Между тем, для кооперации малого и крупного бизнеса имеется многочисленные возможности, которые одинаково выгодны обоим партнерам. Однако, например, такой действенный механизм взаимодействия, как франчайзинг сегодня в России используют только иностранные компании (Кока-Кола, Пицца-Хат, Макдональдс и другие). Интеграция между российскими крупными и малыми предприятиями в таком виде отсутствует.
Если для малых промышленных предприятий целесообразность взаимодействия с крупными предприятиями очевидна, то руководители крупных предприятий далеко не всегда видят в этом для себя выгоду. Сказывается многолетняя и в целом оправданная объективными экономическими условиями тенденция максимально ориентироваться на собственные силы, а не на межпроизводственную кооперацию.
Таким образом, в сегодняшних условиях инициатива крупного предприятия по взаимодействию с малым бизнесом может в подавляющем числе случае свестись лишь к двум вариантам: учреждению дочернего малого предприятия или к инкорпорации малых предприятий в свои структуры.
Отсутствие взаимодействия крупных предприятий с малыми, способными встраиваться в их технологические цепочки, производить необходимые комплектующие и оказывать всевозможные услуги, препятствует развитию малого предпринимательства в производственной сфере деятельности. Сохраняющаяся монополизация крупным бизнесом некоторых сегментов товарных рынков и рынков услуг закрывает для малых предпринимателей перспективы роста и развития. В то же время кооперирование малых предприятий между собой и с крупными предприятиями способствовали бы решению многих проблем, в частности, проблемы развития и повышения конкурентоспособности малых предприятий, снижения уровня монополизации отраслей.
Недооценка государством значения малого предпринимательства вызывает недоверие к власти со стороны предпринимательских кругов, приводит к обострению существующих проблем, к снижению динамики его развития, а возможно и к свертыванию частного сектора предпринимательства с одновременным обострением экономических проблем и усилением социальной напряженности в стране.
Предприниматели в целом считают заинтересованность органов власти всех уровней в развитии малого предпринимательства меньшей, чем это требуется в настоящее время. Выраженное представителями малого предпринимательства отношение к позиции властей переносится и на их оценку результатов усилий органов власти по изменению условий для предпринимательства в лучшую сторону. Однако предприниматели в большинстве своем не видят позитивных изменений, обусловленных реализацией Федеральных программ поддержки, а весьма значительная их часть вообще не видит связи между изменениями во внешней среде малого предпринимательства и мерами государственной поддержки предпринимательства.
Заключение.
Итак, подводя итог, автор хотел бы обратить особое внимание на следующие моменты представленной курсовой работы.
Как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, под малым предприятием в основном понимается предприятие с числом занятых не более 100-200 человек, в уставном капитале которых доля участия государства и (или) других юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не более 50%.
В соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации субъектами малого предпринимательства являются юридические лица как коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, имеющие право создавать малые предприятия в различных организационно-правовых формах.
Следует отметить, что открытое акционерное общество традиционно считается формой организации крупного бизнеса, а для среднего и мелкого предпринимательства наиболее приемлемы такие структуры, как общество с ограниченной ответственностью и закрытое акционерное общество. Что же касается полного и коммандитного товариществ, то на практике они встречаются довольно редко.
Необходимо подчеркнуть основные характеристики, позволяющие малому бизнесу динамично развиваться. К ним относятся:
§ быстрое реагирование на конъюнктуру;
§ решение социальных вопросов, например, возможность быстро создавать новые рабочие места;
§ противодействие монополизму в экономике;
§ активизация структурной перестройки экономики.
Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь – для малообеспеченного большинства населения) с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.
Объективности ради необходимо отметить, что экономический риск в сфере малого предпринимательства как правило выше, и «жизненный цикл» малых предприятий обычно короче, чем крупных компаний. Даже в благополучных промышленно развитых странах небольшие предприятия испытывают целый ряд характерных трудностей. Вот почему повсюду: в Европе, Японии, США, странах Юго-Восточной Азии – мелкое и среднее предпринимательство находит все более широкую поддержку государства. Данная поддержка предоставляется в виде:
§ организационно-инфраструктурной формы (упрощенный порядок регистрации, обучение и переподготовка кадров, стимулирование связей между крупным и малым бизнесом на основе механизмов франчайзинга, субподряда и лизинга и т. д.);
§ финансовой формы (введение льготного режима налогообложения и кредитования, обеспечение госзаказом, стимулирование банков и страховых компаний к кредитованию и страхованию малых предприятий и т. д.);
§ имущественной формы (научно-технологическая поддержка, льготирование условий предоставления в аренду помещений и оборудования, находящихся в государственной собственности, а также формирование государственных лизинговых компаний и т. д.).
