Какие бы, однако, частичные резервы для выплаты вкладов и гарантии возможного риска ни создавались, в принципе всегда допустимо возникновение банковской паники, ибо никакой банк не может хранить наличные деньги в размере, равном величине вкладов клиентов. Но именно здесь на помощь банкам приходит правительство со своим центральным банком. Такие банки всегда могут прийти на помощь частным, коммерческим банкам, выделив соответствующий резерв наличных денег. В конце концов, правительство может распорядиться напечатать столько денег, сколько необходимо для выплаты вкладов.
Кроме того, во избежание банковских крахов после Великой депрессии 30-х годов во всех развитых странах с рыночной экономикой был осуществлен ряд мер, способствующих укреплению всей кредитной системы: контроль местных банков со стороны вышестоящих и центрального банка; проверки их платежеспособности; страхование банковских депозитов, не превышающих определенной суммы. Все эти меры, несомненно, возымели действие.
Возможности коммерческого банка осуществлять финансовые операции определяются основными его функциями и структурой деятельности. Главными функциями такого банка являются: прием вкладов и предоставление кредитов предприятиям и населению за определенный процент, превышающий процент, который банк платит вкладчикам. Что касается структуры деятельности, то она находит точное выражение в балансовых отчетах коммерческого банка. С одной стороны, в активах банка фиксируются собственность, наличные деньги, полученные по вкладам, резервы и выданные ссуды, а с другой, - в пассиве отражаются обязательства банка по вкладам, акциям, за счет которых был собран первоначальный капитал и приобретена собственность банка (здания и конторское оборудование). Такая собственность необходима для того, чтобы начать дело и открыть банк. Второй шаг в деятельности банка связан с привлечением вкладчиков, без чего невозможно иметь наличные деньги, необходимые для кредитования. Очевидно, что не все эти деньги можно отдавать в долг заемщикам, определенная их часть должна быть оставлена в качестве резерва. Кроме того, каждый банк обладает кассовой наличностью для того, чтобы оплатить изымаемые из него вклады.
В разных странах и в различных банках существуют определенные нормы резервов. Они определяются как отношение обязательных резервов, например, коммерческого банка, к его обязательствам по вкладам.
Долгое время главной функцией коммерческих банков считалась выдача коммерческих ссуд, в связи с чем такие банки и получили свое название. Наиболее приемлемыми признавались лишь краткосрочные ссуды, поскольку по ним сам банк устанавливает приемлемые сроки погашения, обеспечивая тем самым постоянный приток денежных средств. Ограничение банковских операций выдачей краткосрочных ссуд должно было способствовать усилению стабильности и безопасности банковской системы. В настоящее время такие взгляды на роль коммерческих банков и структуру их деятельности считаются устаревшими, ибо они не учитывают значительных изменений, происшедших в финансовой системе и современной экономике в целом. Сейчас эти банки на Западе выдают ссуды под залог недвижимости, на приобретение товаров длительного пользования, открывают сберегательные и срочные счета наряду с чековыми и т.п. С предоставлением ссуд и кредитованием связана деятельность банков по созданию дополнительных, так называемых банковских денег.
Коммерческие банки Российской Федерации являются юридическими лицами и подлежат обязательной государственной регистрации. Ее осуществляет Центральный банк РФ, который ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций и заносит туда сведения о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций и их филиалов. Также он выдает коммерческим банкам лицензию (специальное разрешение на осуществление банковских операций), без получения которой они не имеют право начинать банковскую деятельность. Деятельность коммерческих банков в России регламентируют Гражданский Кодекс РФ и федеральные законы от 2 декабря 1990 г. Ns 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 6 августа 2001 г.), от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 7 августа 2001 г.), от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (в ред. от 7 августа 2001 г.), и Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 30 декабря 2001 г.) и др.
Гражданский кодекс РФ определяет правовое положение банков как хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, устанавливает порядок осуществления ими права собственности, регулирует их договорные и иные обязательства.
Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» устанавливает принципы его взаимоотношений с кредитными организациями, определяет полномочия Банка России по вмешательству в деятельность кредитных организаций в ситуациях, угрожающих законным интересам вкладчиков, а также его полномочия по применению к кредитным организациям санкций за нарушение требований законодательства и нормативных актов Центрального банка РФ. Последние являются для кредитных организаций обязательными документами, которыми они должны руководствоваться в своей деятельности. Нормативные акты Центрального банка РФ доводятся до сведения кредитных организаций в форме инструкций, положений и указаний, содержащих установление, изменения или отмену постоянных или временных предписаний Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» определяет понятие банковской системы Российской Федерации и ее составляющих, устанавливает перечень банковских операций, выполнение которых допускается только при наличии соответствующей лицензии Банка России, и операций, которые кредитные организации могут осуществлять в рамках своей деятельности без лицензии. В этом законе также содержатся основные требования к учредительным документам кредитных организаций, регламентируется порядок их регистрации и лицензирования, устанавливаются формы отчетности кредитных организаций перед Центральным банком РФ. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» дополняет и развивает положения Федерального закона от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 12 марта 2001 г.) применительно к деятельности банков и небанковских кредитных организаций. Этот закон устанавливает порядок и условия принятия мер по предупреждению несостоятельности кредитных организаций, особенности оснований признания их банкротами и осуществления этой процедуры.
Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» наделяет коммерческие банки, получившие лицензию Центрального банка РФ на проведение валютных операций, полномочиями агентов валютного регулирования и валютного контроля и устанавливает порядок ведения ими валютных операций.
В Российской Федерации коммерческие банки (и иные кредитные организации) могут быть образованы в форме хозяйственных обществ, т.е. в форме открытого (ОАО) и закрытого (ЗАО) акционерных обществ, обществ с ограниченной (ООО) и дополнительной (ОДО) ответственностью. Таким образом, регламентация деятельности коммерческих банков дополняется также положениями федеральных законов от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 21 марта 2002 г.) или от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. от 21 марта 2002 г.). Уставный капитал (УК) коммерческого банка, образованного в форме акционерного общества, формируется за счет размещения его акций.
Акционеры несут ответственность по обязательствам банка только в пределах стоимости принадлежащих им акций. Среди акционеров банка следует различать учредителей и прочих участников. Учредителями считаются юридические и физические лица, принявшие решения об учреждении банка, занимающиеся его организацией и располагающие необходимыми средствами для формирования его уставного капитала.
Если банк представляет собой открытое акционерное общество, то число его акционеров не ограничено; если же он является закрытым акционерным обществом, то число его акционеров не может быть больше 50.
Банки, образованные в форме открытого акционерного общества, вправе проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции (т.е. осуществлять их размещение среди любых желающих лиц), а акционеры вправе перепродать принадлежащие им акции другим лицам без согласия учредителей и прочих акционеров. Отметим, однако, что банкам в форме ОАО разрешается проводить и закрытую подписку (такая возможность должна быть предусмотрена в его уставе). В этом случае вновь выпущенные акции распределяют только среди его учредителей или заранее определенного круга лиц.
Банки, образованные в форме закрытого акционерного общества, не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции. Их всегда распределяют только среди учредителей ЗАО или заранее определенного круга лиц, а акционеры могут перепродать принадлежащие им акции преимущественно только другим акционерам. Продать же эти акции лицу, не являющемуся участником банка, можно лишь при согласии других акционеров и отказе банка самому выкупить их.
Банки, создаваемые в форме обществ с ограниченной ответственностью и дополнительной ответственностью, не могут выпускать свои акции. Их уставный капитал формируется одним или несколькими лицами путем внесения вкладов (паев) в денежной или натуральной форме (в виде зданий, помещений и т.п.). Доля каждого лица в уставном капитале определена в учредительных документах. Ответственность лиц, внесших вклад в уставный капитал банка, образованного в форме ООО, по его обязательствам ограничивается стоимостью внесенных вкладов. Ответственность лиц, осуществивших вклад в уставный капитал банка, образованного в форме ОДО, по его обязательствам несколько выше. Они несут ответственность не только стоимостью своих вкладов, но и своим имуществом в одинаковом для всех вкладчиков кратном размере к стоимости своих вкладов. Организационно-правовая форма ОДО больше подходит таким кредитным организациям, как кредитные союзы, общества взаимного кредитования и т.п.
Среди участников (пайщиков) банков, образованных в форме ООО и ОДО, следует различать учредителей и прочих участников (т.е. прочих пайщиков). Общее число участников таких банков (т.е. и учредителей, и прочих пайщиков) не должно превышать 50 человек. Продать свою долю в уставном капитале они могут только другим участникам, а сторонним лицам только при согласии других участников.
При формировании уставного капитала банка, который создается в любой организационно-правовой форме, использование средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и средств, находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, допускается только на основании специальных законодательных актов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5