1.3. Управление знаниями и интеллектуальным ресурсом инновационного предприятия.
На конкурентоспособность предприятий в предстоящие десятилетия все больше влияния будет оказывать их способность идентифицировать, накапливать и развивать знания и, используя ключевые факторы успеха на рынке, создавать инновации, а затем долговременные устойчивые конкурентные преимущества.
База знаний предприятия.
Совокупность знаний, которыми обладают сотрудники предприятия, группы и подразделения, а также все связанные с предприятием внешние стратегические партнеры (потребители, поставщики, соисполнители, дилеры), составляют базу знаний предприятия. В базу знаний могут быть включены:
1. теория
2. результаты творческой деятельности
3. умения
4. навыки.
Под «умением» понимается, что исполнитель способен выполнить оригинальную задачу, операцию, если она встретится, относительно рациональным способом, а под «навыком» - что исполнитель способен выполнять множество раз повторяющуюся стандартную задачу наиболее эффектным способом.
По содержанию индивидуальные и коллективные базы знаний характеризуются наличием следующих элементов:
· теоретические знания
· результаты творческой деятельности
· умения
· навыки.
Совокупность знаний в виде теории, творческих результатов, умений, навыков и компетенций составляет интеллектуальный капитал фирмы и ее интеллектуальную собственность.
Интеллектуальный капитал (ИК) – это знания, обладающие потенциальной ценностью, т.е. ИДЕИ. Как таковой, интеллектуальный капитал не имеет реальной ценности, пока он еще не защищен и не используется. Интеллектуальный капитал ( связи с клиентами, технология, способности сотрудников, прикладной опыт) помещается в одну группу с человеческим интеллектуальным капиталом и так называемым структурным интеллектуальным капиталом.
Человеческий интеллектуальный капитал – это индивидуальные знания и навыки. Структурный интеллектуальный капитал – это та часть интеллектуального капитала, которая остается у фирмы после ухода сотрудника.
Интеллектуальная собственность (ИС) – знания, которые являются чьей-либо собственностью, т.е. защищены патентом. Интеллектуальная собственность, по определению, имеет количественный стоимостной потенциал, который зависит от будущего ее использования. Это стоимостной потенциал, однако, остается не реализованным до тех пор, пока интеллектуальная собственность не используется каким-либо способом.
Интеллектуальные активы – знания, имеющие определенную стоимость и используемые целенаправленным образом. Патенты, лицензируемые для конкретной цели, превращают интеллектуальную собственность в интеллектуальные активы, имеющие для своего владельца конкретную, выраженную в деньгах, стоимость. Во многих корпорациях наиболее легко определяемыми в управляемыми видами интеллектуальных активов являются патенты, торговые марки, авторские права, коммерческие секреты.
Секрет производства (know how) – техническая, организационная или коммерческая информация, которая защищается от незаконного пользования третьими лицами при следующих условиях, эта информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. К этой информации нет свободного доступа на законном основании. Обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности.
Коммерческая тайна – это понятие несколько Шпре, чем понятие «секрет производства», так как коммерческую тайну могут составлять списки клиентов, первичные бухгалтерские документы и многие другие сведения.
Средства индивидуализации – к охраноспособным средствам индивидуализации, бесспорно, относятся товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест, фирменные наименования[1].
Портфель прав - чаще всего права ИС передаются не по отдельности, а в сочетании с другими правами или услугами, обеспечивающими в совокупности монополию на производство нового продукта или на использование новой технологии. Иначе говоря, они предаются в составе портфеля прав ИС. Кроме того, права ИС или портфель прав, часто передаются вместе с юридическим лицом – правообладателем. В таких случаях требуется оценка передаваемого портфеля прав ИС в целом или соответственно оценка всего юридического лица, а не отдельных прав ИС.
Знание имеет разнообразную форму и сложную циклическую структуру процесса формирования и использования. Формы проявления знания подразделяются по двум признакам (Рисунок 2):
a) по характеру проявления выделяются две формы – имплицитная (неявная, латентная, скрытная, индивидуальная) и эксплицитная (явная, открытая, документированная),
b) по способу формирования также выделяются две формы – рефлексивная (новые знания формируются на систематизированном объеме прошлых знаний) и интуитивная (знания берутся как бы из «головы», используется незначительный объем явного знания).
ЗНАНИЕ
по характеру проявления по способу формирования новых знаний
РЕФЛЕКСИВНАЯ форма
Условием рефлексивного процесса формирования новых знаний и намерений является наличие в достаточном объеме систематизированного, доступного для аналитической обработки ЯВНОГО знания, источником которого является опыт (практические знания) и специальный поиск (информация извне)
ИМПЛИЦИТНАЯ форма,
Проявляется в НЕЯВНОМ, скрытом, латентном виде, основана на индивидуальном опыте и личных ценностях
Рисунок 2
Формы проявления знаний
Система знаний организации
Структура процесса формирования и использования знаний для проекта или деятельности предприятия.
