Рефераты. Лекции по политэкономии 2 семестр 1 курс

Мировое хозяйство  представляет собой  систему  торгово-экономических, научно-технических, валютно-финансовых, социальных и политических отношений составляющих его субъектов. Основными субъ­ектами мирового хозяйства являются: национальные государства; трансна­циональные корпорации; международные организации и институты. Ми­ровое хозяйство нельзя рассматривать как сумму национальных государств - это целостная и в то же время противоречивая система взаимодействия национальных хозяйств, вся совокупность участников мирового хозяйства, которая связана общественным разделением труда системой международ­ных экономических отношений. Упорядоченность хозяйственных связей достигается при помощи организационно-правовых форм. Целесообразно отметить в этом процессе деятельность международных экономических организаций, правовые нормы и инструменты, регулирующие отношения партнеров, устанавливающие их права и обязанности, взаимную ответст­венность.

Исторически существуют различные формы государст­венной защиты национальных интересов в борьбе на ми­ровых рынках. В XV-XVIII вв., когда одной из основных экономических теорий выступал меркантилизм, государст­во всячески стимулировало экспорт и сдерживало импорт товаров, то есть придерживалось жесткого протекционизма (защиты) собственной промышленности путем введения высоких ввозных пошлин, государственной монополии на торговлю определенными видами товаров. Но протекционизм неизбежно ведет к сокращению внешней торговли, к самоизоляции. Поэтому в период промышленного переворота страны неизбежно переходят к политике свободной торговли (фритредерства). Основой такой хозяйственной политики стала теория сравнитель­ных издержек Д. Рикардо. Именно Великобритания смогла на этих позициях завоевать новые рынки и выйти на передовые позиции в мировой экономике. Позже и другие страны постепенно встали на позиции фритредерства. Ли­берализация внешней торговли является более выгодной как для каждой из стран, так и для всего мирового сооб­щества, служит источником роста благосостояния государ­ства.

Классическими видами торгового протекционизма явля­ются импортные пошлины, или таможенные тарифы. Под­считано, что они почти всегда снижают уровень благосо­стояния в торгующих странах, в том числе и в той, от которой исходит инициатива введения этих ограничений во внешней торговле.

Протекционизм следует рассматривать как сложное яв­ление современных международных экономических отно­шений. Так, если тарифы незначительно ограничивают импорт, то они приносят доход государству, который мож­но направить на социальные программы, снижение нало­гов и т. д. Особенно это относится к молодым государствам, которые используют тарифную защиту как один из источ­ников государственных доходов. От 1/4 до 3/5 государст­венного бюджета стран с низким уровнем национального дохода обеспечивается в настоящее время за счет таможен­ных пошлин. Политика протекциониз­ма во многих странах направлена для поддержки новых отраслей, создания дополнительных рабочих мест, защиты национальной безопасности и национального престижа. Однако следует отметить, что протекционизм в целом приводит к замедлению научно-технического прогресса, так как у производителей снижаются побудительные моти­вы поиска новых технологий, ведущих к снижению издер­жек производства. Если прежде протекционизм опирался в основном на тарифно-таможенную систему, то после Второй мировой войны значительно увеличилось значение нетарифных барьеров, количество которых постоянно растет и насчи­тывает в настоящее время около 50 различных видов. Целью нетарифных барьеров является общее ограничение импорта при помощи торговой дискриминации отдельных стран. К числу нетарифных барьеров можно отнести госу­дарственную монополию внешней торговли, обеспечение государственного потребления только товарами отечест­венного производства, сложный валютный контроль за ввозом товаров, санитарные стандарты на продовольствен­ные товары и т. п. Наибольшее распространение в последние годы полу­чил такой вид нетарифного ограничения как импортные квоты, т. е. количественное ограничение объема иностран­ной продукции, ежегодно разрешаемое государством для ввоза в данную страну. Государство при этом выдает огра­ниченное количество лицензий на импорт и запрещает нелицензированный ввоз. Государственный протекционизм может касаться как импорта, так и экспорта, причем в отношении экспорта чаще используется политика субсидирования, чем налогооб­ложения, хотя субсидирование экспорта идет вразрез с международными соглашениями. Одно из положений ГАТТ рассматривает экспортное субсидирование как «не­честную конкуренцию» и рекомендует странам-импорте­рам данной продукции принимать ответные меры через установление протекционистских «компенсационных по­шлин». Но существует множество путей государственного субсидирования в обход требований ГАТТ, например, пре­доставление низкопроцентных займов экспортерам или их иностранным клиентам, организация рекламы и др.







26. Экономическая интеграция: формы, тенденции развития.

В последние десятилетия во всемирном хозяйстве про­исходят сложные процессы сближения и взаимопроникно­вения национальных хозяйств нескольких стран, направ­ленные на создание единого хозяйственного организма и получившие название интеграции. Она пронизывает самые различные стороны экономической и политической жизни интегрирующихся стран.

