1. Детерминированная и стохастическая постановка задач факторного анализа.
Анализ может быть комплексным или тематическим в зависимости от целей прогноза. Это влияет на методические особенности анализа. Например, в финансовом анализе выделяют вертикальный и горизонтальный анализ.
В основе вертикального анализа лежит иное представление бухгалтерской отчетности - в виде относительных величин, характеризующих структуру обобщающих итоговых показателей. Такой анализ может проводиться с использованием (дерева параметров, которое может быть построено аналогично известному «дереву целей».
Горизонтальный анализ позволяет выявлять тенденции изменения во времени отдельных статей и их групп, входящих в состав бухгалтерской отчетности. В терминах теории прогнозирования это ретроспективный анализ.
В ходе анализа важно видеть различия между релевантными и неуместными данными.
Релевантные данные - это данные, касающиеся только конкретной проблемы, человека, цели и периода времени. Более того, релевантные данные "должны быть информативными, т.е. снимать неопределенность в знаниях об условиях и объекте прогнозирования.
В процессе анализа широко используются математические методы:
арифметические действия над целыми и дробными числами, свойства пропорций, проценты (процентирование и дисконтирование), прогрессии, логарифмические вычисления и др. Вместе с тем, в экономическом анализе считают, что экономический анализ - это, прежде всего, факторный анализ.
Задачи факторного анализа, с математической точки зрения, состоят в исследовании функций нескольких переменных. Экономический показатель(процесс), фигурирующий в задаче факторного анализа как объект исследования называется результативным показателем (процессом, признаком). Показатели, участвующие в задаче факторного анализа как характеристики результативного показателя, то есть определяющие его поведение, называют факториалъными показателями (признаками). В зависимости от конкретно поставленной задачи один и тот же показатель может быть результативным и факториальным.
Задачей прямого факториального анализа называется задача по определению отдельных факторов, влияющих на изменение результативного показателя (процесса), установлению формы функциональной или стохастической зависимости между результативным показателем (процессом) и определенным набором факторов в изменении результативного экономического показателя или процесса.
Известны детерминированная и стохастическая постановки задач факторного анализа. Задачи стохастического факторного анализа более трудоемки и требуют:
1. глубокого экономического исследования для выявления основных факторов, влияющих на изучаемый результативный показатель;
2. подбора вида регрессии, который бы наилучшим образом отражал действительную связь изучаемого показателя с набором факторов;
3. разработки метода, позволяющего определить влияние каждого фактора на результативный показатель.
Обратная задача - задача объединения ряда показателей-аргументов в комплекс-функцию. Для исследования поведения экономических показателей в зависимости от времени необходимо проводить цепной факторный анализ.
Цепным динамическим факторным анализом называется метод исследования, когда для полного изучения поведения результативного показателя недостаточно его статического значения, и факторный анализ показателя проводится за различные интервалы дробления времени, за который исследуется показатель.
Важной проблемой сбор информации для анализа являются неуместные данные. Неуместные данные только затрудняют диагностику проблемы, прогнозирование, приводят к повышенному и, в лучшем случае, бесполезному, а в худшем случае - вредному расходу времени и средств - как указывает Рассел Акофф, руководители страдают от избытка неуместных данных. Вместе с тем, существует опасность;
1) пропустить необходимую информацию;
2) принять данные за информацию - то есть ту часть данных, которая снижает неопределенность в процессе разработки, принятия и реализации решения;
3) принять за информацию дезинформацию - то есть заведомо ложные сведения распространяемые стороной (чаше всего конкурентами), заинтересованной либо в принятии Ваши неэффективного и(или) рискованного решения, либо получении информации для принятия собственных решений и др.
Кроме того, мастерство и уровень менеджера определяются его способностью правильно выбрать типовое представление информации и наполнить его соответствующими конкретными данными, отвергнув неуместные данные и не пропустив существенной информации.
В качестве источников информации при анализе могут выступать:
- данные отчетности и учета;
,.- плановые данные;
- нормативы;
- вторичные источники информации (аналитические отчеты, обзоры , статьи и т.п.);
- анкетирование.
Данные отчетности включают годовую отчетность, периодическую отчетность, содержащие сведения о количестве выпускаемой продукции, ее себестоимости и т.д. Учетные документы включают рекламации, технические отчеты по эксплуатации. Естественно, что состав анализируемых факторов меняется с учетом задач прогнозирования, доступности и характера информации.
2. Логический аппарат исследования систем управления.
Описание (анализ), объяснение (диагноз) и прогноз (предсказание) -составляют три основные элемента каждой научной дисциплины. ! Классификация методов теории прогнозирования на практике позволяет при разработке управленческих решений:
1) обеспечить достоверность прогноза;
2) минимизировать затраты времени и (или) средств на выбор и обоснование метода прогнозирования;
3) открывает возможность прогнозирования по аналогии. Возможны несколько классификаций, а следовательно, и подходов к выбору метода прогнозированию. В качестве важнейших факторов классификации могут выступать:
1) иерархический уровень предполагаемого способа решения проблемы - изменение: функций, структуры, параметров;
2) наличие или отсутствие необходимой информации, а также характер располагаемой информации: интуитивная (неосознанная), предметная, количественная;
3) характер внешних условий: детерминированные, случайные, неопределенные;
4) тип используемого при прогнозировании критерия: линейный (моно) критерий или векторный критерий;
' 5) время упреждения и реализации прогноза и др.
При классификации по уровню глубины проблемы (предполагаемой степени изменения объекта прогнозирования за время упреждения) выделяют методы: функционального, структурного, параметрического прогнозирования и комплексные методы.
При классификации по типу информации, используемой при прогнозировании, можно выделить следующие методы:
- экспертное прогнозирование (интуитивная информация);
функционально-логическое прогнозирование (предметная информация);
- структурное прогнозирование (блок схемы, графы и т.п.);
- математическое прогнозирование (использует знание математических зависимостей между параметрами и статистические данные о параметрах);
- прогнозирование по аналогии (данные всех типов);
- комплексное прогнозирование (данные всех типов). При классификации по периодам упреждения различают: оперативный, среднесрочный, краткосрочный, дальнесрочный и долгосрочный прогнозы.
Как известно, в директивной экономике была принята классификация прогнозов и планов на основе одного внешнего для реальных экономических процессов параметра - календарного периода. При этом сложилась практика формирования текущих, кратко-, средне-, долгосрочных планов и программ, соответственно, на один год, 5, 10 и 20 лет.
В соответствии с другим подходом, при директивной экономике краткосрочный прогноз рассчитывается на перспективу до одного года, среднесрочный - несколько лет. Долгосрочный - более пяти лет, дальнесрочный - 20-25 лет.
В условиях переходной экономики России в 1997 году ПРОГНОЗ с периодом упреждения до трех месяцев считался Краткосрочным, до полугода - среднесрочным, свыше года - долгосрочным. В условиях быстро изменяющейся (динамичной) рыночной экономики время не является единственным фактором классификации. Поэтому в настоящей работе разрабатывается классификация методов прогнозирования и планирования с учетом:
Страницы: 1, 2