Рефераты. Кредит-нота в бухгалтерском учете

В основе кредитного производного финансового инструмента лежит кредитный риск - вероятность наступления дефолта или иного события, меняющего кредитное качество актива. Это основное отличие кредитного дериватива от других производных финансовых инструментов.

Кредитные деривативы позволяют эффективно перераспределить риски, делегировать их третьим лицам. С их помощью достигается цель отделения кредитного риска от денежного потока. Происходит "разделение" владельца актива и собственника риска. Банк, желающий работать с интересным для него клиентом и одновременно опасающийся невозврата выданного ему кредита, используя дериватив, избавляется от риска, продавая его третьим лицам, при этом оставаясь кредитором.

Сделки с кредитными деривативами базируются на трех основных типах производных финансовых инструментов: это кредитные свопы (Credit swops), кредитные опционы (Credit options) и кредитные ноты (Credit linked notes).

Кредитные свопы в классическом варианте представляют собой обмен между контрагентами платежами по определенным, равным по объему, портфелям активов. В качестве покупателя свопа может выступать третье лицо. Такие сделки обычно осуществляются с привлечением посредников (центров обмена).

Кредитные опционы представляют собой инструменты, выплаты по которым осуществляются при наступлении определенного кредитного события, например изменения уровня риска по кредиту или дефолта.

Кредитные ноты - наиболее простой, понятный и самый распространенный в настоящее время вид кредитных деривативов. Как правило, это ценные бумаги, которые банк-эмитент выпускает параллельно с выдачей кредита своему заемщику. При этом сама кредитная организация не несет никакой ответственности по этому кредиту - по всем обязательствам отвечает компания, взявшая кредит у банка. Эмитент же расплачивается по кредитным нотам в той степени, в какой заемщик погашает кредит.

Однако прежде чем перейти к рассмотрению кредитных нот, необходимо поговорить о секьюритизации.


Секьюритизация, или создание синтетических активов


Секьюритизация - замена нерыночных займов и/или потоков наличности на ценные бумаги, свободно обращающиеся на рынках капиталов.

Мировая практика показывает, что развитие кредитования невозможно без создания вторичного рынка выданных кредитов. В России этому способствует и жесткое регулирование деятельности банков. Установленные ЦБ РФ нормативы достаточности капитала, необходимость поддержания ликвидности и диверсификации активов рано или поздно вынудят любой достаточно крупный банк искать пути рефинансирования.

Появление института секьюритизации активов на финансовых рынках стало одной из важнейших инноваций XX века. В отличие от стран Запада, где такие сделки проводятся уже более 30 лет, на российском рынке подобные случаи достаточно редки. Однако стремление заемщиков к снижению стоимости привлекаемых ресурсов, а банков - к уменьшению уровня кредитного риска, а также бурное развитие потребительского и ипотечного кредитования в нашей стране в последние годы вызывают повышенный интерес к возможности секьюритизации активов.

В деловой прессе все чаще говорят о секьюритизации как об универсальном механизме привлечения новых инвестиций, имеющем особое значение для развивающихся рынков. Секьюритизация активов, в отличие от обычных форм финансирования, позволяет компаниям с невысоким кредитным рейтингом привлекать значительные финансовые ресурсы на выгодных условиях.

В США и Европе широкое распространение получили две модели секьюритизации: реальная (true sale) и синтетическая.

При использовании модели true sale права на секьюритизированный актив продаются оригинатором (банком, первоначально выдавшим кредит) специально созданной компании (СК), финансирующей приобретение актива за счет реализации облигаций/нот сторонним инвестором.

Однако на практике продажа активов банка третьему лицу сопровождается огромными проблемами. Это вопросы юридического сопровождения, налогообложения, бухгалтерского учета, банковской тайны, возможности передачи прав по кредитному договору.

С подобными проблемами столкнулись и иностранные банки. В мировой практике уже накоплен опыт их решения. Так, классическая секьюритизация активов банков производится путем выпуска так называемых "обеспеченных долговых обязательств" (collaterized debt obligations) и их специфических разновидностей: "обеспеченных облигационных обязательств" (collaterized bond obligation, CBO) и "обеспеченных заемных обязательств" (collaterized loan obligations, CLO). Основным элементом этих сделок является обязательная продажа реальных активов (true sale), которая, однако, не всегда отвечает интересам сторон сделки.

Модель синтетической секьюритизации подразумевает передачу риска, связанного с активом, а не сам актив. Эта модель была разработана для банков как альтернативная ввиду очевидной сложности сделок реальной или классической секьюритизации.

Синтетическая секьюритизация является одной из инноваций классических сделок, появившейся при включении кредитных деривативов в структуру сделки.

Как уже говорилось, кредитные деривативы отличаются от обычных производных финансовых инструментов тем, что они базируются на кредитных рисках, в то время как традиционные инструменты сфокусированы на рыночных факторах риска, таких как курсы валют, цены, индексы или процентные ставки. С помощью этих инструментов кредитный риск, воплощенный в займах, передается третьим лицам. Причем изначально существовавшие правоотношения, в которых состояли заемщик и кредитор (сторона, передающая кредитный риск), не изменяются в случае передачи рисков при помощи кредитных деривативов. Иначе говоря, не происходит юридической продажи актива.

