Рефераты. Малые предприятия

Представители других сопряженных с малым бизнесом струк­тур оценивают ситуацию несколько более критично. Так, почти по­ловина руководителей средних и крупных предприятий (48,7%) счи­тают нарушение деловых обязательств частым явлением. А с точки зрения работников органов государственного управления и обществен­ных организаций (так или иначе связанных с малым бизнесом), ситу­ация выглядит еще хуже.

Выявлено несколько слабых, но значимых связей с оценками экономической ситуации и персональными данными предпринима­телей (здесь и далее упоминаются только статистически значимые связи, по Пирсону, р < 0,01). Тяжесть финансового положения соб­ственного предприятия и ожидание скорых банкротств в сфере мало­го бизнеса напрямую увязываются руководителями малых предприя­тий с частым несоблюдением деловых договоров, которое сплошь и рядом резко подрывает финансовые позиции предприятий.

Обнаруживается связь с опытом малого предпринимательства (чем продолжительнее этот опыт, тем он печальнее). В отраслевом разрезе более часто на срывы договоров указывают руководители, занятые финансовой деятельностью и консалтингом. В основных сферах дея­тельности (промышленность и сельское хозяйство, строительство и транспорт, торговля) оценки более умеренны, но для большинства опрошенных факты нарушения обязательств отнюдь не редки.

Чем выше образовательно-квалификационный уровень руково­дителей малых предприятий (наличие институтского диплома, уче­ной степени), тем чаще появляются негативные оценки. Более обра­зованные руководители болезненнее воспринимают нарушения хозяй­ственных норм. Члены предпринимательских объединений и ассоци­аций сталкиваются с нарушениями обязательств чуть реже. И эту, пусть очень слабую зависимость хочется принять как обнадеживаю­щую тенденцию. Быть может, в перспективе именно институциональ­ные методы помогут воспитать более ответственное отношение к де­ловым обязательствам.

Итак, несоблюдение деловых обязательств считается обыч­ным делом. Но расценивается ли оно как норма? Быть может, руководители болезненно реагируют на нарушения и пытаются изме­нить ситуацию? Или проблема неразрешима и воспринимается хо­зяйственниками как неизбежное зло, "издержки профессии"? Был поставлен вопрос: "Возможна ли сегодня успешная хозяйственная деятельность без нарушения деловых обязательств в любых случа-


В. Радаев

ях?^ Ответ таков. Только 11,0% руководителей считают, что нельзя избежать таких срывов. Без малого ^/ц уверены, что это возможно (52,1%) или по крайней мере "возможно с трудом" (36,9%) (см. табл. 2). Причем оценки предпринимателей совпадают с мнениями руково­дителей более крупных хозяйственных структур и более оптимистич­ны, нежели оценки представителей управленческих органов и обще­ственных объединений (около половины последних склонны считать, что это возможно с трудом).

Таблица   2

Оценка возможностей успешной хозяйственной деятельности в нынешних российских условиях при принципиальном недопущении ненормативных действий (в °/а)

Возможность при любых условиях:

Невозможно

Возможно с трудом

Возможно

Не нарушать деловых обязательств (N = 856)

11,0

36,9

52,1

Не применять силовых методов и угроз (N- 817) Не давать взяток (N=845)

9,4 41,3

38,3 42,1

52,3 16,6

Многие, таким образом, оказываются в ситуации нормативного раздвоения и вынуждены поступать не так, как можно было бы в принципе действовать даже в нынешних, далеко не идеальных усло­виях. Что означает это расхождение реального и возможного? Про­сто ли оптимизм в отношении будущего, выражение надежды на луч­ший удел? Или в большей степени неприятие настоящего - отказ при­нимать нарушения как норму, разлад между этическими представле­ниями и практическими действиями. Судя по всей массе ответов, речь идет, скорее, о степени оптимистичности общего настроя в отноше­нии перспективы. Те, кто считает возможным избежать срывов дело­вых обязательств, прогнозируют рост производства, численности за­нятых и даже масштабов инвестиций в секторе малого предпринима­тельства. Они также в целом лучше оценивают финансовое положе­ние своих предприятий и реже опасаются банкротств. "Норматив­ный" оптимизм оказывается связан с экономическим оптимизмом, который отчасти порождается более устойчивым финансовым поло­жением предприятия. Оптимистичнее также по поводу возможности избегать нарушений высказываются молодые руководители, "стари­ки" реже рассчитывают на серьезные изменения.

