Рефераты. Конституционные гарантии предпринимательства в Российской Федерации

Конституционные гарантии предпринимательства в Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

на тему: Конституционные гарантии

                      предпринимательства

                      в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

            Кафедра учёта и финансов

               Группа: 969-дк

            Составитель: Андрукович К. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С 1 января 1995 года был признан утратившим силу Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», ст. 20 которого предусматривала гарантии предпринимательской деятельности. В новом Гражданском кодексе аналогичной статьи нет. В этой ситуации важное значение приобретают конституционные гарантии предпринимательской деятельности. Существенным новшеством Конституции 1993 г. является признание прямого действия конституционных норм. Статья 18 Конституции предусматривает, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».  Конституционные юридические гарантии неразрывно связаны с основными правами человека и гражданина.

Большинство конституционных гарантий носят всеобщий характер и касаются как предпринимателей, так и всех других граждан: необходимость официального опубликования законов и неприменимость неопубликованных нормативно-правовых актов (4.3 ст. 15), право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы (ст. 33), гарантия государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45) и право каждого защищать свои права и обязанности всеми способами, не  запрещёнными законом (ч. 2 ст. 45),  гарантии судебной  защиты (ст. 46, 47), компенсация причинённого ущерба (ст. 52) и возмещение государством вреда (ст. 53), недопустимость обратной силы законов, устанавливающих или утягчающих  ответственность  и устанавливающие новые налоги или ухудшающих  положение налогоплательщиков (ст. 54 и 57). Гарантии от недобросовестной конкуренции (ч. 2 ст. 34), свободного перемещения товаров,  услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74) адресованы непосредственно предпринимателям.

Гарантия государственной защиты прав и свобод человека и гражданина предполагает конституционное  право предпринимателей быть выслушанным (ч. 1 ст. 4). Если, к примеру, органы исполнительной власти намерены прибегнуть к принудительному отчуждению имущества предпринимателя для государственных нужд, предварительно надо обязательно выслушать и выяснить позицию того, чьи законные экономические интересы затрагивает предполагаемый акт.

В соответствии с ч. 2 ст. 45 Конституции «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». В эту многозначительную конституционную формулу  укладывается многое: и использование возможностей средств массовой информации, и подключение других институтов гражданского общества к формированию благоприятного общественного мнения, и лоббирование предпринимателями своих экономических интересов в органах государственной власти.

Важными конституционными гарантиями предпринимательской деятельности являются: устойчивость рубля (ч. 2 ст. 75), неприкосновенность частной собственности (ст. 35), компенсация причинённого ущерба (ст. 52) и возмещение государством вреда (ст.  53).

Обеспечение устойчивости национальной валюты - рубля - рассматривается как основная функция ЦБ РФ. Устойчивость рубля прежде всего связана с денежной эмиссией. В соответствии с ч. 1 ст. 75 Конституции «денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным Банком Российской Федерации».

В соответствии с законом РФ от 25 сентября 1992 года «О денежной системе Российской Федерации» ЦБ регулирует свободную денежную массу, находящуюся в обращении для поддержания покупательной способности рубля (ст. 6).

Денежная эмиссия, осуществляемая исключительно ЦБ РФ, охватывает:

     - сокращение и контроль над кредитами, предоставляемыми государством сектору предпринимательства;

     - проведение политики в вопросе об учётной ставке (повышение учетной ставки до уровня инфляции - положительной ставки), устранение разницы между учётными ставками ЦБ и ставками, сложившимися на рынке кредитов, ликвидацию льготных кредитов;

     - контроль над кредитами, предоставляемыми странам СНГ, особенно в форме «технических кредитов»;

     - необходимость включения всех федеральных расходов в федеральный бюджет.

      В связи с тем, что вопросы денежной эмиссии являются кардинальными в экономической политике, Конституция гарантирует определенную степень независимости Центральному Банку. Это - конституционная гарантия «устойчивости рубля». Обеспечение устойчивости рубля - основная функция ЦБ РФ, которую он «осуществляет независимо от других органов государственной власти» (ч. 2 ст. 75).

В ст. 35 Конституции содержатся сразу три важнейшие конституционные гарантии предпринимательской деятельности: никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено при условии предварительного и равноценного возмещения; право наследования гарантируется. Конституционные гарантии права частной собственности предопределяют содержание юридических гарантий собственности в гражданском, уголовном, земельном, финансовом законодательстве. Например, в ст. 306 Гражданского кодекса установлено, что «в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего права собственности, убытки, причинённые собственнику причинённые собственнику в результате этого акта, в т. ч. Стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков решаются судом».

Конституционной юридической гарантией является положение об официальном опубликовании нормативно-правовых актов. Этот фундаментальный конституционный принцип имеет всеобщее применение. Им нужно пользоваться независимо от того, идёт ли речь о законах или о нормативных актах органов исполнительной власти. Действует принцип: то, что делается для общества, должно делаться на глазах общества.

Конституционные нормы ст. 54 о том, что «закон, устанавливающий или утягощающий ответственность обратной силы не имеет», и ст. 57 о том, что «законы, устанавливающие новые налоги или более ухудшающие положение налогоплательщиков обратной силы не имеют», являются важными конституционными юридическими гарантиями. Недопустимость обратной силы закона обеспечивает правовую стабильность для предпринимателя. В качестве примера можно привести Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года №2285 «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами», п. 11 которого гласит: если в течение срока действия соглашения законодательными актами Российской Федерации будут установлены нормы, ухудшающие коммерческие результаты деятельности инвестора в рамках соглашения, в него вносятся изменения, обеспечивающие инвестору коммерческие результаты, которые могли быть получены при применении норм законодательства, действовавших на момент заключения соглашения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

Журнал «Хозяйство и право», 1995 год, №8.

 

 




2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.