Введение........................................................................................................... 3
1. Основные понятия корпоративного управления........................................ 5
2. Модели корпоративного управления — анализ зарубежного опыта и перспективы развития в России.......................................................................................... 13
3. Доверительное управление корпоративным капиталом............................ 21
Заключение..................................................................................................... 27
Список литературы........................................................................................ 29
Актуальность данной темы заключается в том, что современная жизнь постоянно диктует новые правила игры. На сегодняшний день будущее компаний во многом, если не в основном, определяется качеством корпоративного управления, которое рассматривается как один из эффективных способов повышения инвестиционной привлекательности компаний и, как следствие, улучшения инвестиционного климата в стране.
Что следует понимать под корпоративным управлением? Означает ли это систему общеобязательных правил, регулирующих отношения в сфере деятельности компаний, или же корпоративное управление подразумевает под собой властно-распорядительную деятельность отдельных лиц, включая представителей топ-менеджмента и акционеров? И равнозначны ли понятия "корпоративное управление" и "управление корпорацией"?
С одной стороны, корпоративное управление включает процедуры реализации прав акционеров, обязанности совета директоров и ответственность его членов за принимаемые решения, уровень вознаграждения топ-менеджмента компании, порядок раскрытия информации и систему финансового контроля, с другой стороны - оно подразумевает деятельность государственных регуляторов и иных уполномоченных органов и организаций, направленную на регламентацию указанной сферы отношений, с третьей - это деятельность рейтинговых агентств, которые, присваивая определенные оценки, формируют представление инвестора об инвестиционной привлекательности компании.
Однако по своей сути корпоративное управление - это процесс поиска баланса между интересами акционеров и менеджмента в частности и интересами отдельных групп лиц и компании в целом путем реализации участниками рынка определенной системы этических и процедурных стандартов поведения, принятых в бизнес-сообществе.
Отсутствие единого подхода к пониманию корпоративного управления во многом объясняется динамичностью указанной сферы. До сих пор корпоративное управление во многом увязывалось с добровольным соблюдением компаниями-эмитентами этических норм и обычаев делового оборота, однако, постепенно происходит переход от добровольного порядка к принудительному, усиливается и расширяется роль государства в регламентации отдельных аспектов корпоративной жизни.
Следует сказать, что эффективность корпоративного управления требует соблюдения следующих условий:
-осознание предмета корпоративного управления;
-определение юридической силы и статуса кодексов корпоративного управления;
-постоянный мониторинг изменений в системе корпоративных отношений с целью своевременного пересмотра соответствующих стандартов; Целью данной работы является изучение корпоративного управления капиталом.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- изучение основных понятий корпоративного управления;
- рассмотрение моделей корпоративного управления;
- определение доверительного управления корпоративным капиталом.
Предметом данной работы является корпоративное управление.
Источниками написания работы служили учебные пособия Жукова Е.Ф., Роговой О.П., Кузнецова М.В., Овчинникова А.С. и других авторов.
Корпоративное управление – механизмы реализации прав собственности и механизмы по формированию структуры корпоративного контроля.
Корпоративное управление – система взаимоотношений между менеджерами и акционерами, а также другими заинтересованными сторонами по вопросам, связанным с обеспечением эффективной деятельности компании и обеспечением интересов ее владельцев и др-х заинтересованных сторон.
Режим корпоративного управления определяется: структурой акционерной собственности (степень концентрации пакетов акций); правовой регламентацией функционирования акционерных обществ; взаимоотношениями как между акционерами, так и между ними и менеджерами.[1]
1. проблема разделения функций контроля собственности и контроля бизнеса.
2. конфликты, возникающие м/у менеджерами (владельцами акций компании, в том числе КПА) и внешними акционерами:
3. В силу продолжающегося процесса перераспределения собственности ни в одной компании не завершено строительство системы надежного корпоративного контроля;
4. Наличие «теневых» корпоративных финансов («серые» и «черные» денежные расчеты, уход от налогов, вывод активов и др.).