В целом необязательность в выполнении договоров является од­ной из наиболее острых проблем в сегодняшних деловых отношени­ях. При этом принято апеллировать к внешним объективным обстоя­тельствам (каковые всегда найдутся), когда человек сам нарушает

* Указание на действие "в любых случаях" переводит вопрос в ценностно-нормативную плоскость, снимая облегчающую ссылку на "объективные обстоятель­ства".


______________________________________Малый бизнес и проблемы деловой этики

взятые обязательства. Другим же в подобных случаях часто припи­сываются негативные деловые или моральные качества (неорганизо­ванность, нечистоплотность).

О вымогательствах и угрозах

Обратимся ко второй стороне "обычного ненормативного" пове­дения - применению силовых действий, вымогательств и угроз в де­ловых взаимоотношениях. Известно, что в опросах общественного мнения преступность в течение последних пяти лет достаточно устой­чиво ставится российским населением на второе место среди наиболее острых проблем (первое место занимает рост цен). Для российского бизнеса организованное насилие также превратилось в болезненную проблему. Только за 1994 г. было убито 94 (!) руководителя круп­ных коммерческих фирм. По отдельным данным, около 70% коммер­ческих предприятий вынуждены платить силовым группировкам^

По нашим данным, свыше '/^ руководителей малых предприя­тий (26,2°о) заявляют, что случаи силовых вымогательств и угроз часты, еще более половины (57,1%) считают это нередким явлением и только 16,7°о опрошенных говорят, что подобные явления в малом бизнесе отсутствуют (см. табл. 1). В 1993 г. V^ руководителей заяви­ли, что вообще не сталкивались с рэкетом. Контраст с сегодняшней ситуацией разителен (особенно если сравнивать полученные резуль­таты с устойчивостью ответов о нарушении деловых обязательств). Отчасти это связано с тем, что заданный три года назад вопрос о рэкете был неудачен по форме, сужал проблему группового и органи­зованного насилия.

В период перестройки было немало разговоров о рэкете в отно­шении новых хозяйственных структур. Сегодня ситуация в корне не изменилась, но произошло серьезное смещение акцентов. Речь идет уже не о рэкете, а об организованной охране. И малые, и крупные предприятия вынуждены искать профессиональную защиту, которую оказывают сегодня как минимум три категории организаций: пред­ставители официальных правоохранительных органов (на коммер­ческой основе); официально зарегистрированные частные охранные и сыскные агентства, образуемые, как правило, бывшими работника­ми правоохранительных органов; криминальные группировки, зани­мающиеся обеспечением так называемых "крыш". В результате биз­несмены систематически оплачивают услуги "своих" охранников, а не платят "чужим".

Спектр силовых методов достаточно широк^. Как важная часть они включены в механизм контроля деловых обязательств. Профес­сиональные силовые группы широко используются для выяснения

^ Российское предпринимательство: приоритеты национальной экономики в 1995 г. Годовой доклад Торгово-промышленной палаты. М, 1995, с. 48.

^0 видах вымогательств см., например: Клейменов М.А., Дмитриев О. В. Рэкет в Сибири. - Социологические исследования, 1995, 3, с. 115-121.

77


В. Радаев                                            ___ ________________

отношений с недобросовестными и необязательными партнерами и клиентами, для решения проблем, связанных с их задолженностями. Цена услуг высока. Утверждается, что привлечение "братков" обхо­дится в половину возвращаемой суммы, официальные агентства бе­рут от 15 до 40% ".

Роль организованного насилия не исчерпывается криминальны­ми факторами. Во многих случаях это замещение утерянных инстру­ментов вертикального давления на партнеров (в том числе давления через партийные органы в советское время), своего рода "компенса­ция" за утерю административной защиты. При отсутствии действен­ного законодательного и судебного регулирования силовые методы вошли как нормальный (обычный) элемент в ткань хозяйственных отношений. Когда закон нем, а мораль слепа, зарвавшихся возвраща­ют в нормативные рамки более грубыми и примитивными способами. И зона силовых методов, судя по всему, продолжает расширяться.

Общеизвестно, что объектом вымогательств чаще становятся финансовые и торговые структуры, активно работающие с наличным денежным оборотом. Действительно, опрошенные финансисты более других озабочены данной проблемой. А вот существенных отличий в оценках занятых в торговле и сфере услуг от общей массы предпри­нимателей зафиксировать не удалось.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.