Рефераты. Инвестиционный климат Республики Мордовия в 2004-2007 гг.

                                                         12

В Мордовии этот показатель традиционно высок, о чем свидетельствуют результаты выборов последних 10 лет, когда все население республики продемонстрировало высокую явку избирателей, понимание и консолидированную поддержку социально-экономической политики, которая проводится в республике и в стране. Как результат – 1-е место в рейтинге 2006 года.                                                                                                                                    Эта составляющая безусловно важна, поскольку инвесторы очень хорошо чувствуют политическое «настроение» населения и особо ценят стабильность и предсказуемость завтрашнего дня.                                                                                                 Управленческий ранг – новый показатель, который впервые оценивался в 2006 г., отражает степень профессионализма управленческой команды региона, способность решать актуальные задачи социально-экономического развития региона. 11 место республики – результат успешной реализации крупных инвестиционных проектов, высоких темпов экономического роста, увеличения притока инвестиций, которые демонстрирует республика все последние годы. Все это сказалось также и на существенном улучшении нашего экономического ранга. Особенно следует отметить высокое 8 место, которая республика заняла по результатам оценки криминального риска. Это объясняется продолжающимся сокращением общего числа преступлений (только в 2006 г. на 7%), прежде всего за счет за счет уменьшения числа особо тяжких и тяжких преступлений (на 15,5%), высоким уровнем раскрываемости (одним из лучших в России), который демонстрируют правоохранительные органы Мордовии в последние годы..  Высокое место Мордовии по социальному рангу – дань развитию социальной инфраструктуры в регионе, о чем уже говорилось выше. Большое значение сыграло и то, что на протяжении 3-х последних лет Саранск является одним из победителей конкурса на звание «Самый благоустроенный город России».                    Одно из главных богатств Мордовии – высококвалифицированные и относительно недорогие трудовые ресурсы. На каждые 10 тысяч населения приходится 16 докторов и кандидатов наук, около 500 студентов. Это очень высокие показатели, одни из лучших в России. Этим объясняются наши достаточно хорошие позиции в ранге трудового потенциала.                                                                                                   Если говорить о потенциале Республики Мордовия в целом, то по объективным причинам он не может быть оценен как очень высокий: на нашей территории нет разведанных месторождений стратегических природных ресурсов, с точки зрения развития производительных сил Мордовия также всегда была среди отстающих регионов России.                                                                                                                                                                                                                           В целом, итоги рейтинга за 2006 г. – адекватная оценка достижений республики в плане консолидации усилий общества, социально-экономического развития, создания благоприятных условий для ведения бизнеса, привлечения инвестиций. Наша республика уверенно идет по пути инновационного развития. К нам пришли крупные инвесторы, получили развитие наукоемкие производства. В целом, в республике созданы все необходимые предпосылки, чтобы уже в ближайшей перспективе реализовать накопленный инновационный потенциал.

 

                                                           13

Основные инвестиционные проекты, реализуемые в 2007г.

