Рефераты. Кредитно-банковская система и ее развитие в современных условиях p> БЕЗ КРЕДИТНОЙ ПОДДЕРЖКИ НЕВОЗМОЖНО ОБЕСПЕчИТЬ БЫСТРОЕ И ЦИВИЛИЗОВАННОЕ
СТАНОВЛЕНИЕ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗяЙСТВ, ПРЕДПРИяТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА, ВНЕДРЕНИЕ
ДРУГИХ ВИДОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕяТЕЛЬНОСТИ НА ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОМ И
ВНЕЭКОНОМИчЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ.

4.Способы Государственного регулирования

Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов - один из важнейших элементов развития и формирования кредитной системы капиталистических стран.
Основными направлениями государственного регулирования являются:
> политика центрального банка в отношении кредитно-финансовых институтов, особенно банков;
> налоговая политика правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах;
> законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти, регулирующие деятельность различных институтов кредитной системы.
В промышленно развитых странах политика центрального банка распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и осуществляется в следующих формах: учетная политика; регулирование нормы обязательных резервов; операции на открытом рынке; прямое воздействие на кредит.
Учетная политика центрального банка состоит в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые в свою очередь, получают от промышленных, торговых и транспортных компаний.
Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку. Как правило учетная политика центрального банка направлена на лимитирование переучета векселей, установление предельной суммы кредита для каждого банка. Таким образом осуществляется воздействие на объем выдаваемых ссуд. Учетная политика обычно сочетается с государственным регулированием процентных ставок по вкладам и кредитам. Хотя банки в основном самостоятельно определяют проценты по вкладам и ссудам, тем не менее они ориентируются на учетную ставку центрального банка - так называемое дисконтное окно. При этом необходимо отметить, что в каждой стране существует своя специфика учетной политики, определяемая традициями, развитием кредитной системы, ролью государства и центрального банка в экономике.
Следующей формой регулирования центрального банка является определение нормы обязательных резервов для коммерческих банков. Смысл этой формы регулирования заключается в том, что коммерческие банки обязаны хранить часть своих кредитных ресурсов на беспроцентном счете в центральном банке.
Норма резерва может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от конъюнктуры на рынке капиталов. Ее увеличение ведет к ограничению кредитной экспансии коммерческих банков и, наоборот, снижение - к расширению кредитных ресурсов. Нормы резервов существенно различаются по странам и колеблются в пределах от 5 до 20.
Политика регулирования нормы резервов распространяется главным образом на все виды банков (а в ряде стран и на некоторые специальные кредитно- финансовые институты), которые определяют процентные ставки по кредитам.
Большинство других кредитно-финансовых институтов в процентной политике следуют за коммерческими банками. С помощью нормы резервов центральный банк воздействует в целом на ссудный процент, который, в свою очередь, влияет на доходность тех или иных ценных бумаг (курс акций и облигаций).
Еще одной формой регулирования центральным банком кредитной системы являются операции на открытом рынке с государственными облигациями путем их купли-продажи кредитно-финансовыми институтами. Продавая государственные облигации, центральный банк тем самым уменьшает денежные ресурсы банков и других кредитно-финансовых институтов и таким образом способствует повышению процентной ставки на рынке ссудных капиталов. Это заставляет кредитные институты согласно законодательству обязаны покупать определенную часть государственных облигаций, финансируя таким образом дефицит бюджета и государственный долг.
Формой регулирования является также прямое государственное воздействие центрального банка на кредитную систему путем прямых предписаний органов контроля в форме инструкций, директив, применения санкций за нарушения. В ряде случаев центральный банк осуществляет контроль за крупными кредитами, лимитирование банковских кредитов, выборочную проверку кредитных учреждений. Однако методы прямого воздействия в основном распространяются на коммерческие и сберегательные банки и в меньшей степени - на другие кредитно-финансовые институты.
