Видимо, универсальных критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортировать предприятия, не существует. Поэтому представляется целесооб-разным, ориентируясь только на численность работников, определить по каждой отрасли с учетом специфики производства какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов решать их в индивидуальном порядке.
Еще одной проблемой при отнесении предприятий к малым является многопрофильность предприятий. Часто на малых предприятиях устанавливается отдельный учет результатов по тем видам деятельности, по которым имеются особые льготы, и соответственно раздельный порядок налогообложения полученной от каждого вида деятельности прибыли.
Тe, кто впервые сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным, коллективным, семейным и пр. Это неверно. Малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые - это не вид, не организационно- правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие - всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и др. выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные предприятия, малые кооперативы и прочие виды малых предприятий.
Официальная американская статистика к мелкой фирме относит юридически независимое предприятие с числом занятых до 500 человек. Мелкий бизнес представляет собой совокупность небольших предприятий, которые в настоящее время составляют 99% всех американских фирм Основная масса - это мельчайшие предприятия: в 80% мелких фирм занято10 человек. [3]
Сравнительная характеристика малого предпринимательства по регионам
Рис. 1 - Количество организаций малого предпринимательства по регионам Сибирского федерального округа на конец 2003 года (единиц)
Рис. 2 - Количество организаций малого предпринимательства по регионам Сибирского федерального округа на конец 2004 года (единиц)
Литература
1. Блинов А. О. Малое предпринимательство :Организационные и правовые основы деятельности. – М., 1997. – 334 с.
2. Брагина Е. Малое предпринимательство в переходной экономике юга // Мировая экономика и международные отношения. - М., 2001 , - № 1. - С. 87-97.
3. Брагина Е. Малый бизнес в развивающихся странах на фоне глобализации // Мировая экономика и международные отношения. – М., 1998 , - № 6. - С. 126-135.
4. Брциева И. Малое предпринимательство как экономическая категория // Обще-ство и экономика. – М., 1999 ,-№ 9. - С. 148-159.
5. Бухвальд Е., Виленский А. Кредитование малого предпринимательства // Вопросы экономики. – М., 2001 ,-№ 4, -С. 92 - 100.
6. Глазатова М., Виленский А. Государственный и муниципальный заказ для малого бизнеса // Вопросы экономики. – М., 2001 ,-№ 4, - С. 100 - 110.
7. Джаилов Д., Омурканов Р. Малому и среднему предпринимательству эконо-мический приоритет // Общество и экономика. – М., 1999, -№ 7 - 8, - С. 68 - 73.
8. Малое предпринимательство Сибирского федерального округа : Стат. сб. / Омскстат. – Омск, 2005. – 144 с.
9. Нгуен Кхыу Дат Развитие средних и малых предприятий и необходимость оказания им финансовой и кредитной помощи государства // Общество и экономика. – М.: Наука , 1998, - № 7, с. 41-53.
10. Разумнова И. И. Мелкие фирмы в США : экономика и управление. – М.: Наука , 1989. – 125 с.
11. Разумнова И. И. Мелкий бизнес и эффективность американской экономики : научно-аналитический обзор . -.:инион , 1990.-42 с.
12. Симачеев Ю. Формы государственной поддержки // Вопросы экономики. – М.,2001, - № 5, - С. 127-130.
13. Узун В. Эффективность крупного и малого бизнеса в сельском хозяйстве // Вопросы экономики. – М.,2005 ,-№ 6, - С. 109-118.
14. Чепуренко А., Обыденнова Т. Трудовые отношения на российских малых предприятиях // Вопросы экономики. – М.,2001 ,-№ 4, - С. 110-123.
15. Шестоперов О. Современные тенденции развития малого предпринима-тельства в России // Вопросы экономики. – М.,2001 ,-№ 4, - С. 65-84.
16. Шеховцов А. Законодательство и развитие малого бизнеса в регионах // Воп-росы экономики. – М.,2001 ,-№ 4, - С. 84-92.
Приложение
Таблица 1
Количество организаций малого предпринимательства по регионам Сибирского федерального округа (на конец года, единиц)
Регионы
2003
2004
Сибирского федерального округа
98663
104742
Республика Алтай
843
795
Республика Хакасия
1243
1269
Алтайский край
13150
15846
Кемеровская область
13509
14325
Новосибирская область
26732
25590
Омская область
10864
12460
Томская область
7384
7708
Примечание - Малое предпринимательство Сибирского федерального округа : Стат. сб. / Омскстат. – Омск, 2005. – 144 с.
Таблица 2
Выпуск товаров и услуг организаций малого предпринимательства регионов Сибирского федерального округа (в фактически действовавших ценах, миллионов рублей)
Выпуск товаров и услуг (без НДС, акцизов и других аналогичных платежей)
Из него по основному виду деятельности
Всего
В расчете на одну организацию
176136,3
200654,2
1,8
1,9
145908,7
175173,4
в том числе:
916,0
1518,4
1,1
788,7
1280,0
4027,4
4217,0
3,2
3,3
3684,1
3920,3
19006,6
19743,1
1,4
1,2
14624,7
18171,3
26239,6
31251,0
2,2
21428,7
27577,0
39661,4
37448,4
1,5
35403,6
34278,7
17757,0
24171,8
1,6
12362,6
20465,9
21352,7
19566,9
2,9
2,5
16940,2
16805,3
Страницы: 1, 2, 3