Рефераты. Информационные системы маркетинга

В качестве идеальной может рассматриваться ситуация, при которой соблюдается равновесие между производством информации (IG) и ее потреблением (IU): (IG = IU). В дейст­вительности объем производства всегда превосходит потребление (lG > IU), или объем потребляемой (исполь­зуемой) информации равен созданной минус информацион­ной потери

(W): IU = IG - W.

Объем информационных потерь зависит от множества факторов, в том числе от объема созданной информации, информационных перегрузок (I0) и других переменных (V), что можно представить в виде следующей функции:

W = f(IG, IO, Vr).

 C социальной точки зрения информационные перегрузки зависят от ограниченных возможностей человека при обработке и восприятии информации, а также от социальных ограничений в использовании информации: от уровня образования, грамотности вообще и компьютерной в частности, степени доступности средств обработки и передачи информации, организации доступности средств массовой информации, коммуникационной политики и др. Обосновывая гипотезу о том, что процесс информатизации общества напрямую связан с ростом информационных потерь, для их расчета предложена следующая формула:


Wr= 1 - IU/IG,

где Wr - коэффициент потерь.

На основе анализа процессов информатизации общества выдвигаются и обосновываются следующие гипотезы:

·       качество создаваемой информации (Q) имеет тенденцию к более медленному увеличению, чем ее количество,


­DQ/Dt(­DIG/Dt);

·       чем больше создается информации, тем выше уровень информационных потерь,


­IG ® Wr;

 

·       чем ниже качество информации, тем выше уровень информационных потерь,

¯Q ® Wr;

Существует методология измерения степени удовлетворенности пользователей. Она объединяет оценки по следующим взаимосвязанным критериям:

·       качеству, т.е. по уровню удовлетворения информацион­ных потребностей пользователя;

·       выгодам, т.е. по повышению экономической эффектив­ности в целом;

·       затратам, т.е. по вложению в развитие ИКТ.

Степень удовлетворенности пользователя может быть оценена с помощью таких показателей, как типы услуг, которые предоставляются, функциональные задачи, решае­мые персоналом, и др.

При этом нормализованное значение степени удовлет­воренности будет находиться в интервале [-1; +1] и интерпретируется с помощью шкалы для анализа резуль­татов (табл. 5).

Таблица 5

Шкала для анализа результатов

Нормализованное значение степени удовлетворенности

пользователя

Интерпретация значения

 

+ 1,00

+ 0,67

+ 0,33

0.0

- 0,33

- 0,67

- 1,00

Максимально удовлетворительно

Вполне удовлетворительно

Ниже удовлетворительного значения

Не может быть оценено

Ниже неудовлетворительного значения

Весьма неудовлетворительно

Максимально неудовлетворительно

 

Другим важным критерием является рыночный (биржевой) курс акций. К сожалению, данный подход в России пока не может быть использован в силу того, что негосударственные организационно-правовые формы информационного обслу­живания не стали акционерными обществами открытого типа и не предлагают пользователям свои акции на рынке ценных бумаг. В среде коммерческих предприятий, связанных с информационными технологиями, преобладают акционерные формы закрытого типа, к которым данный критерий имеет косвенное отношение. Но вместе с тем необходимость рассмотрения данного подхода вполне очевидна.

Для оценки и прогнозирования количественных отношений используются: отношение текущей рыночной стоимости к годовому доходу (Р/Е - Price/Earning), соотношение между рыночной (биржевой) стоимостью компании и ее балансовой стоимостью (МB - market to book). Первая величина является непостоянной, и для ее расчета используется величина роста доходов на акцию, которая зависит от многих факторов, в том числе: от колебаний валютного курса, оказывающих самое непосредственное влияние на стоимость приобре­тения вычислительной техники и программного обеспечения и требующих специального исследования; от существующих законодательных ограничений; системы налогообложения; таможенных пошлин и т.д. Балансовая стоимость является величиной, стабильной по сравнению с доходами и их ростом.

В свою очередь, соотношение между рыночной (биржевой) стоимостью акции и ее балансовой стоимостью характе­ризуется двумя специфическими критериями деятельности фирм: ростом основного капитала и доходом на акцию (ROE - return on equity). Показатели финансовой деятель­ности служат основой данного соотношения, которое дополняется еще одним показателем деятельности - ростом акционерного капитала, который используется для биржевых прогнозов относительно будущего положения.