Один их методов регулирования - налоговая политика. Она заключается в изменении налоговых ставок на прибыль, получаемую различными кредитно- финансовыми институтами. Как правило, последние облагаются налогом на прибыль, как и все прочие юридические лица, действующие в определенных экономических условиях. В то же время взимание налогов существенно различается по странам и кредитным институтам в соответствии с их функциональной спецификой. Увеличение налогов может способствовать уменьшению кредитно-ссудных операций и повышению процентных ставок.
Наоборот, сокращение налогов на доходы этих учреждений ведет к расширению таких операций и может содействовать снижению процентных ставок. Поэтому налоговое воздействие представляет собой достаточно эффективное государственное регулирование деятельности кредитной системы.
В ряде стран в отличие от промышленных и торговых компаний кредитно- финансовые учреждения имеют определенные налоговые льготы. Они обычно распространяются на специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения (страховые, инвестиционные, финансовые компании, благотворительные фонды).
Другим регулирующим методом кредитной системы является участие государства в деятельности кредитно-финансовых учреждений. Это выражается в трех основных направления: приобретение части кредитных институтов государством путем национализации; организация новых учреждений как дополнение к частным; долевое участие государства путем приобретения акций кредитно-финансовых учреждений и, таким образом, создание смешанных институтов.
Посредством данного метода государство оказывает достаточно эффективное воздействие на функционирование всей кредитной системы. Метод регулирования путем создания государственной собственности довольно широко распространен в странах континентальной Европы и в развивающихся странах.
Так, во Франции, Германии, Италии, Португалии, Турции, скандинавский странах сохраняется довольно крупный государственный сектор в кредитной системе, несмотря на расширение процесса приватизации в последнее время. Во
Франции путем национализации ряда банков и страховых компаний в начале 80-х годов был существенно расширен кредитный сектор государства. Необходимо отметить, что в большинстве промышленно развитых стран государственная собственность в кредитной системе распространяется и на банковский сектор.
Это позволяет государству быстрее и эффективнее решать проблему государственного долга путем продажи правительственных ценных бумаг своим кредитным институтам и за счет последних финансировать крупные инвестиционные проекты национальных масштабов. Кроме того, при наличии государственных и полугосударственных кредитных учреждений осуществляется воздействие на спрос и предложение ссудного капитала, динамику его рынка, процентные ставки.
Большое влияние на регулирование кредитной системы оказывают законодательные меры, осуществляемые центральным правительством, местными органами, а также законодательной властью. Они разрабатывают пакеты законов и инструкций, регламентирующих различные сферы деятельности кредитно- финансовых институтов. При этом основную регулирующую функцию выполняют центральная исполнительная и законодательная власти, которые создают главные законы, определяющие деятельность кредитно-финансовых институтов.
В рамках исполнительной власти основными регулирующими органами являются центральный банк и министерство финансов. В ряде стран создаются дополнительные регулирующие органы центрального правительства . Обычно они действуют в странах со сравнительно высоким уровнем огосударствления кредитной системы. Так, во Франции, кроме центрального банка и министерства финансов, в регулировании кредитной системы участвуют Национальный совет по кредиту, Комиссия контроля над банком, Комиссия биржевых операций.
Наряду с исполнительными органами активное участие в регулировании принимают законодательные органы (парламенты). В их структуре действуют правительственную политику, так и деятельность кредитной системы. ни могут быть дополнены другими органами парламента. Так, в Конгрессе США длительное время эффективно работает Комиссия по ценным бумагам, регулирующая инвестиционную деятельность кредитно-финансовых институтов.

