Рефераты. Лекции по экономическому анализу

ИТОГО

aб + bб

aф + bф

Уab

Уab

Уabф

100%

100%

1 х 3

2 х 3

-         индексный метод

Предусматривает расчет относительных показателей характеризующих отношение фактического значение изучаемого показателя к их базисной величине (или значения принятому за базу). Могут быть индивидуальные индексы, т.е. отражающие соотношения непосредственно соизмеряемых величин:

iр = pф / pб

iq = qф / qб

и групповые (тотальные) отражают соотношение нескольких показателей. Групповые индексы могут быть агрегатные, т.е. характеризовать соотношение нескольких величин:

Вф / Вб = pф * qф / pб * qб

и гармонические, когда один из показателей, формирующий индекс, выражен через индекс:

Вф / Вб = ip * qф / qб = pф / pб * iq = ip * iq

-         метод скорректированных показателей

При изучении показателей деятельности организации часто возникает необходимость привести показатели в сопоставимый вид. В условиях инфляции и систематического колебания цен особенно остро встает вопрос о выражении выручки в сопоставимых ценах. Для расчета выручки в сопоставимых ценах фактическая выручка делится на индекс изменения цен

Вс = Вф / ip = pб * qф

Расчет выручки в сопоставимых ценах позволяет рассчитать какое изменение выручки произошло в результате изменения цен и какое изменение выручки обеспечено изменением количества проданных товаров (товарной массы):

Вб = pб * qб

Вф = pф * qф

Вс = Вф / ip = pб * qф

Общее изменение выручки, т.е. влияние цен и количества на выручку рассчитывается как разница между выручкой отчетного периода в действующих ценах и выручкой базисного периода

Вф – Вб = DВ

Влияние изменения цены на товар, на выручку рассчитывается как разница между выручкой отчетного периода в действующих ценах и выручкой в сопоставимых ценах:

~Dp = Вф – Вс = pф * qф – pб * qф

Влияние изменения количества (товарной массы) рассчитывается как разница между выручкой в сопоставимых ценах и выручкой в базисном периоде

~Dq = Вс – Вб = pб * qф – pб * qб


Экономико-математические методы

 

Применение экономико-математических методов позволяет повысить эффективность анализа, сократить сроки его проведения, полнее учесть влияние факторов на основные показатели деятельности организации и обеспечить максимальную точность расчетов.

К экономико-математическим методам относятся:

-         методы элементарной математики;

-         методы классической высшей математики;

-         методы математической статистики;

-         эконометрические методы;

-         математическое программирование;

-         моды исследования операций и т.д.

Применяемые в практике экономико-математические методы могут подразделяться

  1. по признакам оптимальности на оптимизационные методы (для которых решение ориентированно на конкретный критерий оптимальности) и не оптимизационные (поиск решения не ориентирован на конкретный оптимальный уровень)
  2. по возможности определения точного результата методы могут быть точные, т.е. позволяющие получить единственно правильное решение по заданному критерию оптимальности и приближенные, т.е. решение задачи может быть получено с любой степенью точности или когда нет единственно правильного решения.
  3. с точки зрения практического применения экономико-математические методы подразделяются на балансовые (изучение структуры, пропорций, соотношений) и факторные (позволяют количественно измерить влияние всех факторов на изучаемый показатель).

 

 

 


Экономико-математическое моделирование как способ изучения и оценки коммерческой деятельности предприятия

 

 

Моделирование предполагает выражение изучаемого показателя через формирующие его факторы в форме конкретного математического уравнения, при составлении которого все факторы должны реально существовать, быть количественно соизмеримы , находится в причинно-следственной связи с изучаемыми показателями.

Экономико-математические модели могут быть следующих видов:

-         аддитивные модели (сложение, вычитание)

Р=Он+П-Вп-Ок

П=В-С-К-У

С/с-ть=Мат.+З/п+Аморт.

-         мультипликативные модели (умножение)

В=p*q

В=Ч

-         кратные модели (деление)

П=В/Ч

УрЗ-т = С/с-ть/В

-         смешанные модели

(x+y)*a/b

В процессе анализа деятельности организации могут использоваться следующие методы моделирования экономико-математических моделей:

  1. Расширение факторной модели (предполагает ввод в факторную модель дополнительных факторов, формирующих смысловые качественные показатели)

Рент. = Прибыль / Актив = Прибыль/Рент.продаж * Рент.продаж/Отдача = Рент.продаж * оборачиваемость активов

В результате расширения факторной модели кратная модель переходит в мультипликативную.

  1. Удлинение факторной модели (предполагает выражение изучаемых показателей через разложение формирующих его факторов)

УЗ=С/с-ть/В-(М+З/п+А)/В = Материалоемкость + зарп.емкость+аморт.емкость

В результате удлинения кратная модель стала аддитивной.

  1. Сокращение факторной модели (предполагает выражение модели через качественные показатели на количественные)

Ра = Рент.продаж*обор.активов = П/В*В/А = П/А

Моделирование позваляет более детально изучить результаты деятельности коммерческой организации и объективно оценить влияние эффективности использования каждого ресурса на основные показатели деятельности организации.

 


Виды экономического анализа

 

Экономический анализ является элементом управления, который позволяет получить объективную информацию о хозяйственно-финансовой деятельности организации для обоснования грамотных управленческих решений и регулирования ее развития. Поэтому в основе классификации видов экономического анализа лежат функции управления.

В зависимости от организации объекта исследования и методов проведения различают внешний и внутренний анализ.

Внешний анализ позволяет оценить взаимоотношения предприятия с государством и другими внешними пользователями (кредиторами, поставщиками, покупателями, налоговые службы). Они изучают деятельность организации исходя из своих интересов и как правило используют данные внешней финансовой отчетности. Поэтому внешний анализ часто называют финансовым. Однако изучение только публичной отчетности не всегда позволяет объективно оценить конечные результаты работы организации и при использовании другой информации финансовый анализ может быть значительно глубже внешнего. Особенности внешнего анализа: разнообразие целей и интересов субъектов анализа, использование публичной отчетности, наличие типовых методик анализа, открытость результатов анализа, ограниченность информации.

Внутренний анализ проводится в целях использования его результатов для управления предприятием в интересах собственников и руководства. Информационной базой внутреннего анализа является вся система информации и деятельности предприятия, в т.ч. технические характеристики, нормативная и плановая информация, данные управленческого и финансового анализа, внешняя и внутренняя отчетность, все учетная информация, результаты совещаний, проверок, опросы специалистов и т.д. Полнота информационной базы внутреннего анализа позволяет объективно оценивать эффективность всей хозяйственной деятельности организации и использования производственных ресурсов. Это дает возможность отрегулировать внутрихозяйственные связи организации, и поэтому внутренний анализ часто называют управленческим. Особенностями управленческого анализа является ориентация его на цели и интересы руководства предприятия. Отсутствие регламентации анализа со стороны гос.органов. использование всех источников информации при проведении внутреннего анализа, в т.ч. информации, представляющей собой коммерческую тайну. Полная закрытость результатов анализа в целях коммерческой тайны. Интеграция учета анализа планирования и принятия решений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.