Рефераты. Инвестиционный климат Узбекистана для иностранных инвесторов

Инвестиционный климат Узбекистана для иностранных инвесторов

Инвестиционный климат Республики Узбекистан


Узбекистан расположен в центральной и северо-западной части Центральной Азии, между реками Амударьи и Сырдарьи. Это единственная страна, которая граничит с каждой из четырех республик Центральной Азии – Казахстаном, Киргизстаном, Таджикистаном и Туркменистаном, а также с Афганистаном.

Территория современного Узбекистана является одним из очагов мировой цивилизации. Это регион, где сошлись Запад и Восток, их культуры и религии, где жили и творили великие ученые и мыслители, обогатившие своим трудом сокровищницу мировой цивилизации.

Через территорию Узбекистана пролегал древний Великий Шелковый Путь, который связал Европу с Азией. Прокладывание дорог, по которым могли идти торговые караваны из одной части материка в другую, в истории человечества играло не менее важную роль, чем открытие новых земель. Ведь каждая такая дорога была нитью, связывающей страны и народы, объединяющей их без войн, завоеваний, гибели людей и разрушений.

С получением независимости в 1991 году, Узбекистан осуществляет свою собственную независимую внутреннюю и внешнюю политику, исходя из традиций и исторического прошлого узбекского народа, географического расположения и накопленного экономического потенциала.

Предметом особого и постоянного внимания Правительства Республики Узбекистан является совершенствование инвестиционного климата и создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в экономику республики, активного участия иностранных инвесторов в процессе приватизации и денационализации, в производстве конкурентоспособной на международных рынках продукции.

В последние годы усиливается присутствие зарубежного капитала в экономике Узбекистана - если в 1993 году иностранные инвестиции составили всего 0,8% от общего объема капитальных вложений, то в 2004 году  этот показатель составил более 25%.

Экономический рост в 2004 году достиг 7,7%, производство промышленной продукции возросло на 9,8%, сельскохозяйственной - 110,2%, инвестиций - 6,5%. Инфляция составила 3,8%, а дефицит государственного бюджета не превысил 0,25% ВВП.

Немаловажную роль в обеспечении экономического роста страны играют прямые иностранные инвестиции (ПИИ), приток которых обеспечивается созданным благоприятным инвестиционным климатом, основанные на ряде принятых законодательных актов.

 

Закон  Республики Узбекистан "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов»,

Настоящий закон устанавливает гарантии и меры защиты прав иностранных инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Узбекистан.

Основными задачами настоящего закона являются:

·        формирование комплекса мер по гарантиям и защите прав иностранных инвесторов;

·        определение условий предоставления дополнительных гарантий и мер защиты для отдельных категорий иностранных инвесторов и иностранных инвестиций.

Государство гарантирует и защищает права иностранных инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Узбекистан.

Все договоры по иностранным инвестициям, прежде всего частным, в части обеспечения безусловных гарантий их выполнения находятся под контролем соответствующих органов, уполномоченных правительством Республики Узбекистан.

Доходы иностранного инвестора, полученные в Республике Узбекистан, могут быть реинвестированы на территории Республики Узбекистан или использованы любым иным способом по усмотрению иностранного инвестора.

Предприятия с иностранными инвестициями в соответствии с законодательством имеют право:

·        открывать, использовать и распоряжаться счетами в любой валюте, в любом банке на территории Республики Узбекистан, а также за ее пределами;

·        получать и возвращать ссуды в иностранной валюте.


Закон «Об иностранных инвестициях» определяет правовые основы и порядок осуществления иностранных инвестиций на территории Республики Узбекистан.

Основными задачами настоящего Закона являются:

·        содействие развитию экономики Республики Узбекистан и ее интеграции в мировую экономическую систему путем стимулирования притока иностранных инвестиций;

·        привлечение и рациональное использование иностранных финансовых, материальных, интеллектуальных и других ресурсов, современных зарубежных технологий и управленческого опыта.

