Наиболее удачными проектами стали:
ü циклы телепередач "История одного шедевра" на телеканале ГТРК-Саратов;
ü акция "Счастливый билет" на радио "Эхо Москвы в Саратове";
ü "Радищевский музей" - долговременный проект (2002-2004 гг.), реализованный в виде постоянной еженедельной рубрики в саратовских региональных выпусках газет "Известия", "Труд" и "Парламентская газета".
Совместный проект Радищевского музея и названных газет вошел в число номинантов по разделу "Музей и пресса" на фестивале "Интерму-зей-2003", а журналист, курирующий проект со стороны изданий, получил почетный диплом фестиваля. Всего за два года сотрудниками музея было опубликовано более 100 различных материалов и статей музейной тематики.
Не менее интересной формой сотрудничества стала и совместная организация двумя музеями (Радищевским и Государственным Русским музеем) конкурса среди журналистов, освещавших выставку "Три-века русского искусства", получившую широкий общественный резонанс в Саратове и области. Конкурс выявил новые формы и возможности взаимодействия музеев и прессы и позволил укрепить доверие и уважение партнеров друг к другу.
В связи с широким распространением Интернета перед сотрудниками Радищевского музея была поставлена задача его освоения и использования для поддержания положительного имиджа учреждения и привлечения внимания к нему как в России, так и за рубежом.
Для этого были проанализированы все имеющиеся на тот момент web-ресурсы. Электронный каталог и представительский web-сайт музея, к сожалению, не соответствовали поставленной цели. Поэтому был выбран путь поэтапного создания и дальнейшего объединения web -ресурсов, которые смогли бы представить виртуальным посетителям все события, происходящие в музее.
Со временем сложилась общая схема взаимодействия учреждения с пользователями через Интернет, в которой одно из центральных мест занял сайт "Новости Радищевского музея".
Именно через сайт происходит оперативное информирование прессы, специалистов, управленцев и широкого круга общественности о новостях культурной жизни.
Сайт и сам во многом стал средством массовой информации, так как получил постоянных читателей (до 400 посетителей в день), а его новости регулярно транслируют десятки крупнейших новостных интернет-агентств и информационных порталов России:
ü портал Музеи России;
ü сайт Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ;
ü Яндекс;
ü Рамблер;
ü информационные агентства Ореанда, Росбалт, Регион.Ру, СарБК и т. д.
ü Музейные информационные web - ресурсы;
ü Информационный бюллетень музея;
ü Архив информационного бюллетеня;
ü Новостной сайт музея;
ü Тематические;
ü web - сайты музея;
ü Информационный портал музея (проект);
ü Пользователи музейной информации;
Информационные электронные бюллетени музея дважды в неделю рассылаются по более тысячи адресам России, а дайджест новостей на английском языке еженедельно читают специалисты и деятели культуры из тридцати шести стран.
Подтверждением того, что сайт "Новости Радищевского музея" выполняет функции СМИ, стало освещение им Всероссийского фестиваля "Ин-термузей-2007". Во время фестиваля на сайте в он-лайновом режиме, публиковались фоторепортажи о событиях, происходящих в Москве. То есть пользователи Интернета могли в любой момент получить оперативную информацию о мероприятии.
В целом, за два года работы музей опубликовал на страницах своего новостного сайта более 500 новостей, репортажей, пресс-релизов, тематических сообщений и других материалов.
Термин "информационный туризм", появившийся среди пользователей и разработчиков Интернета, заставляет музеи и другие организации искать новые формы работы с интернет-ресурсами по культуре, с тем чтобы помочь виртуальным посетителям ориентироваться в информационном пространстве. Одной из таких форм может стать специализированная навигационная система. Подобная система, объединившая информацию о художественных музеях мира, создана на сайте "Новости Радищевского музея".
Среди собранных в системе web - ресурсов - более 1000 сайтов музеев и галерей мира, специализированных сайтов по культуре и искусству, а также сайтов, посвященных известным художникам.
