Рефераты. Информационные аспекты маркетинга и менеджмента

Информационные аспекты маркетинга и менеджмента

Оглавление

1.    Введение. Взаимосвязь маркетинга и менеджмента. 2

2.    Понятие информации, определение степени её полезности, роль информации в маркетинге и менеджменте. 3

2.1. Виды маркетинговой информации. 4

2.1.1. Качественные и количественные методы сбора маркетинговой информации. 6

2.1.2. Процесс маркетингового исследования. 8

3. Информационные системы. 9

3.1. Информационные системы в менеджменте. 10

3.2. Сущность и функции маркетинговой информационной системы. 12

3.3. Эффект от внедрения информационных систем. 14

4. Заключение. 15

5. Использованные источники информации. 15


Информационные аспекты маркетинга и менеджмента

1.    Введение. Взаимосвязь маркетинга и менеджмента.

Менеджмент и маркетинг – теснейшим образом взаимосвязанные дисциплины в сфере управления предприятием.

Как нам известно из трудов Филиппа Котлера: «Маркетинг – это искусство и наука правильно выбирать целевой рынок, привлекать, сохранять, и наращивать количество потребителей посредством создания у покупателя уверенности, что он представляет собой наивысшую ценность для компании», а также «упорядоченный и целенаправленный процесс осознания проблем потребителей и регулирования рыночной деятельности». От маркетинговой политики предприятия зависит его успех и продвижение на целевых рынках, без которых невозможно благополучное существование предприятия. Зачастую важные управленческие решения принимаются в зависимости от поставленных маркетинговых целей.

Разумеется, существует и обратная связь. «Менеджмент – это управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности» (Большой Экономический Словарь). Достижение ключевых позиций на целевых рынках невозможно не только без своевременно принятых эффективных маркетинговых решений,  но и при отсутствии грамотного управления.

Из приведенных выше определений дисциплин, взаимосвязи которых посвящена эта глава, следует, что они ставят перед собой сходные задачи, достижение которых зачастую зависит от высокой степени взаимодействия руководства компании и маркетинговых служб.

Разумное управление предприятием, поддержание и наращивание спроса на его продукцию обеспечивается  достоверной, актуальной и точной информацией. Информация – основа для разработки любых маркетинговых и управленческих решений. Маркетинговая информация формируется благодаря постоянному наблюдению и тщательному учёту рыночных процессов, тенденций, событий. Информация, необходимая в сфере управления формируется засчёт учёта использования ресурсов компании, расчёта эффективности и прибыльности производства и т.п.

Зачастую для определения верного решения требуется специализированная информация, на которую в наше время сформировался устойчивый спрос. В крупных компаниях зачастую имеются специализированные отделы обеспечения информацией. При отсутствии такового можно воспользоваться услугами специализированных фирм, занимающихся сбором и обработкой необходимой информации. (Одна из наиболее известных в России – «Исследовательский Центр Ромир»). На сегодняшнем этапе экономического развития как нашей страны, так и большинства зарубежных стран, информация имеет самый высокий приоритет ценности, в последние годы она превратилась в мощный стратегический ресурс. Как частным, так и государственным предприятиям необходимо обеспечить грамотную организацию работы с рыночной, конкурентной, деловой, экономической и иными видами информации. В сегодняшнем мире значимость  информации растёт в геометрической прогрессии. По уровню  потребления информации в какой-либо стране можно судить о степени её экономического развития.


2.    Понятие информации, определение степени её полезности, роль информации в маркетинге и менеджменте.

Для понимания сути данной работы необходимо чёткое представление о самом понятии информации и данных, которые зачастую ошибочно не разделяют. Итак, данные – это «сырые» цифры и факты, отражающие отдельные аспекты реальности.  Под информацией понимаются данные, представленные определённым образом или в определённой форме, что придаёт им смысл. Информация, в отличие от данных обладает информативностью, являющейся характеристикой полезности первой.

Полезность и важность информации определяются такими её качествами, как:

·       Точность, т.е. достоверность отражения действительности.

·       Своевременность. (Запоздалые новости, как правило, теряют свою ценность).

·       Содержательность. (Обрывочные данные не имеют смысла, информация тем ценнее, чем она полнее).

·       Соответствие. (Данные должны отвечать специальным интересам пользователя информации).

В зависимости от направленности деятельности, одни и те же данные могут представлять различную информацию.