Для акционеров в области информационных услуг американского рынка эти высокие премиальные надбавки обусловлены следующими факторами:

·       более стабильными доходами акционеров (исключение составляет появившийся недавно сегмент, связанный с разработкой пакетов программного обеспечения);

·       стоимостным ценообразованием, используемым большинством поставщиков информационных услуг, которое в основном базируется на создаваемой за счет информа­ционного продукта (а не средств информационной техно­логии) добавочной стоимости;

·       относительной независимостью от технологически обусловленной непродолжительности жизненных циклов продукции, что также связано с тем, что добавленная стоимость в основном создается за счет информационного продукта;

·       ограниченной (если таковая вообще существует) конкуренцией в получении и создании информационного продукта, а также в ряде случаев наличием практически непреодолимых барьеров для диверсификации других фирм в этой области деятельности;

·       незначительной конкуренцией или полным ее отсутст­вием со стороны зарубежных фирм;

·       существенными потенциальными возможностями, обеспечивающими очень высокий уровень ROE в большинст­ве сегментов рынка информационных услуг (даже в тех случаях, когда конкретная фирма определенной сферы услуг в данный момент времени не имеет таких значений ROE).

 

ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ

В мировой практике достаточно полно исследованы экономическая ценность информационных ресурсов, уровни информатизации, а также принципы и возможности включе­ния информационных продуктов и услуг в рыночные отношения. Но вместе с тем информация во многом не воспринимается как ресурс и продукт. Основной причиной этого являются уникальные свойства информации, в связи с чем ждет своего решения ряд вопросов. Во-первых, не разработаны принципы собственности на информацию. По своей сущности она имеет двойную принадлежность - общественную и частную, поскольку использование информации одним пользователем не противоречит исполь­зованию ее другим или другими. Знания, заложенные в информационном продукте личного пользования, не могут быть сохранены в тайне в течение длительного периода. В отличие от других продуктов информационные не отчуж­даются от производителя - их производство и потребление практически неотделимо. Продавец не лишается товара, а распространяет его среди пользователей, которые получают к нему доступ после покупки. До настоящего времени остается нерешенным вопрос относительно принадлежности информации для общественного и частного пользования с экономическими ограничениями для ее распространения.

Во-вторых, в принципе отсутствует свойство "расхо­дование", присущее всем материальным продуктам. Особенностью информации является также то, что она применяется как ресурс или часть оборотных средств управления и одновременно ее части потребляются в качестве основных средств. Это создает определенные трудности при использовании информационных продуктов и определении стоимости обслуживания пользователей.

В-третьих, при торговле интеллектуальными продук­тами, к которым относятся и информационные, опираются на оценку стоимости информации. Но данная проблема пока не решена. Соотношение "стоимость - цена", используемое при производстве любых продуктов, не всегда имеет однозначное решение из-за динамического изменения жизненного цикла информационных продуктов. В отличие от материального производства информационная деятельность требует значительных, но однократных расходов, в то же время распространение информации обходится пользовате­лям относительно дешево.

В-четвертых, в отличие от потребительских товаров на рынке информационных продуктов важным является условие разграничения между ними с помощью разработки и предоставления дополнительных услуг и продуктов с добавленной стоимостью. Речь должна идти о разработке системы развитого меню для неподготовленного пользова­теля, обслуживании специфических процессов, обработке дополнительной информации и т.д.

В-пятых, существующие оценки информационных продуктов не позволяют измерять ценность информации. До настоящего времени не разработаны измерители и раз­мерность информации, а такие, как бит, количество сообщений, запись и т.п., пригодны только для материального отражения информации и не зависят от ее ценности. Кроме того, отсутствуют единые критерии определения эффектив­ности информационного обеспечения.

Вопрос о цене продуктов технического творчества и программного обеспечения, в частности, относится к числу наиболее дискуссионных в современной экономике. Он приобрел особую актуальность в связи с вводом рыночных отношений, переходом от фиксированных цен, устанавли­ваемых на основе нормативов и калькуляций, к договорным отношениям производителей и пользователей на основе купли-продажи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.