Самым масштабным и динамично развивающимся производством в республике сегодня является вагоностроение. В настоящее время на основе концентрации технологически связанных промышленных предприятий уже созданы комплектные мощности для изготовления 9000 грузовых вагонов в год. Наличие платежеспособного спроса на эту продукцию определяет необходимость дальнейшего развития производства: необходимо создание нового поколения вагонов, транспортно-логистического центра, освоение выпуска стального литья, что потребуют немалых средств.                                                                 Хорошие перспективы есть для развития и у кабельной промышленности. Несмотря на то, что за последние 10 лет объем производства вырос практически в 10 раз, мы считаем, что потенциал ОАО «Сарансккабель» и его управленческой команды далеко не исчерпан. Об этом свидетельствуют и новые проекты, которые разрабатываются в настоящее время.                                                            Скорейший вывод отечественной светотехники из затянувшегося кризиса особенно актуален в свете вступления России в ВТО и роста конкуренции со стороны иностранных производителей. Перед ОАО «Лисма» стоит задача обновления производственных мощностей, скорейшего освоения современных технологий и видов продукции, повышения эффективности производства, снижения его энерго- и материалоемкости.                                                          Еще одним из востребованных направлений инвестиций является развитие лесоперерабатывающей промышленности. Так как в республике в последние годы используется менее 1/3 расчетной лесосеки, потенциал лесозаготовок очень высок. Финской фирмой «Якко Поюрю» по заказу Правительства Республики Мордовия проведена работа по разработке стратегии создания в республике современных конкурентоспособных деревоперерабатывающих производств. Анализ показал, что исходя из особенностей лесосеки наиболее целесообразным и рентабельным является организация производства плит ДСП мощностью 450 тыс.м3.                         В результате роста доходов и повышения качества жизни населения постоянно увеличивается спрос на потребительские товары. Крайне необходимым и актуальным для Мордовии является создание современных логистических центров и оптовых торговых комплексов, прежде всего в сфере строительных материалов и продуктов питания. К сожалению, имеющаяся торговая и складская инфраструктура также не способствует развитию оптовой торговли.

Отдельно следует выделить реализацию приоритетных национальных проектов.

Для нас очень важно развитие села, поскольку там проживает 40 % населения Мордовии, а доходы на селе традиционно низки. Уникальный шанс для обеспечения перспективного развития сельскохозяйственного производства, а, следовательно, и повышения уровня и качества жизни на селе, дает нам активное участие в реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

 

                                                          14

Привлеченные в 2006 г. инвестиционные ресурсы в размере 2,7 млрд рублей уже обеспечили прирост производства скота и птицы в общественном секторе на 14 % к 2005 году (до 53,0 тыс. тонн), молока – на 8,9 % (до 221,8 тыс. тонн).                      Только за 9 месяцев 2007 г. привлечено более 3 млрд рублей новых инвестиционных кредитов. По итогам года мы ожидаем прирост производства мяса скота и птицы еще на 17 % (до 62 тыс. т), молока – на 7,3 % (до 238 тыс. тонн).                                                                                                                                     Однако помимо производства сельскохозяйственной продукции важно организовать ее качественную и глубокую переработку, довести ее до уровня конечного продукта. И именно это направление – еще один приоритет инвестиционной деятельности.                                                                                        Другим приоритетом является реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России». Помимо инвестиций в собственно жилищное строительство большой задачей является укрепление материально-технической базы строительных организаций, ускоренное развитие производства высококачественных строительных материалов, расширение их ассортимента, освоение современных технологий строительства.                                                                Улучшение ситуации в жилищной сфере должно идти в ногу с одновременным реформированием жилищно-коммунального комплекса. Большую проблему представляет на сегодня высокий износ коммунальной инфраструктуры. Привлечь инвесторов в эту отрасль еще одна важная задача. Мы вышли на практически 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг – это первый шаг к повышению инвестиционной привлекательности отрасли. Планируется привлечение частных инвесторов к модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, расширение государственно-частного партнерства.                   Отдельное и очень перспективное направление инвестиций –создание и развитие совместно с федеральными органами власти республиканского технопарка в сфере высоких технологий. Эта работа уже начата в текущем году. Проект предполагает строительство технопарка на площади 40 га в черте города Саранска, в том числе более 50 тыс. кв.м офисных, производственных и учебных помещений, более 100 тыс. кв.м жилья и социальной инфраструктуры. В рамках технопарка планируется создание 5000 рабочих мест в 30 компаниях-резидентах. В результате создания технопарка в республике получат дальнейшее развитие и будут созданы новые научные направления в области электроники, приборостроения, светотехники и источников света, информационных, оптических технологий, биотехнологий, создания новых материалов и пр. Высокие технологии, сконцентрированные в технопарке, позволят вывести многие важнейшие отрасли на принципиально новый качественный уровень. К тому же это поможет развивать собственные ноу-хау, обеспечить непрерывность и преемственность исследований.                        