Интеграция выступает как высшая форма проявления интернационализации хозяйственной жизни, как результат очень высокого уровня международного разделения труда и кооперационных связей. Можно сказать, что при этом международные экономические взаимосвязи становятся настолько прочными, что происходит глубокое взаимопе­реплетение национальных процессов воспроизводства. Хотя интернационализация хозяйственной жизни до­стигла глобальных масштабов, в настоящее время интегра­ционные процессы носят в основном региональный харак­тер. Наиболее развитые интеграционные союзы находятся в Западной Европе. Именно здесь прежде всего обнаружи­вается несовместимость современного производства с узо­стью внутренних рынков, действуют центростремительные тенденции к объединению отдельных стран. Этому способ­ствует также стремление выстоять в борьбе с конкурентами из США и Японии. В середине 60-х годов в Западной Европе было создано Европейское экономическое сообщество («Общий рынок»), в рамках которого к настоящему времени отменены тамо­женные пошлины и сняты внутренние ограничения на экспорт и импорт, введены единые таможенные тарифы по отношению к импорту из третьих стран, создан общий режим регулирования цен в сельском хозяйстве и аграрный фонд, установлены либеральные условия миграции капи­тала и рабочей силы, создана европейская валютная систе­ма с единой расчетной единицей — ЭКЮ. Идея объединения Европы в настоящее время начинает осуществляться на практике. Предполагается, что после 1992 года будет завершено создание действительно «едино­го внутреннего рынка» 12 стран Западной Европы. Вводят­ся единые гражданские паспорта, системы стандартов, коммуникаций и транспорта, общая таможенная система, унифицируются налоги, отменяются все пошлины и регу­лирующие инструкции во взаимной торговле, будут при­знаваться равноценными национальные дипломы об обра­зовании. Идет процесс создания экономического союза и посте­пенного преобразования Европейского экономического сообщества в Европейский Союз, в котором каждая страна будет сохранять свою самобытность. Принято решение и о создании валютного союза на базе постепенного установ­ления валютных паритетов и выравнивания уровней эко­номического развития всех стран-членов ЕЭС. Предпола­гается, что в результате создания валютно-экономического союза ЕЭС получит собственную денежную единицу — прочный и стабильный ЭКЮ.

По оценкам специалистов, экономический эффект от реализации намеченной программы дальнейшего развития экономической интеграции в Западной Европе проявится прежде всего от экономии на масштабах производства, снижения издержек производства, ускорения научно-тех­нического прогресса, повышения темпов экономического роста, улучшения условий торговли и т. д. Остальные страны Европы, как предполагается, будут постепенно присоединяться к Европейскому Союзу, рас­ширяя процесс интеграции на всю территорию континента. Сближение восточноевропейских стран с ЕЭС будет про­исходить медленно и весьма болезненно. Но и этот процесс можно считать исторически предопределенным, в резуль­тате чего сформируется единая Европа, не разделенная на Север и Юг, Запад и Восток, начнут функционировать общеевропейские институты.





28. ТНК - международные фирмы, имеющие филиалы в двух и более странах, управляющие ими из одного или нескольких центров; они прово­дят согласованную экономическую политику, распределяя ресурсы, техно­логию и ответственность для достижения наивысшего результата. Воз­можность образования международных компаний появилась благодаря вы­возу капитала за пределы страны. Вывоз капитала и образование междуна­родных компаний привели также к разделу мирового рынка на сферы влияния между финансовыми группировками.

Создание ТНК позволяет переносить производство, снабжение или элементы управленческой структуры в те страны, где это представляется наиболее выгодным. В этой связи можно отметить тот факт, что все боль­шее число ТНК размещает хотя бы часть своих исследовательских функ­ций за пределами страны базирования. Филиалы ТНК, сосредоточивая всю работу по обеспечению производства сырьем, могут наилучшим образом воспользоваться конъюнктурой цен.

В организации учета применяется система комплексных интеграци­онных систем, с помощью телекоммуникационной связи непрерывно учи­тываются все поступления и платежи компаний по всем странам, где фир­ма осуществляет свои операции. Финансы, подготовка и переподготовка кадров - это аспекты деятельности, которые стали компонентами ком­плексных интеграционных систем ТНК. К 1996 г. общее число ТНК соста­вило примерно 40 тысяч, они имеют 250 тысяч филиалов за рубежом. Это самый активный сектор мирового хозяйства, на него приходится более 200 млрд. долларов ежегодного прироста прямых зарубежных инвестиций. На­чиная с 1977 г. около половины прямых инвестиций США осуществляется в форме совместных предприятий, что обеспечивает большие выгоды всем участникам такого сотрудничества. Это новый этап хозяйственной дея­тельности ТНК - «сплетение» ТНК, принадлежащих к разным националь­ным и интернациональным экономическим центрам.

Деятельность ТНК находится в тесной связи с процессом дальней­шей интеграции западного мира. Однако все эти процессы осуществляются в условиях острой конкуренции. Происходит небывалый рост заинтересо­ванности государств в развитии внешнеэкономических связей, во внешних рынках сбыта. Сейчас конкуренция ведется с помощью широкого набора государственных мер регулирования внешнеэкономической деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.