Банкротство по упрощенной процедуре. Сроки "ликвидации" от 3 месяцев. Налоговым органам нецелесообразно проводить налоговую проверку, так как у предприятия-банкрота, как правило, отсутствует имущество необходимое для погашения задолженности перед бюджетом. Предприятие получает свидетельство об исключении из государственного реестра.
Добровольная ликвидация в соответствии со ст. 61–64 ГК РФ. Сроки "ликвидации": от 2.5 до 6 месяцев. Предприятие получает свидетельство об исключении из государственного реестра. В данном случае все зависит от состояния предприятия и степени готовности к Ликвидации. В целом, это долгая и сложная процедура, которая включает выездную налоговую проверку при снятии с учета в ИМНС.
Однако необходимо отметить, что не все из перечисленных выше способов ликвидации предприятий ведут к исключению из Государственного реестра юридических лиц. А именно свидетельство государственного образца об исключении из Единого Государственного Реестра юридических лиц доказывает прекращения деятельности предприятия с юридической точки зрения. Каждый из существующих методов имеет ряд преимуществ и недостатков. Выбор метода напрямую связан с причинами и целями ликвидации предприятия, а также от потребностей и возможностей клиента.
Основания для ликвидации юридического лица
В ходе рассмотрения исков о ликвидации юридических лиц выработана определенная практика разрешения таких споров, изложенная в Обзоре практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций), который необходимо учитывать при реализации положений ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), определяющей основания для ликвидации юридического лица. В частности, необходимо иметь в виду следующее.
1. В части ликвидации организаций, осуществляющих лицензируемую деятельность:
осуществление коммерческой организацией деятельности, подлежащей лицензированию, после аннулирования лицензии может являться основанием для ее ликвидации.
Банк России вправе предъявить иск о ликвидации кредитной организации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 3.02.96 г. N 17-ФЗ) с изменениями на 8.07.99 г. Банк России вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации кредитной организации, если в течение одного месяца с момента отзыва у нее лицензии не создана ликвидационная комиссия или в отношении организации не применяется процедура банкротства.
2. В части ликвидации в связи с несоответствием учредительных документов организации действующему законодательству:
не приведение в установленный срок акционерным обществом или обществом с ограниченной ответственностью учредительных документов в соответствие с законом, регулирующим порядок создания и деятельности таких обществ, может являться основанием для их ликвидации (в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 61 ГК РФ).
3. В части ликвидации после объявления организацией о добровольной ликвидации:
наличие решения о добровольной ликвидации юридического лица не исключает возможности обращения в суд с иском о его принудительной ликвидации, если указанное решение не выполняется и имеются основания, предусмотренные п. 2 ст. 61 ГК РФ (если после принятия решения о ликвидации, в частности, не была назначена ликвидационная комиссия, не определены порядок и срок ликвидации, т.е. ликвидация фактически не проведена);
невыполнение решения учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица о добровольной его ликвидации не является основанием для возбуждения иска о принудительной ликвидации этого юридического лица, если в его деятельности не установлены неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых актов.
4. В части ликвидации в связи с нарушением юридическим лицом требований закона:
решение суда по иску о ликвидации юридического лица в связи с неоднократными нарушениями закона принимается судом с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий. Так, при рассмотрении иска о ликвидации торгового предприятия суд, оценив характер допущенных ответчиком нарушений, а также учитывая, что ответчик является единственным торговым предприятием в населенном пункте и его ликвидация могла бы вызвать негативные последствия для проживающих там граждан, отказал в иске о его ликвидации;
в случае нарушения юридическим лицом требований закона или иных правовых актов, которые могут быть устранены, суд вправе предложить ему принять меры по устранению этих нарушений. Поскольку анализ материалов дела о ликвидации юридического лица свидетельствовал о том, что нарушения, допущенные ответчиком, нельзя рассматривать как грубые и они носят устранимый характер, а также учитывая отсутствие доказательств причинения существенного ущерба интересам участников общества, суд отказал в иске о ликвидации акционерного общества в связи с нарушением им правил ведения реестра акционеров общества.
В Обзоре также определены права ликвидационной комиссии юридического лица. Так, в соответствии с п. 12 Обзора руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) вправе подписывать от имени ликвидируемого юридического лица исковые заявления и совершать другие юридические действия, связанные с ликвидацией юридического лица, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах ее компетенции (круг полномочий ликвидационной комиссии определен ст. 63 ГК РФ, исходя из содержания которых и было принято указанное решение).