Особое место в государственном регулировании занимают страховые компании (особенно компании страховании жизни) как поставщики долгосрочных кредитов на рынке ссудных капиталов. Основным объектом их регулирования являются страховые тарифы (ставки страховых премий). При этом главным органом регулирования как правило выступает министерство финансов.
Особенность регулирования кредитной системы с помощью страховых тарифов заключается в том, что страховые компании стремятся повысить ставки, особенно в области имущественного страхования, так как оно является убыточным. Поэтому уровень пределов страховых тарифов по имущественному страхованию регулируется довольно жестко как со стороны министерства финансов, так и местных органов власти.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При выполнении работы сделаны выводы:
1. финансовый коллапс 17 августа 1998г. несомненно нанес удар по российской банковской системе. Вместе с тем часто встречающиеся в прессе пессимистичные высказывания не совсем верны. Уже сегодня полным ходом идут позитивные процессы, начал брезжить свет в конце тоннеля банковского кризиса, что подтверждают статистические данные.
2. Перед банками в наступающем 21в. возникают проблемы, являющиеся следствием той среды, в которой банки функционируют. Эти явления происходят в глобальном, европейском и общенациональном масштабах.

Необходимо отметить основные направления преобразования банков: o Глобализация финансовых рынков, предопределяющая переход от раздробленного рынка финансовых услуг однородному. o Либерализация и дерегуляция национальных финансовых рынков, способствующая появлению на рынке новых конкурентов. o Развитие технологий позволит перейти к мировым интегрированным процессам что дает возможность сформировать единую сеть связанных между собой фирм. o Расширение и развитие Европейского сообщества вместе с интеграцией валюты будут стимулировать создание общего европейского рынка.
3. Банки будут приспосабливать предложение своих услуг к конкретным потребностям отдельных сегментов рынка с учетом тенденций их развития.
4. Тенденция к объединению мелких Российских банков будет продолжатся и в будущем.

СПИСОК Использованных ИСТОЧНИКОВ

1. Банки на развивающихся рынках: Справочник. В 2-х томах/пер. с англ.

Всемирный банк. Вашингтон. 1996г т. 1 Укрепление руководства и повышение чувствительности к переменам.
2. Банки и банковские операции/Учебник для вузов. Жуков Е.Ф., Максимова

Л.М. и др., под ред. профессора Е.Ф Жукова. – М.; Банки и биржи, ЮНИТИ,

1998г.
3. Лаврушин О.И., Мамонтова И.Д., Валенцева Н.И., и др. Банковское дело.

–М.; Финансы и статистика
4. Колесников В.И. Банковское дело –М.; Финансы и статистика. 1998г.
5. Т. Мухина Вязкое дело//Эксперт 1999,3
6. А. Ивантер, Ю. Белецкий. Предопределение шока//Эксперт, 1999,9
7. П. Хенрика. Банки 21 века//Банковское дело,1999,10
8. Мехряков В.Д. Банк и клиент. Выживать нужно вместе// Банковское дело,1999,7
9. Буздалин А.В. Банковский кризис – основы для оптимизма// Банковское дело, 1999,9
10. Анализ качества функционирования коммерческого банка //Банковское дело,

1997, №12
11. И.А. Тавасиев, Государственный долг волнует не только

Россию?//Финансовая газета, 1997,15
12. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24 октября 1995 г.

N 1035 О РОССИЙСКОМ ФИНАНСОВО-БАНКОВСКОМ СОЮЗЕ
13. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ ПИСЬМО от 23 декабря 1996 г. N 383 О ПОРЯДКЕ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРУДЕНЦИАЛЬНОГО БАНКОВСКОГО НАДЗОРА ЗА СБЕРЕГАТЕЛЬНЫМ

БАНКОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приложение 1

Современное состояние банковской системы России

Число действующих российских кредитных организаций к началу четвертого квартала 1997 года достигло 1764, из них 1742 коммерческих банков и 22 небанковских кредитных организаций, в том числе 6 клиринговых центров.

Число филиалов действующих кредитных организаций вместе с учреждениями
Сберегательного банка РФ составило около 39 тысяч.

На 1.10.97 г. в России действовало 145 кредитных организаций с участием иностранного капитала. Из них 14 - со 100%-ным участием иностранного капитала и 10-е участием иностранного капитала свыше 50%.

На территории России действовали 172 представительства российских кредитных организаций, в дальнем зарубежье - 109, в ближнем зарубежье - 31.

Совокупный зарегистрированный уставный капитал действующих кредитных организаций к началу четвертого квартала 1997 года составил около 27,4 трлн. рублей, или 4,67 млрд. долларов США.

На российском финансовом рынке в настоящее время преобладают кредитные организации с уставным капиталом от 5 до 20 млрд. рублей (34,5%). В то же время неуклонно растет доля крупных коммерческих банков с уставным капиталом свыше 30 млрд. рублей. К началу четвертого квартала текущего года их доля составила 10% в общем числе действующих кредитных организаций.

Банк России установил на четвертый квартал текущего года минимальную величину уставного капитала для создаваемых кредитных организаций в размере
20,7 млрд. рублей для банков и 69,0 млрд. рублей для дочерних кредитных организаций иностранных банков.
Для получения лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях минимальный размер собственных средств (капитала) банков на четвертый квартал текущего года установлен на уровне 34,5 млрд. рублей.[5]

-----------------------
[1]Банковские технологии №7, 1997 г.
[2] И.А. Тавасиев, Государственный долг волнует не только
Россию?//Финансовая газета, №15,1997
[3] В дальнейшем именуется ЦБ РФ.
[4] Т. Мухина Вязкое дело//Эксперт 1999,3
[5] «Эксперт» 1999,7



Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.