В случае с маркетингом информация в основном важна в качестве показателей состояния целевых рынков и позиций на них самого предприятия, и необходима для его продвижения, а также как путь к информированию потребителя о своих товарах или услугах.

С позиций менеджмента информация рассматривается в большинстве случаев как показатель эффективности производства товаров или услуг и необходима для учёта расхода ресурсов, рационального распределения производительных сил и многого другого, а также важна для принятия дальнейших решений по изменению структуры предприятия.

В маркетинге для получения и обработки данных применяют маркетинговые исследования, проводить которые – задача маркетинговой информационной системы; менеджмент для этих целей использует специализированные информационные системы различных видов, рассмотренные в главе 3.1. Вместе с маркетинговой ИС они образуют ИС предприятия.


2.1. Виды маркетинговой информации.

Маркетинговые информация, данные и их источники делятся на многие подвиды по различным критериям. В этой главе будут рассмотрены основные из них:

Первичные и вторичные данные.

Первичные данные получаются в результате специально проведённых для  решения конкретной маркетинговой проблемы так называемых «полевых» маркетинговых исследований, их сбор осуществляется путём наблюдений, опросов, экспериментальных исследований.

Под вторичными данными, применяемыми при проведении так называемых «кабинетных» маркетинговых исследований, понимаются данные, собранные ранее из внутренних и внешних источников для целей, отличных от целей маркетинговых исследований. Другими словами, вторичные данные не являются результатом проведения специальных исследований. Кабинетные исследования являются наиболее доступным и дешёвым методом проведения маркетинговых исследований. Для малых, а порой и средних предприятий – это практически единственный метод получения маркетинговой информации.

Сбор вторичной информации обычно предшествует сбору первичной информации. Вторичные данные помогают исследователю более широко ознакомиться с ситуацией в отрасли, с тенденциями изменения объёма продаж и прибыли, конкурентами, последними достижениями науки и техники.

Внутренние и внешние источники информации.

Внутренними источниками служат:

1.    Отчёты компании

2.    Беседы с сотрудниками различных отделов, в основном отдела сбыта

3.    Маркетинговая информационная система (рассмотренная в главе 3.2); бухгалтерские и финансовые отчёты; отчёты руководителей на собраниях акционеров

4.    Сообщения торгового персонала; отчёты о командировках

5.    Обзоры жалоб и рекламаций потребителей

6.    Планы производства и НИОКР

7.    Протоколы заседаний руководства и др.

Внешними источниками являются:

·        Данные международных организаций (Международный Валютный Фонд, Европейская организация по сотрудничеству и развитию, ООН).

·        Законы, указы, постановления государственных органов; выступления государственных, общественных, политических деятелей;

·        Выставки, ярмарки, совещания, конференции, презентации,  дни открытых дверей, коммерческие базы и банки данных.

·        Данные официальной статистики, периодической печати, результаты научных исследований и т.п.

Внешнюю информацию можно  также подразделить на официально опубликованную, доступную для всех, и на т.н. синдикативную информацию, недоступную для широкой публики и издаваемую отдельными организациями – такая информация приобретается за деньги. Специальные информационно-консультативные организации, как уже говорилось в первой главе, собирают и обрабатывают первичную информацию, а затем её продают.

За последние годы, в связи с развитием компьютерных сетей, появилась возможность пользоваться их услугами, как для специализированных маркетинговых фирм, так и для специалистов маркетинговых подразделений организаций, осуществляющих данные исследования самостоятельно. Так, посредством сети Интернет, можно получить информацию о состоянии рынка  определённых товаров в различных странах. Кроме того, в России функционирует ряд компьютерных  информационных систем, специально ориентированных на сбор и передачу разнообразной информации, в том числе о рынках и товарах.


2.1.1. Качественные и количественные методы сбора маркетинговой информации.

Качественные методы сбора маркетинговой информации.

Качественные исследования включают в себя сбор, анализ, и интерпретацию данных путём наблюдения за поведением представителей целевых групп потенциальных потребителей товаров или услуг.

Наблюдение в маркетинговых исследованиях представляет собой метод сбора первичной маркетинговой информации об изучаемом объекте путём наблюдения за выбранными группами людей, действиями и ситуациями. Наблюдение в маркетинговом исследовании может быть направлено на достижение различных целей. Оно может быть использовано, например, как источник информации для построения  гипотез, служить для проверки данных, полученных другими методами, с его помощью можно извлечь дополнительные сведения об изучаемом объекте.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.