Но международный факторинг, как правило, является «двуфакторным», что предполагает участие экспортера и его фактора в одной стране, а также импортера и его фактора в другой стране. При этом предусматривается взаимодействие обоих факторов, каждый из которых обслуживает только одну из сторон контракта (только экспортера или только импортера).
По объему принимаемых фактором на себя рисков выделяют факторинг с правом или без права регресса, т.е. обратного требования к поставщику. Факторинг с регрессом - пакет услуг, включающий в себя финансирование до 90% от суммы поставки, административное управление дебиторской задолженностью и информационно-аналитическое обслуживание в режиме on-line. Срок выплаты финансирования - в течение суток с момента предоставления отгрузочных документов.[1] В случае если покупатель задерживает оплату поставки, устанавливается период ожидания погашения задолженности, который составляет 14 календарных дней с момента начала просрочки, после истечения которых предъявляет регресс.
Факторинг без регресса – это новый вид услуг, впервые предложенный на российском рынке в 2004г, при котором финансовый агент приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся от должника. При невозможности взыскания в полном объеме сумм с должника финансовый агент терпит убытки. В России это первый случай фактического страхования кредитного риска при факторинге, которое осуществляется по общепринятой в мире схеме “non-recourse factoring”. Фактор несет ответственность по покрытию убытка в размере выплаченного аванса (до 90% суммы поставки) в случае невыполнения покупателем обязательств. Комплекс услуг по данному продукту также включает в себя административное управление дебиторской задолженностью и информационно-аналитическое обслуживание в режиме on-line. Срок выплаты финансирования по договору – любой удобный день, включая день предоставления отгрузочных документов, но не позднее предпоследнего дня оплаты дебиторской задолженности.
В особых случаях возможен факторинг с частичным регрессом, при котором фактор и поставщик делят между собой кредитные риски в определенной пропорции, как по всему обороту, так и по отдельным покупателям (условия соглашения определяются по договоренности).
Фактор — факторинговая компания или факторинговое подразделение банка, предоставляющее клиенту финансирование под уступку денежного требования. Рынок уже поделился на два лагеря – специализированные факторинговые компании ( часть из которых имеет банковскую лицензию) и банки, выделившие департаменты факторинга в своей структуре. В любом случае рынок факторов с каждым годом растет. В 2004 году объем предоставленных факторами услуг составил 1550,8 млн. долл., в 2003 г. 515,4 млн. долл., в 2002 г. 147,9 млн. долл. Темпы прироста финансирования в 2004 г. — 200%, в 2003 г. — 248% (см. рис. 1).
Рис. 1 Динамика объемов финансирования, предоставленного факторами под уступку денежных требований в 2002-2004 гг., млн долл.
В 2005г. рост рынка был обусловлен наращиванием оборотов прежде всего компаний, появившихся на рынке до 2003 г. и занимающих в последние годы лидирующие позиции. По сравнению с прошлым годом рэнкинг первой десятки практически не изменился. Правда, в 2005 г. в рэнкинг попала компания «Еврокоммерц», которая не вошла в предыдущее исследование в силу специфики своей деятельности.
Тенденция увеличения числа Факторов проявившаяся при анализе рынка за 2004г. получила дальнейшее развитие. На рынок активно выходили и банки, и специализированные факторинговые компании. Если на начало 2005г. факторингом занималось 84 банка, то на конец года их число достигло 110. Тем не менее рынок все еще остается высококонцентрированным. Совокупная доля крупнейших пяти компаний по итогам 2005г. осталась на уровне 86% .
Табл.1 Рэнкинг российских факторов по объему уступленных денежных требований в 2005 г.
Место
Фактор
Объем денежных требований, фактически уступленных фактору в 2005г, тыс. руб.
Объем предоставляемого Фактором финансирования в 2005г, тыс. руб.
Число клиентов
1
Национальная факторинговая компания (НФК)
44818658
33253374
659
2
Еврокоммерц
30552444
26733389
754
3
Петрокоммерц
22343631
17543460
64
4
Промсвязьбанк
15504847
13753106
268
5
НОМОС-БАНК
14040342
9671237
167
6
ЦентроКредит
5635555
5563191
17
7
ТрансКредитФакторинг
5044429
4542545
28
8
Пробизнесбанк
3083657
2808205
43
9
Еврокоммерц Стройкредит
2865233
2471592
97
10
Союз
1196476
1040934
11
Средневолжская Факторинговая Компания
660645
528516
61
12
Роспромбанк
5096803
391619
26
13
Региональная Факторинговая Компания
415725
374153
14
Вятка-банк
87653
15
Казанский банк
85032
70968
16
Северная Казна
76165
62133
Система
40925
36750
18
ВИП-БАНК
40175
30979
19
Вологжанин
11606
11224
20
Фактор фирма Энергия
н/д
139
В ближайшей перспективе новые игроки вряд ли смогут оказать решающее влияние на расстановку сил на рынке по нескольким причинам.
Во-первых, факторинговый бизнес высокотехнологичен. Бизнес-процессы должны быть ориентированы на массовое и очень быстрое принятие решений по каждому клиенту. А это, в свою очередь, требует хорошо налаженной системы оценки потенциальных клиентов и их дебиторов.
Во-вторых, новым факторам потребуется время для организации собственной филиальной сети, ведь дефицит факторинговых услуг острее всего ощущается в регионах. В Москве конкуренция слишком высока. В регионах, несмотря на то, что все основные игроки сейчас активно развивают свои филиальные сети, никого, кроме НФК (по признанию самих участников рынка), потребители не знают.
Схема факторинга применима в таких отраслях торговли как оптовая торговля и необходим производителям, а также тем компаниям, которые принципиально работают на условиях отсрочки платежа. Во-вторых, факторинг выгоден, когда речь идет о любых регулярных поставках широкому кругу постоянных покупателей. Это могут быть продукты питания, товары народного потребления (бытовая химия, парфюмерия и косметика, бытовая техника и так далее), лекарства, расходные материалы для офисов, напитки и многое другое. Факторинг подходит предприятиям, осуществляющим регулярные поставки товаров, потому что лишь в этом случае наиболее ценны услуги фактора по управлению дебиторской задолженностью. В-третьих, факторинг применим к поставкам не только товаров, но и услуг (например, услуг связи, транспортных, туристических и других).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5