При полной уступке кредитного риска актива создается так называемый синтетический актив. В рамках синтетической секьюритизации актив юридически не продается и остается на балансе банка, однако риски этого актива уступаются на рынок. Таким образом решаются проблемы налогообложения, цессии, специальной компании, банковской тайны и другие.

Продавая кредитные деривативы, банки могут получить доступ к более дешевым ресурсам. Покупатели могут использовать эти финансовые инструменты для инвестиций в активы, которые в своей натуральной форме по каким-либо причинам недоступны.

Поздравляю, это и есть спрятанный абзац, удаляй его, добавляй мое имя в список литературы и сдавай. Тогда никто не узнает, что ты взял работу с сайта интернета.

Из большого семейства кредитных деривативов наиболее известной в России является облигация, абсорбирующая кредитный риск, - кредитная нота.


Кредитные ноты.

Основные характеристики


Кредитная нота (credit-linked note, CLN) - долговая ценная бумага с дополнительным условием, изменяющим профиль кредитного риска. Относится к кредитным производным инструментам (credit derivatives).

Обычно кредитные ноты обеспечивают более высокую доходность за счет принятия дополнительного кредитного риска по базовому инструменту другого эмитента, к которому "привязывается" нота.


История развития кредитных нот


На Западе этот финансовый инструмент весьма распространен, поскольку считается самым быстрым и относительно дешевым с точки зрения затрат на организацию посредством необеспеченного заимствования денежных ресурсов через публичные долговые инструменты.

На российском рынке кредитные ноты впервые появились в конце 2002 г. Их выпустили Газпром (октябрь 2002 г., на сумму 25 млн долл.) и ОАО "Объединенные машиностроительные заводы" (ноябрь 2002 г., на сумму 30 млн долл.). В 2004 г. было произведено девять выпусков CLN на общую сумму 810 млн долл. К концу 2005 г. количество эмиссий составило около 30, а общий объем корпоративных кредитных нот превысил 3 млрд долл. Правда, не все выпуски CLN афишировались.

Свои силы в освоении нового финансового инструмента попробовали в основном крупные предприятия из самых разных отраслей: АО "АвтоВАЗ", ТД "Копейка", ЗАО "Русская медная компания" и др. Однако в последнее время отмечен рост и со стороны менее известных компаний.

Востребованность кредитных нот обнаружилась в процессе поиска наиболее эффективного способа привлечения финансирования. С учетом большого количества факторов - срока и валюты заимствования, процентной ставки, обеспечения, стоимости и др. - привлечение банковского кредита, как наиболее очевидного решения, во многих случаях не является оптимальным. Отрицательными моментами, связанными с кредитованием, являются необходимость предоставления обеспечения и отсутствие удобного механизма управления долгом.


Технология выпуска


С технической точки зрения выпуск кредитных нот похож на выпуск облигаций.

Лид-менеджером обычно выступает российский или иностранный банк.

На первом этапе организации выпуска лид-менеджер проводит оценку спроса на обязательства заемщика (заемщиков) среди инвесторов. Обычно для этого составляется подробное кредитное исследование по заемщику и отрасли, ведется активная работа с инвесторами, включающая телефонные презентации, выездные встречи и т.д.

В случае успешного завершения переговоров компания-заемщик получает кредит банка-эмитента - обычно западного банка, обладающего высоким кредитным рейтингом. Этот банк считается эмитентом CLN. Банк-эмитент одновременно может быть и лид-менеджером.

Эмитентом обычно становится банк, обладающий готовой программой CLN с листингом на одной из европейских бирж. Конкретный выпуск кредитных нот осуществляется отдельным траншем программы.

После выпуска CLN начинается торговля этими бумагами на вторичном рынке. Кредитные ноты торгуются только на так называемом внебиржевом рынке - OTC (out-the-counter).

Покупателями CLN часто выступают российские банки. Для них это возможность вложить валютные средства в инструмент, доходность которого превышает доходность других валютных инструментов. Тем более при этом он оказывается ликвиднее, чем обычный двусторонний кредит.

Однако главная цель российских предприятий - привлечение западных инвесторов. Когда продавали кредитные ноты АвтоВАЗа, в торгах участвовали 60 инвесторов, из них половина иностранных. В роли иностранных инвесторов часто выступают банки, филиалы которых работают в России. Инвесторами становятся также специализированные инвестиционные фонды, которые занимаются развивающимися рынками, хедж-фонды, покупающие высокорискованные ценные бумаги.

Расширить круг западных инвесторов заемщик может, получив кредитный рейтинг. Тогда в числе инвесторов могут оказаться пенсионные фонды, правила которых часто запрещают покупку ценных бумаг без рейтинга, хотя бы спекулятивного. Еще один способ попасть в поле зрения иностранных инвесторов - листинг CLN на одной из западных бирж. Листинговать бумагу можно при выполнении ряда условий - например, нужна аудированная отчетность за три года. На котировки листинг не влияет, но бумагу увидит большее число инвесторов.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.