ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ
Кафедра «Экономика и антикризисное управление»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему
«Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности:
проблемы становления и развития в России».
Студента группы №1
«Банковское дело»
Сандакова А.Е.
Научный руководитель
доцент
Данилова О.В.
Москва, 2007
Содержание
Введение. 3
Глава I. Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности. 5
1.1. Критерии определения малых предприятий и их характерные особенности 5
1.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства. 10
Глава II. Проблемы становления и развития малых предприятий в России. 13
2.1. Исторические аспекты становления малого предпринимательства в России 13
2.2. Структура малого предпринимательства в современной России. 14
2.3. Проблемы малого предпринимательства в современной России и пути их преодоления. 19
Заключение. 23
Список использованной литературы.. 25
Становление и развитие малого предпринимательства в России является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к рыночной. Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. В развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 — 70 процентов ВНП.
Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для высокомонополизированной экономики России имеет первостепенное значение. Именно в среде малого предпринимательства создаются условия максимально приближенные к условиям совершенной конкуренции.
Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10 — 12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300 — 400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.
Разработка нового законопроекта в области малого предпринимательства и его государственной поддержки, а также его вступление в силу с января 2008 года подтверждают актуальность поставленной темы исследования.
Целью курсовой работы является рассмотрение малых предприятий как форм предпринимательской деятельности, анализ проблем становления и развития малого предпринимательства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- раскрытие сущности понятия малого предприятия
- рассмотрение критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям,
- изучение характерных особенностей малых предприятий,
- анализ проблем становления малого предпринимательства в России,
- поиск методов дальнейшего совершенствования мер государственной поддержки малого предпринимательства.
Объектом изучения являются состояние и тенденции развития малого предпринимательства в России.
Предметом выступают механизмы государственной поддержки малого предпринимательства.
Изучая вопросы малого предпринимательства в РФ, необходимо обратиться к самому понятию малого предпринимательства. Малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.
Общее число показателей по данным Мирового банка, по которым предприятие относится к субъектам малого предпринимательства, составляет свыше пятидесяти показателей. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие:
- средняя численность занятых на предприятии работников,
- ежегодный оборот, полученный предприятием (как правило, за один год),
- величина активов.
Практически во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих человек.
В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 году. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел.
В соответствии с действующим в настоящее время Федеральным законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
Страницы: 1, 2, 3, 4