Информация распределена в специальном меню по следующим рубрикам:
ü музейные порталы и каталоги;
ü галереи мира; а художники;
ü стили искусства.
Кроме того, основные ресурсы распределены по странам. На отдельных страничках представлены характеристика и описание наиболее известных учреждений той или иной страны и есть возможность быстрого перехода на сайты других музеев государства.
В настоящее время можно совершить виртуальное путешествие по сайтам наиболее известных музеев и художественных галерей 24 стран.
Навигационная система может легко наращиваться. Сейчас ведется разработка двух дополнительных модулей. Один из них предоставит возможность быстрого выхода на виртуальные туры по музейным залам, а второй будет вести поиск по детским развивающим играм, размещенным на сайтах художественных музеев мира.
Навигационная система помогает пользователю не только выбрать виртуальный маршрут, но и получить эксклюзивную информацию о культурных и исторических достопримечательностях различных стран.
Инновационность системы заключается в том, что она находит применение и внутри музея - в информационной зоне для реальных посетителей. Например, в интернет-арт-кафе Радищевского музея "Виртуальный художественный мир" посетители используют ее для виртуальных путешествий по музеям мира.
В ближайшей перспективе - открытие интернет-пресс-клуба, где для журналистов и специалистов будет организована виртуальная площадка общения. Там они смогут высказывать свою точку зрения и публиковать материалы по культурной тематике.
Подобный подход к организации работы дает пользователям возможность получать полную картину культурной жизни и оказывает значительное влияние на формирование положительного имиджа музея.
Таким образом, у Радищевского музея сформировались партнерские отношения с различными изданиями, которые стали получать из первых рук исчерпывающие сведения. Это в несколько раз увеличило количество информации о музее.
В совместных со СМИ проектах музей и его сотрудники выступают не только поставщиками эксклюзивной информации, но и самостоятельными авторами, высказывающими свое мнение и напрямую доводящими информацию до широкого круга общественности. В связи с широким распространением Интернета перед сотрудниками Радищевского музея была поставлена задача его освоения и использования для поддержания положительного имиджа учреждения и привлечения внимания к нему как в России, так и за рубежом. Для этого были проанализированы все имеющиеся на тот момент web-ресурсы. Электронный каталог и представительский web-сайт музея, к сожалению, не соответствовали поставленной цели. Поэтому был выбран путь поэтапного создания и дальнейшего объединения web-ресурсов, которые смогли бы представить виртуальным посетителям все события, происходящие в музее.
Заключение
Музейные и культурные достопримечательности на первый взгляд столь же привлекательны для туристов, как и парки развлечений, но даже простые измерения показывают, что реально развлекательные объекты пользуются большей популярностью. Так, результаты деятельности французского Диснейленда ошеломительны: за год его посещает больше людей, чем Лувр, Ватиканские музеи, Прадо и Дрезденскую галерею, вместе взятые, при этом очевиден и финансово-экономический результат такого сопоставления. В этих условиях необходимо разработать маркетинговую стратегию продвижения достопримечательностей, позволяющую сформировать современную модель функционирования объектов показа, сочетая в ней историческую преемственность культурных традиций и экономическую важность.
Развитие идеи маркетинга достопримечательностей как неотъемлемой части маркетинга имиджа и маркетинга территорий заставляет по-новому взглянуть на территориальное развитие, и, прежде всего, осознать необходимость регионам опираться на собственные силы. Концепция территориального туристского маркетинга дает регионам реальную возможность найти долгосрочные источники самофинансирования, что, в свою очередь, поможет решить главную проблему регионального управления — достичь устойчивого социо-эколого-экономического развития территорий.
Состояние финансирования российской культуры заставляет их искать все новые и новые источники средств, в т. ч. внешние.
