Ситуация 1. Работники не хотят
работать в новых условиях, но оснащены инструментально.
Ситуация характерна для многих
достаточно наукоемких производств и осложняется тем, что именно в узко
специализированных организациях обычно складываются очень сплоченные
коллективы, не ориентированные на изменения. Понимая свою высокую
подготовленность, сотрудники закрывают глаза на изменение внешней ситуации, при
которой их продукция оказывается ненужной.
Задача управляющего – повысить уровень
мотивации работников на изменения, поиск новых сфер деятельности. Для этого он
должен прибегать к провоцированию смены ценностных ориентаций с помощью
конфликтов. Стратегия работы с персоналом в этих условиях лежит в плоскости
«принуждение – конфликт – подкрепление». Либо управляющему удается убедить
работников в правильности предлагаемой им стратегической ориентации предприятия
и наладить нормальный рабочий контакт с подчиненными, тогда остается лишь
избавляться от «идейно противостоящих» работников.
Ситуация 2. Работники
организации не хотят работать в новых условиях и недостаточно оснащены
инструментально.
Нередко эта ситуация рассматривается
как кризисная в узком смысле. Персонал уверен, что все причины их сложного
положения связаны с внешними факторами, на которые практически нет возможности
влиять. Оценка собственных ресурсов неадекватно завышена. Преобладает
«технократическая ориентация», отношение к ситуации как к неблагоприятной,
требующей борьбы с агрессивной средой за оставшиеся ресурсы. Они отторгают
любую ориентацию «на клиента», любое изменение поведения рассматривается как отступничество.
По отношению к руководителю сотрудники
пытаются осуществить манипуляцию, т.е. включить его в собственную игру,
заручиться его поддержкой в борьбе с «агрессивным» окружением.
Самый простой выход из кризиса такой
организации состоял бы в полном обеспечении ее ресурсами для реализации
привычной деятельности. Понятно, что в условиях рынка такое невозможно или
трудно выполнимо. Задача руководителя в данной ситуации – противостояние
манипуляциям со стороны персонала и постепенное введение конкурентных отношений
между исполнителями в качестве организационной формы.