Под предприятиями с иностранными инвестициями на территории Республики Узбекистан понимаются предприятия, в которых иностранные инвестиции составляют не менее тридцати процентов акций или уставного фонда. Они действуют в любых организационно-правовых формах, не противоречащих законодательству Республики Узбекистан. Предприятия с иностранными инвестициями приобретают права юридического лица с момента государственной регистрации. Иностранные инвесторы могут осуществлять инвестиции на территории Республики Узбекистан путем:

·        долевого участия в компаниях, банках, трастах, картелях, ассоциациях и других предприятиях, созданных совместно с юридическими и физическими лицами – резидентами Узбекистана. На практике это положение применимо только к совместным предприятиям с участием юридических лиц Узбекистана;

·        создания предприятия со 100% иностранным участием;

·        портфельных инвестиций – путем приобретения акций, облигаций, сертификатов и других ценных бумаг, выпускаемых компаниями или правительством Узбекистана;

·        полного или частичного приобретения прав на землю и на недвижимое имущество, включая права землепользования и концессии, затрагивающие пользование подземными ископаемыми и т.п.

Иностранные инвесторы могут осуществлять инвестиции на территории Республики Узбекистан и в иных формах, не противоречащих действующему законодательству.

В целях активизации процессов привлечения иностранных инвестиций, разработки предложений по улучшению  инвестиционного климата, а также совершенствования механизма привлечения и обслуживания кредитов и инвестиций, привлеченных Правительством или под его гарантию, принято Постановление Кабинета Министров № 526 от 21.11.2003г., «О создании Межведомственного совета по вопросам иностранных инвестиций и кредитов при Кабинете Министров Республики Узбекистан».

Указ Президента «О дополнительных стимулах и льготах предоставляемых предприятиям с иностранными инвестициями», «О дополнительных мерах по стимулированию экспорта продукции производимой предприятиями с иностранными инвестициями».


Действующим законодательством существуют ряд налоговых льгот для ПИИ, в частности:

·                                 освобождение на 7-летний срок от уплаты налога на доход, если иностранные инвестиции осуществляются по проектам в рамках Государственной инвестиционной программы;

·                                 вместе с тем, проекты включенные в программу Локализации освобождаются на 5-летний срок от уплаты налога на доход юридических лиц, единого налога, налога на имущество в части основных производственных фондов, а также освобождаются от уплаты таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) на завозимое технологическое оборудование, запасные части и компоненты, не производимые в республике и используемые в технологическом процессе при производстве локализуемой продукции;

·                                 снижение до 10% налога на доход (прибыль) если более 60% производимой продукции являются товарами для детей;

·                                 30% снижение налога на доход (прибыль) и налога на имущество – если компания экспортирует от 15% до 30% общего объема продаж своей продукции (работ, услуг);

·                                 снижение на 50% налога на доход и налога на имущество – если компания экспортирует более 30% общего объема продаж;

·                                 освобождение от уплаты налога на доход сроком на 3 года с момента начала производства, и 50% снижение налога на прибыль в течение последующих 2 лет - если компания создается в сельской местности;

·                                 также для вновь созданных предприятий существуют льготы по уплате налога на имущество в течение 2 лет с момента регистрации;

·                                 кроме того, предприятия с иностранными инвестициями занимающиеся производственной деятельностью, освобождаются от уплаты земельного налога на 2 года.

Необходимо отметить, что к 2005 году общая ставка налога на доход (прибыль) снижена до 15%, а ставка рефинансирования до 16% для создания более благоприятных условий, как иностранным инвесторам, так и местным.

Также, в целях углубления структурных преобразований в экономике республики, активизации инвестиционной деятельности предприятий и расширения привлечения иностранных инвестиций, Кабинетом Министров Республики Узбекистан ежегодно утверждается Инвестиционная программа, где отражаются приоритетные отрасли привлечения иностранных инвестиции.

По прогнозам экспертов, Узбекистан вступает в стадию повышенной экономической активности, и в течение ближайших лет предвидится бум инвестиционной активности именно в секторе производства разнообразной продукции с высокой добавленной стоимостью.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.