В современном информационном обществе основой для эффективного функционирования музеев становится создание единой системы хранения информации и обмена ею. Информационные ресурсы играют важную роль в привлечении инвестиций в сферу культуры. Для этого необходимо внедрение новых информационных и организационных технологий, способствующих развитию.
У Радищевского музея сформировались партнерские отношения с различными изданиями, которые стали получать из первых рук исчерпывающие сведения. Это в несколько раз увеличило количество информации о музее.
В совместных со СМИ проектах музей и его сотрудники выступают не только поставщиками эксклюзивной информации, но и самостоятельными авторами, высказывающими свое мнение и напрямую доводящими информацию до широкого круга общественности.
Список использованных источников
1. Анчишкин А.И. Наука, техника, экономика. 2-е издание. М.: Экономика, 2006.
2. Гатовский Л.М. Экономические проблемы научно-технического прогресса. М.: Наука, 2007.
3. Глазьев СЮ. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М: ВлаДар, 2007.
4. Журавлев А.Е. К вопросу о роли государственного регулирования экономического развития. В кн. Материалы Международной научно-практической конференции. Васильевские чтения. «Национальные традиции в торговле, экономике, политике и культуре». 31 окт. .2006 г. Часть 2. М.: Изд-во РГТЭУ, 2008.
5. Журавлев А.Е. О совершенствовании государственного регулирования развития инноваций: политико-экономический аспект. // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. Научный журнал. М.: Изд- во РГТЭУ, 2007, № 1(17),
6. Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. М.: Экономика, 1993;
7. Львов Д.С. Путь в XXI век. Стратегические проблемы и перспективы российской экономики. М.: Экономика, 2008.
8. Наука и технологии России на рубеже третьего тысячелетия. Под ред. Макарова В. и А.Варшавского. М: 2008.
9. Новиков В.С. Инновационная деятельность и перспективы развития туризма. // Инновации и инвестиции. № 8, 2008.
10. Новиков В.С. А.Е. Развитие инноваций в России: совершенствование государственного регулирования. // Инновации и инвестиции. № 1 (9), 2007, Журавлев А.Е. Развитие инноваций в системе рыночных отношений. В кн. Материалы научно-практической конференции «Экономика и управление». М.: Изд-во МГУПИ, 2006.
11. Новиков В.С. Инновации в туризме. М., 2007.
12. Новиков В.С. Основные направления государственного регулирования развития инноваций в России в условиях глобализации: политико-экономический аспект. М.: Издательство «Палеотип». 2007.
13. Основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на 2007 год и на период до 2009 года. // Российская газета. 2007. №12
14. Свинаренко А. Развитие сферы услуг в условиях активизации инновационной деятельности // Наука и промышленность России, 2007. № 8 (52)
15. Шумпетер И. Теория экономического развития (исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). М.: Прогресс, 1982;
[1] Гатовский Л.М. Экономические проблемы научно-технического прогресса. М.: Наука, 2007.С. 277.
[2] Новиков В.С. Инновационная деятельность и перспективы развития туризма. // Инновации и инвестиции. № 8, 2008. С. 17.
[3] Наука и технологии России на рубеже третьего тысячелетия. Под ред. Макарова В. и А.Варшавского. М: 2008.С. 311.
[4] Цит по: Журавлев А.Е. Развитие инноваций в системе рыночных отношений. В кн. Материалы научно-практической конференции «Экономика и управление». М: Изд-во МГУПИ, 2008.С. 244
[5] Там же. С. 253.
[6] Новиков В.С. Инновации в туризме. М., 2007. С. 77.
[7] Там же. С. 79.
[8] Новиков В.С. Основные направления государственного регулирования развития инноваций в России в условиях глобализации: политико-экономический аспект. М: Издательство «Палеотип». 2007. с. 157.
[9] Там же. С. 172.
[10] Цит по: Свинаренко А. Развитие сферы услуг в условиях активизации инновационной деятельности // Наука и промышленность России, 2007. № 8 (52) С. 22
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7