Рефераты. Коммерческие риски во внешнеэкономической деятельности и управление ими

Коммерческие риски во внешнеэкономической деятельности и управление ими

Министерство образования и науки РФ

Балтийский Институт Иностранных Языков и Международного Сотрудничества

 

 

 

 

 

 

 

 

Факультет МЭО

кафедра мировой экономики

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Коммерческие риски во внешнеэкономической деятельности и управление ими.

 

 

 

Выполнила: Крылова Д.А., студентка гр. 441

Научный руководитель: Лидванова Л.И., д-р экон. наук, профессор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2004

Содержание

Введение

Глава I. Сущность, виды и формы рисков в системе экспортного маркетинга.

1.1  Условия и причины возникновения рисков.

1.2   Сущность и классификация рисков.

Глава II Возможности и методы управления рисками.

2.1. Процесс управления рисками.

2.2. Методы управления рисками.

2.3. Страхование рисков.

Заключение

Список используемой литературы







 





 

Введение

Уже более десяти лет в Российской Федерации бурным темпом развивается свободная рыночная экономика. И при выходе на зарубежный рынок предприниматели сталкиваются с определенными рисками, которые присутствуют на протяжении всей деятельности предприятия (фирмы). Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Риск – это историческая и экономическая категория.

Как историческая категория, риск представляет собой осознанную человеком возможную опасность. Она свидетельствует о том, что риск исторически связан со всем ходом общественного развития.

Развитие общества прошло три эпохи:

-         дикость;

-         варварство;

-         цивилизация.

Каждая из которых, в свою очередь, состоит из трех ступеней:

-         низшая;

-         средняя;

-         высшая.

По мере развития цивилизации появляются товарно-денежные отношения, и риск становится экономической категорией.

Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата:

-         отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток);

-         нулевой;

-         положительный (выигрыш, выгода, прибыль).

Риском можно управлять, то есть использовать различные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска.

Проблема управления риском, преодоления неопределенности существует в любом секторе экономики, что объясняет ее постоянную актуальность. Любой субъект экономики на любом ее уровне неизбежно сталкивается с неординарными ситуациями, незапланированными или непредвиденными событиями, на которые необходимо адекватно реагировать, чтобы не понести убытки.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть коммерческие риски, связанные с внешнеэкономической деятельностью, и методы управления ими.

Глава I. Сущность, виды и формы рисков в системе экспортного маркетинга.

1.1. Условия и причины возникновения рисков

Условия возникновения риска - это ситуация риска, появлению которой всегда сопутствуют три взаимосвязанных условия: наличие неопределенности, выбор альтернатив, возможность оценки вероятности осуществления выбираемых результатов. (1) На уровень риска оказывают влияние многие факторы: объемы финансово-хозяйственной деятельности; профессиональная подготовка специалистов предприятия; стиль руководства и квалификация персонала; общий концептуальный подход к деятельности в условиях изменения в нормативно- правовой системе; разнообразие видов деятельности предприятия; степень компьютеризации деятельности; надежность системы внутреннего контроля; частота смены руководства и личные характеристики руководителей; число нестандартных для данной фирмы операций, деловое окружение. (2)

Причины возникновения рисков разнообразны. Они могут быть следующими:

  • По возможности предвидения - предсказуемые и непредсказуемые.
  • Умышленность создания ситуации риска (преступления, служебные ошибки и т.п.).
  • По причинам возникновения.
  • По месту обнаружения.
  • По времени обнаружения.
  • По центрам ответственности.
  • По виновникам возникновения.
  • По возможности страхования.
  • По длительности действия.
  • По методам обнаружения.
  • По способам минимизации последствий.
  • По этапам производственного цикла.
  • По этапам технологического процесса.
  • По производственным условиям.
  • По этапам жизненного цикла продукции, производимой предприятием.
  • По месту нахождения продукции.
  • По этапам жизненного цикла продукции, реализуемой предприятием.
  • По видам продукции (по номенклатуре, ассортименту).
  • По типу организации производства.
  • По уровню цен на производимую продукцию.
  • По длительности и условиям хранения продукции на предприятии.
  • По длительности и условиям хранения запасов сырья на предприятии.
  • По потребителю продукции.
  • По каналам сбыта и т.д.

1.2. Сущность и классификация рисков.


Эффективность организации управления риском во многом определяется классификацией риска. Под классификацией риска следует понимать распределение риска на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей.

Научно обоснованная классификация риска позволяет четко определить место каждого риска в их общей системе. Оно создает возможности для эффективного применения соответствующих методов, приемов управления риском. Каждому риску соответствует своя система управления риском.

Для отдельного предприятия или фирмы риск – это вероятность наступления неблагоприятного события, которое может привести к потере части материальных и финансовых средств, недополучению доходов или к появлению дополнительных расходов.

            Классификация рисков очень разнообразна. Существует большое количество классификаций в зависимости от специфики деятельности компании.

            В мировой хозяйственной практике встречаются следующие виды рисков:

1) производственный, т.е. связан с непосредственным производством торговой продукции и возникает в случае резкого увеличения  или уменьшения размеров производства, непредвиденных затрат, привлечения новых инвестиций, освоения инноваций и т.д.

2) коммерческий. Он возникает в процессе реализации товаров и услуг, резкого изменения спроса, роста товарных издержек, освоения новых видов торговли и т.д.

3) финансовый риск. Этот риск присутствует постоянно, так как любое предприятие осуществляет свои финансовые отношения с банками и другими кредитными учреждениями, а его финансы воплощаются ценными бумагами. Деятельность банков в свою очередь зависит от колебаний курса ценных бумаг, процентных ставок на кредиты, займы, от инфляции, от колебаний валютных курсов и т.д.

            При выходе хозяйственных субъектов на мировые отраслевые рынки, указанные виды рисков могут модифицироваться и значительно усиливаться, прежде всего, под воздействием зарубежной среды. В результате этого в мировой торговле появляются следующие виды рисков:

1)      хозяйственно-правовые риски. Они связаны с национальными различиями в законах и других нормативных актах, которые регулируют внешнеэкономическую деятельность;

2)      политические риски связаны с изменением политической ситуации в той или иной стране. Например, приход к власти нового правительства и введения им ограничений на экспорт, импорт, эмбарго на товары и т.д.;

3)      собственно международные риски. Эти риски связаны с действиями международных экономических и финансовых организаций, которые вводят новые условия торговли, международные стандарты, режимы запретительных или поощрительных мер в международной торговле;

Наконец в самой внешней торговле каждой страны особенно при экспортно-импортных сделках, их заключении и исполнении возникают следующие риски:

1)      риск невыполнения условий международного контракта (сроки поставки, несоответствие количества, качества и т.д.);

2)      риск невыполнения обязательств по взаимным платежам или так называемый кредитный риск;

3)      валютный риск, возникающий в связи с постоянным колебанием валютных курсов;

4)      сбытовой риск связан с колебанием спроса на экспортные  и импортные товары в стране или на отдельном сегменте зарубежного рынка;

5)      ценовой риск возникает из-за постоянно изменяющихся мировых цен;

6)      коммерческий риск проявляется в недобросовестности или неплатежеспособности населения страны-импортера и недополучении прибыли;

7)      производственно-технический риск связан с невозможностью использования в производстве купленных на мировом рынке лицензий, патентов, «ноу-хау» или с невозможностью должной наладки купленного оборудования (8)

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.