В России поддержка частной инициативы пока еще не стала одним из основных принципов государственной политики и ориентиром для властей на местах. В системе целевых установок государственного регулирования экономики задача поддержки малого бизнеса вступает в противоречие с задачей достижения оптимальных макроэкономических показателей, фискальными механизмами наполнения бюджета, затратными методами решения социальных проблем. Однако следует отметить попытку государства изменить существующую ситуацию к лучшему путем введения новой программы по государственной поддержке малого бизнеса.
Итак, развитие предпринимательской деятельности в России – сложный и противоречивый процесс, имеющий ряд специфических особенностей. Пока он идет путем проб и ошибок. Иногда пытается перенять зарубежный опыт. Такие попытки бывают успешными только в случае учета специфики нашей страны. Самый эффективный способ решения любой проблемы – ее четкое определение на основе системы ценностей и недвусмысленной концепции. Это задача теоретического исследования российской экономики.
23/IV-02
Список литературы.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
2. Баженов Ю. К., Баженов А. Ю. Малое предпринимательство. – М., 1999.
3. Береснева А. В. Роль малого бизнеса в развитии экономики. – ЭКО № 8, 2000.
4. Бухвальд Е., Виленский А. Кредитование малого предпринимательства// Вопросы экономики, №4, 2001
5. Видягин В. И. Экономическая теория (политэкономия): учебник для ВУЗов. – М., 2000.
6. Владимирова Л. Прогнозирование в условиях рынка. – М., 2000.
7. Герчикова И. Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное. Учеб. пособие. – М.: Консалтбанкир, 2002.
8. Кузнецова Л.Ю. Проблема дифференциации статуса предпринимателя в учете// Вопросы статистики, №1, 2002.
9. Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебное пособие. – М.:ИНФА-М, 2002.
10. Муравьев А. И. И др. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. – М., 1999.
11. Орлов О. Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация?//Вопросы экономики, №10, 2001.
12. Предпринимательство: Учебник/Под ред. М.Г. Лапусты – М.: ИНФРА-М, 2000.
13. Рыбина М.Н. Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в России// Менеджмент в России и за рубежом, №2, 2001.
14. Сквозников В. Я. Об организации и итогах статистического обследования деятельности индивидуальных предпринимателей в Республике Коми. - Вопросы статистики № 9, 2000.
15. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для организаций – субъектов малого предпринимательства / Состав. О.В. Кратт. – М.: Экзамен, 2002.
16. Шестоперов О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России// Вопросы экономики, №4, 2001
17. Шеховцов А. Законодательство и развитие малого бизнеса в регионах// Вопросы экономики, №4, 2001
18. #"_Hlt7788361">
19. #"_Hlt7788379">
20. #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Муравьев А.И. и др. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. – М.,1999.
[2] Российская Газета №20, 2000 г.
[3] Часть 2 статьи 50 Гражданского Кодекса РФ.
[4] См.: там же, статья 66.
[5] См.: там же, часть 2 статьи 67.
[6] См.: там же, статья 69.
[7] См.: там же, статья 70.
[8] См.: там же, статья 82.
[9]См.: там же, статья 87.
[10] Часть 1 статьи 95 Гражданского Кодекса РФ.
[11] См.: там же, статья 96.
[12] См.: там же, части 1 и 2 статьи 97.
[13] См.: там же, статья 107.
[14] См.: там же, статья 55.
[15] См.: там же, статья 113.
[16] См.: там же, статьи 116-123.
[17] Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное: Учеб.пособие. – М.: Консалтбанкир, 2002.
[18]Муравьев А.И. и др. , указ. соч.
[19] См.: там же, - М., 1999.
[20] Береснева А. В. Указ. Статья. – ЭКО, 2000, №8.
[21] Муравьев А.И. и др., указ.соч.
[22] Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное: Учеб. Пособие. – М.: Консалтбанкир, 2002, с.683
[23] Герчикова И.Н. Указ. соч., с. 685.
[24] Шестоперов О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России//Вопросы экономики, №4 2002, с.66
[25] Рыбина М.Н. Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в России// Менеджмент в России и за рубежом, № 2, 2001, с. 47
[26] см.: там же, с.48
[27] см.: там же, с.49
[28] см.: там же, с. 50
[29] см.: там же, с. 51
[30] см.: там же, с.55
[31] см.: там же, с.55
[32] см.: там же, с. 55
[33] Материалы сайта правительственной поддержки малого бизнеса #"#_ftnref34" name="_ftn34" title="">[34] ФИС, 24 января; 2002 см.: сайт новостей малого бизнеса #"#_ftnref35" name="_ftn35" title="">[35] ИТАР-ТАСС, 23 января,2002 см: там же
[36] Вопросы статистики, 2000, №6, стр. 34-38.
[37] Береснева А. В. Указ. Статья. – ЭКО, 2000, №8.
[38] Данные взяты с сайта правительственной поддержки малого бизнеса #"#_ftnref39" name="_ftn39" title="">[39] Шестоперов О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России// Вопросы экономики, №4, 2001, с.65
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11