Рефераты. Малый бизнес: характерные черты, преимущества и проблемы в социально-культурной сфере

  К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий.



  По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:

 - нормативно-правовое;

 - финансово-кредитное;

 - информационно-техническое;

 - организационное;

 - кадровое и консультационное обеспечение;

 - внешнеэкономическая деятельность.

  Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.

  В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

  Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.











































2.2. Социальная сфера и предпринимательство.

Для нормального развития малых предприятий необходимы не только определенные экономические условия, но и социальная база.

Пока социальная политика относится к числу наиболее слабых звеньев внутренней политики нашего государства. Это определяется, во-первых, низкой результативностью борьбы с инфляцией. И во-вторых, несмотря на все декларации, не только сохранился остаточный принцип выделения средств на финансирование социальной сферы, но прежде всего за счет нее осуществляется ставшее системой сокращение государственных доходов в ходе выполнения федерального бюджета.

Уже не первый год самые напряженные ожидания обострения социальной обстановки связаны с ситуацией на рынке труда. Относительный низкий уровень безработицы у нас по сравнению с другими странами объясняется, с одной стороны, тем, что мы еще не вступили в полосу массовых банкротств предприятий , а с другой – стремлением значительной части директорского корпуса сохранить трудовой коллектив, что само по себе мало соответствует канонам предпринимательского поведения. Поэтому никаких оснований для самоуспокоенности нет. В любой момент ария безработных может значительно пополниться. Потенциал для этого довольно значительный. Миллионы людей работают неполный рабочий день, неполную рабочую неделю или находятся в вынужденных отпусках. Острота положения усугубляется неуправляемостью, стихийностью процессов, которые происходят на рынке труда. Министерства и ведомства, ответственные за социальную сферу, выполняют пока лишь функции нормативного регулирования и в какой-то мере оперативного вмешательства в отдельные конкретные процессы на этом рынке. Не использует все свои возможности Федеральная служба занятости. Нуждается в доработке законодательство. На сегодняшний день нет механизма решения вопросов хронической безработицы, четких нормативных положений относительно лиц, лишившихся по истечении установленного срока права на получение пособия, но не устроившихся на работу. В связи с этим особую актуальность приобретает быстрейшая реализация предложений Торгово-промышленной палаты по развитию малого и среднего бизнеса, что позволило бы создать новые рабочие места.

Напряженный социальный климат в стране определяется также сложным положением с доходами населения. Временное снижение уровня потребления провозглашалось как неизбежная плата за переход к более высокому уровню жизни. Однако стихийное, неуправляемое развитие ситуации привело к непомерно высокой в социальном плане реформ. Продолжается резкое падение доли заработной платы по основному месту работы в общей структуре денежных доходов населения.( см. приложение 3). Она составляет уже менее 40% этих доходов. Структура доходов свидетельствует о падении роли основного места работы как источника заработка, а тем самым как сферы приложения труда. Это негативно сказывается на производительности труда, отношении к нему.

Непоследовательность принимаемых мер в области социальной политики приводит к новым провалам и обострению ситуации в социально-трудовой сфере. Это сказывается и на росте забастовочного движения. Предотвратить перерастание социальной напряженности в острые социально-трудовые конфликты – задача чрезвычайной важности. На многих предприятиях, в отраслях уже формируются необходимые условия для полнокровного участия всех сторон в эффективном социальном партнерстве. Складывается также иерархия трехсторонних комиссий, система тарифных соглашений различного уровня и назначения, накапливается опыт и отрабатываются механизмы переговоров по разрешению социально-трудовых конфликтов.

В формировании системы социального партнерства и выработке общей стратегии национального предпринимательства особое место принадлежит Торгово-промышленной палате РФ. Палата сосредоточила свои усилия на формировании совместно с соответствующими комитетами Государственной Думы и Совета Федерации Концепции социальной политики в России. Была подготовлена «Национальная программа действий в области социальной политики и обеспечения занятости экономической безопасности», слушания которой состоялись в Парламентском центре России.

ТПП РФ активно участвует в подготовке предложений по улучшению работы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, выработке механизмов успешной реализации принимаемых решений, создании соответствующей информационной базы и решении других вопросов соверщенствования партнерских отношений. Целесообразно включение объединений предпринимателей и в отраслевые тарифные соглашения. Палата располагает хорошими возможностями для анализа и мониторинга практики, форм и процедур процесса заключения коллективных договоров, тарифных переговоров, механизма предотвращения или выхода из конкретных конфликтных ситуаций, взаимодействия с профсоюзами. Она готова также отмечаться в годовом докладе организовать систематические взаимные обсуждения и консультации предпринимателей, профсоюзных деятелей, ученых, представителей законодательной и исполнительной власти с целью выработки общероссийской концепции социального партнерства не только на ближайшую, но и долгосрочную перспективу.

Заключение.

 

Социальная значимость МП определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных каче­ственных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:


· развитие МП способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;


· занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;


· объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;


· сектор МП способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране;


· массовое развитие МП. способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.

Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.

Данный фактор определяет неразрывность связи МП с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт России, Германии и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.





























Список используемой литературы.


1.          Большие возможности малого бизнеса// Экономика и жизнь.-1996.-№7.

2.          Брагина Е. Малый бизнес: проблемы становления и развития: («Круглый стол»)//Общество и экономика.-1996.-№7.

3.          Буров В. Без чего «малый» бизнес не будет большим//ЭКО-1996.-№7.

4.          Владимиров А. Поддержать малое предпринимательство - значит голосовать за будущее//Бизнес.-1996.-№4.

5.          Грачев И.Д. и др. Развитие малого предпринимательства//Деньги и кредит.-1997.№1.

6.          Густов В. Поддержка малого бизнеса - приоритетная задача: (Ленинградская обл.)//Экономика и жизнь.-1997.-№33.

7.          Еще раз о сущности малого предпринимательства и его роли в функционировании рынка//Российский экономический журнал.-1996.-№10.

8.          Каменецкий В. Малый бизнес: проблемы, проблемы…//Деловой мир.-1994.-26 января.

9.          Люсов А.Н. Развитие малого предпринимательства//Деньги и кредит.-1993.-№6.

10.      Малое предпринимательство: статистика//Экономика и жизнь.-1997.-№40.

11.      Малый бизнес в Москве - состоявшееся явление//Бизнес.-1997.-№6.

12.      Малый бизнес в России: оценка ситуации//Общество и экономика.-1996.-№9-10.

13.      Пантелеев В. Роль малого бизнеса в решении социально-экономических проблем регионов//Проблемы прогнозирования.-1995.-№5.

14.      Скребнев Э.В. Проблемы малого бизнеса//Экономика строительства.-1997.-№11.

15.      [Статьи о малом бизнесе в России]//Деловой мир.-1996.-№1.

16.      Хакамада И. Возрождение малого бизнеса может стать общенациональной идеей//Труд.-1997.-6 февраля.

17.      Чангли Д.Ф. Об определении рейтинга предприятия малого бизнеса//Деньги и кредит.-1998.-№2.

18.      Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России//Российский экономический журнал.-1997.-№5,6,7.

19.      Этапы развития малого предпринимательства в России//Вопросы экономики.-1996.-№7.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.