ИННОВАЦИИ: новый продукт, новая услуга, новый рынок
1. идентификация знаний
ТРАНСФЕРТ И ЛОГИСТИКА ЗНАНИЙ
ЦЕЛЬ – создать устойчивое конкурентное преимущество фирмы
РИСУНОК 3
Структура процесса создания и использование знаний
РИСУНОК 4 отражает более поздние выводы тех же авторов из анализа трансферта знаний. Здесь они выделяют три этапа ЖЦЗ:
Другой специалист, А. ШЕЕР, представляет жизненный цикл знаний несколько по-иному. В его подходе выдаются восемь стадий с их интерпретацией: цели, прозрачность, аккумуляция, расширение, распространение, сохранение, использование, оценка знаний.
РИСУНОК 4
Фазы трансферта знания
1.4. Нововведения как объекты инновационной деятельности.
Инновационный менеджмент как процесс управления кардинальными изменениями в продуктах труда, средствах производства, сфере услуг и другой новаторской деятельности является одним из основных направлений в развитии машиностроительного производства. Главными факторами в прогрессе современной цивилизации являются процессы освоения оптиковолоконной техники в средствах связи и вычислительных сетях, повышение гибкости и роботизации производства на основе использования микроэлектронных компонентов, разработка энергосберегающих технологий и преодоление экологических ограничений при широком применении материалов на композиционной основе.
К организационно-экономическим и управленческим нововведениям, направленных на активизацию интеллектуальной деятельности и инновационных процессов, можно отнести мобилизацию ресурсов для развития приоритетных направлений в создании наукоемкой продукции, обновлении средств производства и совершенствовании сферы услуг. Одновременно должны вводиться организвационно-экономические и управленческие нововведения по уменьшению инвестиций в продукцию устаревших технологических укладов. Все эти нововведения вызывают необходимость в структурной перестройке отраслевых структур, организации производства, экономике и управлении.
К приоритетным направлениям нововведений в развитии науки и технологии относятся сверхмощные научно-технические системы в обороне, информатике, аэрокосмической и атомной промышленности. Наша страна является одной из пяти стран мира, создающей наукоемкую и конкурентоспособную продукцию. Причем, если бы не было переходного периода к рыночной экономике, то наша страна оказалась бы среди четырех мировых держав по конкурентоспособности на рынке таких товаров. Отсюда следует вывод, что жизненно важно четко определиться в отношении направлений ускоренного освоения в промышленности базовых инноваций, которые составляют ядро нового технологического уклада в общественном производстве.
Инновационный менеджмент учитывает различие между простым и сложным продуктом. Простой продукт имеет однородный состав и создается в добывающей промышленности, сельском хозяйстве, текстильном производстве. Объемы и качество простого продукта определяли богатство и процветание многих стран в доиндустриальный период их развития.
Особенностями сложного продукта являются многочисленные технологические пределы в процессе его производства, а также применение современных приборов и машин в сочетании с трудом работников высокой квалификации. Такого рода нововведения вместе с их коммерциализацией составляют основу инновационного менеджмента, который регулирует инновационные процессы в направлении новизны и наукоемкости создаваемой продукции.
Под новшеством (новацией) понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление (открытие). Практическое использование новшества с момента технологического освоения производства и масштабного распространения в качестве новых продуктов и услуг является нововведением (новацией). К этой же группе использования новшеств относятся многие организационно-технические, экономические, управленческие решения производственного, финансового, коммерческого и административного характера (Таблица 1).
ТАБЛИЦА 1
Классификация инновационных процессов и нововведений.
Базовые признаки объектов классификации
Группирование по установленным признакам
1. Содержание новаций, инновационных процессов
Технические, технологические, экономические, управленческие, организационные
2. Степень новизны
Абсолютная, относительная, условная, частная
3. Варианты организации
Внутрикорпоративные, программные, корпусные
4. Потенциал новаций
Радикальные, комбинированные, модифицируемые
5. Особенности инновационных процессов
Внутриорганизационные, межорганизационные, различающиеся по длительности этапов.
6. Уровень разработки и распространения нововведений
Государственные, республиканские, региональные, отраслевые, корпоративные, фирменные
7. Сферы разработки и распространения нововведений
Промышленные, финансовые, торгово-посреднические, научно-педагогические, правовые
8. Особенности характера нововведений
Простой продукт, модификация сложного продукта предыдущего технологического уклада, инновационный продукт, услуги.
[1] Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товара»
Страницы: 1, 2