5. Проблемы корпоративного управления с точки зрения объектов защиты Большинство конфликтов переходит в плоскость отношений:
- «менеджеры как акционеры – все прочие акционеры»;
- «контролирующие акционеры (в том числе как менеджеры) – все прочие акционеры»;
- «контролирующие акционеры (в том числе как менеджеры) – новые претенденты на контроль».
Таблица 1
Режим корпоративного управления
Контроль находится у:
Тип собственности
Основной объект защиты
Основная проблема корпоративного управления
1.Наемных менеджеров, не имеющих доли в АО (или небольшую долю)
Распыленная, или несколько примерно равных несвязанных акционеров
Все акционеры
- мониторинг и ответственность менеджеров
- пассивность и права всех групп акционеров
(2) Менеджеров, ставших акционерами (с КПА) и сохранивших свои управленческие функции
Концентрированная (прямо и через аффилированные структуры)
Все прочие типы акционеров
-ответственность менеджеров
-ответственность (прозрачность) контролирующих акционеров
- ограничение возможностей «шантажа» со стороны прочих акционеров
- защита прав мелких акционеров
3.Внешнего акц-ра (альянса акции-ров с КПА):
Концентрированная
(прямо и через аффилированные структуры)
Мелкие собственники-акционеры
Ответственность (прозрачность) контролирующих акционеров, а также:
(а) сменившего менеджеров
- обеспечение мониторинга менеджеров
(б) сохранившего менеджеров
- предотвращение риска оппортунистического поведения менеджеров
(в) выполняющего функции менеджера
- защита прав прочих акционеров, но одновременно ограничение их возможностей «шантажа»
(4) Основного кредитора (группы кредиторов)
Любая
Часть кредиторов
Использование института банкротства только для перехвата контроля (вывод активов в ущерб акционерам и др.)
6. слабая или нетипичная роль традиционных «внешних» механизмов корпоративного управления (рынок ценных бумаг, банкротства, рынок корпоративного контроля);
7. Слабая банковская система.
Основными проблемы корпоративного управления связаны не столько с качеством законодательства, сколько с отсутствием длительной практики корпоративных отношений, в связи с чем традиции корпоративного поведения еще только формируются.
В одних случаях незнание требований законодательства, вызванное его относительной новизной, а в других – полное пренебрежение этими требованиями, не позволили в полной мере ввести в жизнь те нормы корпоративного поведения, которые эти правовые акты призваны установить.
Анализ корпоративного управления в России показывает, что наибольшие конфликты возникают при решении вопроса о том, кто лучше может выполнять функции собственника. Собственник разрабатывает: инвестиционную часть, линию риска, предпринимательскую, контрольную и социальные части.
Участники корпоративных отношений:
1.Крупные акционеры (владельцы крупного пакета акций),
2.Мелкие акционеры.
Участниками корпоративных отношений прежде всего являются акционеры, вступающие с корпорацией в особые отношения, делающим возможным само существование корпорации. Интересы акционеров должны учитываться во всех важнейших действиях корпорации.
3.Потребители (без них невозможно существование корпорации. Они ожидают от корпорации качественной продукции и услуг по приемлемым ценам, хороший сервис и правдивую рекламу).
4.Служащие (отношения служащих с корпорацией, начиная от обычных требований справедливой оплаты труда, переходят к другим аспектам взаимоотношений раотодателя с работником: защите здоровья на рабочем месте, финансовой безопасности и т.п. Служащие прежде всего заинтересованы в устойчивости компании и сохранении своих рабочих мест).
5.Менеджмент, в том числе единоличный, исполнительный орган корпорации.
6.Кредиторы (Получают прибыль, уровень которой зафиксирован в договоре между ними и компанией. Заинтересованы в устойчивости компании и гарантиях возврата представленных средств. Не склонны поддерживать решения, обеспечивающие высокую прибыль, но связанные с высокими рисками.).
7.Владельцы иных корпоративных ценных бумаг.
8.Органы государственной власти.
9.Органы местного самоуправления (Заинтересованы прежде всего в устойчивости компании, ее способности выплачивать налоги, создавать рабочие места.).
10.Поставщики.
Страницы: 1, 2, 3, 4