Рефераты. Кризис российской экономики и пути выхода из него

4.      Налоги должны выплачиваться неукоснительно.

Успешная реализация этих пунктов будет способствовать повышению собираемости налоговых поступлений в бюджет.

Однако ортодоксальный подход далеко не всегда оказывается эффективным. Это зависит от экономических особенностей стран. В связи с этим необходимо рассмотреть другой сценарий макроэкономической стабилизации.

Неортодоксальный подход к макроэкономической стабилизац­ии – это жесткая кредитно-денежная политика в сочетании с регулированием цен и доходов. В сущности, этот подход включает в себя методы ортодоксального сценария, но она дополняется контролем над заработной платой и ценами, т.е. использование зарплатного «якоря» (фиксируется уровень номинальной заработной платы).

 

При переходе к рыночной экономике наряду с макроэкономической стабилизацией и структурными реформами важнейшим элементом является приватизация – переход государственного имущества в частный сектор экономики.

В странах с развитой рыночной экономикой приватизация осуществляется в случае кризиса государственного сектора экономики, т.е. неэффективного распределения ресурсов при помощи государственного вмешательства. Проходит привати­зация только в тех секторах экономики, где после перехода собственности в частный сектор эффективность экономики возрастает (так неразумно, например, приватизировать железнодорожный транспорт).

В бывших социалистических странах иная ситуация. Здесь речь идет даже не о государственном секторе, а о монополизме государственной собственности – тотальном огосударствлении всех сторон хозяйственной жизни. Вот следствия этого явления:

-         затратный характер материального производства;

-         снижение или отсутствие стимулов к повышению производительности труда;

-         застой в развитии техники и технологии;

-         иждивенчество, патернализм, как в сфере производствен­ной деятельности, так и на уровне домашних хозяйств;

-         разрастание теневой экономики.

Таким образом, приватизация в переходной экономике служит реализации нескольких целей:

1.      Экономической (повышение эффективности функционирова­ния хозяйства)

2.      Фискальной (увеличение доходов госбюджета за счет продажи государственных предприятий в частные руки)

3.      Социальной (обеспечение социального мира, особенно когда идет речь о бесплатной приватизации)

При проведении приватизации выделяют два основных подхода: платная и бесплатная приватизация.

Бесплатная приватизация. Практическая реализация ее состоит в том, что каждый гражданин страны наделяются приватизационными чеками – «ваучерами».

Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Главная идея – продажа государственного имущества на аукционах за деньги.

Структурные реформы. Этот сектор, несмотря на то, что имеется сходство в экономике постсоциалистических стран, следует рассматривать отдельно для каждой страны.  Конкретно, на экономике России.

В экономике России за годы господства командно-админист­ративной системы произошли серьезные структурные деформации:

-         практически полная монополизация всех отраслей предприятиями государственного сектора, вследствие чего многие из них неэффективны;

-         милитаризация промышленности и гипертрофия тяжелой индустрии;

-         отсутствие ценовых и прочих рыночных индикаторов, сделавших невозможным процесс саморегуляции уровней спроса и предложение;

-         административная система распределения инвестиционных и прочих ресурсов: застой сельского хозяйства, неразвитые сфера услуг и социальная инфраструктура.

Таким образом, реформирование экономики осуществляется с целью ликвидации этих дисбалансов. Можно говорить о макроэкономическом, межотраслевом, внутриотраслевом аспектах структурных преобразований.

Основные разногласия возникают, когда идет речь о методах реформирования. Есть два подхода: в первом упор делается на сформировавшиеся рыночные механизмы, которые и без государственного вмешательства определят направление структурных реформ. Этот подход критикуют за то, что рыночные механизмы в переходной экономике весьма слабые и часто искажены пережитками командно-административной системы. Поэтому, если пустить на самотек процессы переориентации экономики на производство потребительских товаров и услуг, демилитаризацию, повышение эффективности использования ресурсов, формирование новой экспортной базы, то это может привести к катастрофическим последствиям: глубокому спаду производства, массовой безработице, потере страной научного потенциала, криминализации общества. В конечном итоге это приведет к консервации еще недоразвитой рыночной структуры и свертыванию реформ.

Согласно второму подходу, государство должно принимать активное участие в проведении структурных реформ. Оно должно взять на себя разработку и решительное проведение в жизнь мер по приданию рыночным процессам направленного характера. Являясь единственным мощным институтом в постсоветском обществе, государство должно принять ответственность по выполнению следующих задач:

1.     поддержание производства на жизнеспособных предприяти­ях, при этом одновременно должны свертываться заведомо нежизнеспособные предприятия;

2.     обеспечение поддерживающих инвестиций, необходимых для бесперебойного функционирования основных систем жизне­обеспечения, а также для предотвращения технологичес­ких и экологических катастроф;

3.     социальная поддержка работников, высвобождаемых с ликвидируемых или реорганизуемых предприятий;

4.     антимонопольное регулирование и содействие предпринимательству;

5.     стимулирование экономически прогрессивных структурных сдвигов в экономике;

6.     поддержание частных инвестиций и банковского инвести­ционного кредита;

7.     содействие формированию внутренних инвесторов и привлечение иностранных инвестиций

8.     организация эффективного использования иностранных кредитов;

9.     постепенное сближение структуры мировых и внутренних цен, а также активное продвижение отечественной продукции на мировой рынок;

10.сохранение научно-технического потенциала и закладывание основ дальнейшего экономического роста.

Таким образом, государство должно проводить весьма жесткую политику для последующего  осуществления рыночных преобразований.

 

Экономические реформы в России.

Кредитно-денежная политика.

Беспрекословное следование монетаристским концепциям привели к неправильному пониманию многих идей.

Позиция о том, что эмиссия денег неизбежно ведет к инфляции, а сокращение денежной массы позволяет остановить инфляцию и добиться противоположного эффекта привело к тому, что реформаторы стали рассматривать любое сокращение денежной массы как абсолютное благо. Это справедливо, когда существует избыточная денежная масса, дальнейшее сокращение денежной массы ведет к возникновению дефицита платежных средств, появлению денежных суррогатов, бартера. Возникает рынок без денег, а это в свою очередь ведет к распаду самого рынка. Производители, лишаются экономических ориентиров, без денег начинает неправильно работать система ценообра­зования: предприниматели руководствуются не доходами, спросом на товары, а инфляционными ожиданиями, неэкономическими мотивами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.