы /
Под ред. И.П. Фаминского- М.: Международные отношения, 1995.
7. Крецу Н., Коротченков А. Инвестиционная деятельность в Приморском крае
// Проблемы Дальнего Востока. - 1998.- № 1.
8. Логинов Е.А. Иностранные инвестиции и инвестиционные аспекты экономической безопасности России // Внешнеэкономический бюллетень. -
1998.- № 4.
9. Kaminski M. Прямые иностранные инвестиции // Финансы и кредит. - № 5.
10. Петрова И. Подписан еще один меморандум // Золотой Рог. - 1998.- 24 марта.
11. Свириденко В. В ожидании иностранных капиталовложений // Экономика и жизнь. - 1998.- № 13.
12. Свиридонова Е. Лекарство для пугливого инвестора // Экономика и жизнь.
- 1998.- № 13.
13. Смирнов В. К задействованию внебюджетных источников финансирования //
Российский экономический журнал. - 1997.- №5-6.
14. Филатов К. Иностранные инвестиции в экономику России // Статистическое обозрение 1998.- № 2.



Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.