Также необходимо выполнить следующие проекты:                                                                  

-техническое перевооружение сталелитейного производства «ВКМ-Сталь»;                            

   

                                                       15

-производство современной высоковольтной аппаратуры и оборудования в ОАО «Орбита»;                                                                                                                                       

-организация производства новейшего счетчика расхода нефтепродуктов на «Саранском приборостроительном заводе»; модернизация, совместно с концерном «РТИ Системы», мощностей Саранского телевизионного завода;  

 

-в акционерном обществе «Мордовцемент» предстоит ввести мощности по выпуску цемента «полусухим» способом, приступить к реализации проекта по модернизации процесса добычи и доставки сырья, приступить к строительству новой линии по производству цемента «сухим» способом;                                                     

 - освоение мощностей по производству фиброцементных плит, запуск технологической линии по нанесению на них декоративного покрытия в акционерном обществе «Лато;

 - модернизация оборудования и установка новой линии «ТетраПак» для увеличения выпуска молока длительного хранения на Саранском молочном комбинате;                                                                                                                        - строительство комбикормового завода на Октябрьской птицефабрике;                                  

- создание современного перерабатывающего комплекса европейского уровня для производства замороженных продуктов на консервном заводе «Саранский»;                        

- достройка нового комплекса на Саранском элеваторе для полного обеспечения качественным пивоваренным ячменем солодовенного завода компании «СанИнтербрю»;

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       16

                                                Заключение

В современных условиях инвестиционная политика  должна носить целенаправленный  и селективный характер, исходить из приоритетности решаемых задач и выбора «точек роста» экономики. Средства, аккумулируемые из   различных источников, необходимо направлять на реализацию тех мероприятий и проектов, которые обеспечивают рост на «ПРОРЫВНЫХ» НАПРАВЛЕНИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА.                                                                                                                                     Инвестиционная политика республики должна быть направлена на объединение усилий участников инвестиционного процесса (организации, банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды), создание эффективно действующей инвестиционной инфраструктуры, консолидацию инвестиционных ресурсов. При этом привлечение отечественных и иностранных инвестиций в приоритетные отрасли и сферы рассматривается как одно из главных направлений инвестиционной политики.                                                                                                               В рамках обеспечения эффективности инвестирования бюджетных средств и государственной поддержки инвестиционных проектов предприятий и организаций должен быть создан механизм стимулирования привлечений дополнительных инвестиционных ресурсов из других источников, т.е механизм государственной поддержки видится в качестве мультипликатора инвестиционных ресурсов. При правильной организации он может обеспечивать многократное увеличение инвестиционных ресурсов за счет мобилизации средств частных инвесторов. Такой подход позволит косвенно стимулировать рост производства в смежных отраслях, производствах, тем самым, расширяя налогооблагаемую базу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            17

                               Список используемых источников

1.     Маколов В.И  Инвестиционная политика региона в посткризисный период.-

  М: Финансы и статистика, 2006 г – 520 с                                                                   

2.  Об  итогах  социально-экономического  развития  Российской  Федерации  за     2004-2005 годы /    Министерство   экономического   развития  и   торговли  РФ. – Февраль 2003.                                                                                                                                                                  

      3. Игонина Л.Л. Инвестиции: Учеб. пособие / Под ред. В.А Слепова. – М.: Юритс, 2002 -420 с

       4.Финансовые руководители об итогах 2005 года и планах на 2006 год // Чужие деньги. - 2006. - №4  (37).

5.     Янковский К.П., Мухарь И.Ф. Организация инвестиционной и инновационной деятельности. – СПб.: Питер, 2001. – 327с.

6.     Глазьев С. Пути преодоления инвестиционного кризиса // Вопросы экономики. – 2000. - №11. С.19-22.

7.     Бажилина Э. Инвестициям - новые цели // Экономика и жизнь. - 2002. - № 13. С.13-14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.