Следует также обратить внимание на п. 10 Обзора, в соответствии с которым при наличии проверенных данных о фактическом прекращении юридическим лицом деятельности и отсутствии сведений о месте нахождения его органа и учредителей вопрос о ликвидации этого юридического лица должен решаться в соответствии со ст. 180 Федерального закона от 8.01.98 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Такое решение было принято по искам о ликвидации организаций, которые не начинали свою деятельность после регистрации либо прекратили ее, вследствие чего не выполняются требования об уплате налогов, представлении отчетности и др. Подтверждением таких фактов могут быть, в частности:
· справки банков, в которых были открыты счета этих юридических лиц о том, что банковские операции по ним не проводятся в течение последних 12 месяцев;
· сведения (документы) из налогового органа о неисполнении налоговых обязательств;
· документы, подтверждающие факт выбытия органа юридического лица с последнего известного места нахождения и неизвестности нового адреса.
В судебной практике возникают также вопросы о возможности прекращения деятельности индивидуального предпринимателя в порядке, применимом к ликвидации юридического лица. Однако, учитывая особенности правового положения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые определены в Законе РСФСР от 7.12.91 г. N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" и Положении о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 8.07.94 г. N 1482, решено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, не применяются нормы ГК РФ о ликвидации юридического лица и подобные иски не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Общая схема процедур ликвидации предприятий (ЗАО и ООО)
В случае признания предприятия банкротом подается заявление в арбитражный суд о признании должника банкротом, и далее выполняются стандартные процедуры, разработанные в соответствии с Законом о несостоятельности (банкротстве) предприятий. В случае принятия решения о ликвидации на основании решения учредителей или суда, проводится инвентаризация и оценка имущества на предмет выяснения, достаточно ли у предприятия средств для удовлетворения требований кредиторов. Если средств недостаточно, то ликвидация происходит по схеме признания предприятия банкротом. Если достаточно, то выполняются обычные процедуры:
1. создание ликвидационной комиссии;
2. уведомление регистрирующего органа о ликвидации предприятия, согласование с ним решения о ликвидации и состава ликвидационной комиссии;
3. переоформление карточки с образцами подписей в банке;
4. публикация заявления о ликвидации;
5. уведомление работников и проведение комплекса мероприятий по увольнению работников;
6. извещение налоговой инспекции, внебюджетных органов и органа Госкомстата о ликвидации;
7. выявление кредиторов и их письменное уведомление о ликвидации;
8. выявление дебиторов и принятие мер по взысканию дебиторской задолженности;
9. составление промежуточного ликвидационного баланса и его утверждение;
10. продажа имущества;
11. выплата денежных сумм кредиторам;
12. составление ликвидационного баланса и его утверждение;
13. получение согласований внебюджетных фондов и органа Госкомстата;
14. получение с согласования налоговой инспекции;
15. передача оставшегося имущества акционерам (участникам);
16. закрытие счета в банке;
17. получение согласования Комитета по управлению имуществом в случаях, определенных законодательством;
18. передача материалов в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц для исключения ликвидационного предприятия из единого государственного реестра и уничтожение печати;
19. получение в регистрирующем органе свидетельства о ликвидации.
Основания и порядок ликвидации ООО
Ликвидация юридического лица представляет собой прекращение его функционирования без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п.1 ст.61 ГК РФ).
Ликвидация юридического лица может быть осуществлена по решению учредителей (участников), т. е. добровольно, и по решению суда, т. е. принудительно.
Основаниями добровольной ликвидации ООО являются окончание срока деятельности организации и достижение цели, ради которой было создано общество.
Это касается обществ, в содержании устава которых указана основная цель их создания и установлен период действия юридического лица (5 лет, 8 лет, 10 лет и т. д.).
Решение о добровольной ликвидации, принятое уполномоченными органами в соответствии с учредительными документами общества, должно быть оформлено протоколом собрания участников. При ликвидации филиала, кроме протокола, вышестоящий орган управления издает приказ, в котором указываются основания, порядок и сроки ликвидации, а также состав ликвидационной комиссии.
Страницы: 1, 2, 3