ü Межотраслевая несбалансированность, структурные диспропорции прежней экономики («утяжеленность» экономики, высокая степень ее милитаризации, разрыв цен на сырьевую и конечную продукцию и т.п.);
ü Разрыв хозяйственных связей из-за распада СССР, СЭВ;
ü Высокая степень монополизации экономики, в том числе на товарных рынках;
ü Незавершенность формирования инфраструктуры рынка, высокая степень бюрократизации и криминализации экономики;
ü Гипертрофированный рост «деловых услуг» (посреднического, финансового характера и т.п.), усиление роли спекулятивных начал в экономике;
ü Резкий рост цен на энергоресурсы, неуклонное приближение (в частности, по нефти и газу) и превышение(В частности, по автобензину, дизельному топливу) уровня мировых цен.[7]
В
условиях приближения к экономическому потенциалу возникает известная альтернатива между ростом занятости, с одной стороны, и ростом уровня инфляции, с другой. Увеличение занятости и снижение безработицы сопровождается ростом инфляции спроса, т.к. в экономике постоянно уменьшается объем неиспользованных ресурсов, и расширять производство приходится за счет “ переманивания “ ресурсов от одной фирмы к другой, из одной отрасли в другую, путем повышения ставок заработной платы и цен на инвестиционные товары. Снижение уровня инфляции спроса может быть достигнуто только путем ограничения занятости и увеличения безработицы. Это означает, что в краткосрочном периоде между уровнями инфляции и безработицы обнаруживается обратная зависимость, определяемая как кривая Филипса (Phillips curve). В любой момент времени правительство, управляющее совокупными расходами, может выбрать на кривой Филипса определенную комбинацию уровней инфляции и безработицы для краткосрочного временного интервала. Этот выбор зависит от ожидаемого темпа инфляции: чем выше ожидаемая инфляция, тем выше располагается кривая Филипса. Выбор экономической политики в этом случае затрудняется, т.к. фактический уровень инфляции будет выше для любого уровня безработицы.
Компромисс между инфляцией и безработицей в макроэкономических моделях может быть представлен в следующем виде:
,
где - фактический уровень инфляции; - ожидаемый уровень инфляции; - инфляция спроса; - внешний ценовой шок (инфляция издержек).
Поскольку определяется динамикой циклической безработицы в соответствии с законом Оукена (закон Оукена связывает колебания уровня безработицы с колебаниями ВНП.- при каждом увеличении уровня безработицы на определенный процент (по отношению к показателю прошлого года) ,темп роста реального ВНП снижается на коэффициент . Коэффициент устанавливается эмпирическим путем.)[8] , то уравнение краткосрочной кривой Филипса принимает вид:
, где и - фактический и ожидаемый темп инфляции (соответственно); и - фактический и естественный уровень безработицы (соответственно); - внешний ценовой шок; - эмпирический коэффициент.[9]
Д
омохозяйства пытаются адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных источников дохода. Работники пытаются защитить себя от инфляции через введение в контракт инфляционной корректировки заработной платы. Другими способами адаптации являются перестройка семейного бюджета в сторону наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценности и т.п.
Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг и факторинг. Это приводит к росту доли заемных средств относительно собственных и повышению финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства). В области управления запасами многие фирмы переходят на формирование спекулятивного запаса. Они стараются иметь превышение кредиторской задолженности над дебиторской, и лишь незначительное количество денег хранить в банке.
В условиях инфляции фирмы вынуждены изменять политику использования прибыли. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к деятельности фирмы менеджеры вынуждены увеличивать средства, направляемые на материальное поощрение. С другой – ввиду того, что в условиях инфляции поток доходов уменьшается, а поток расходов растет, собственники фирмы, если они не хотят допустить сворачивания своего капитала, вынуждены все большую часть прибыли (прибыли за вычетом налогов) направлять на развитие производства.
История знает много вариантов адаптационной политики правительства. В 60-70-х гг. Нашего века в Англии и в др. Странах внедрялась политика “ стоп-вперед “, т.е. крайне осторожное движение вперед. Но эта политика оказалась неэффективной в плане снижения инфляции, т.к. сдерживание цен оплачивалось снижением производительности труда и жизненного уровня населения.
В основе новой политики лежит контроль за соотношением цен и заработной платы. Эта политика дает положительный эффект в краткосрочном плане (например, в Финляндии в 1967-1971 гг., в США в 1951-1952 гг.), но в долгосрочном периоде эта политика не прижилась, не стала популярной.
ругим вариантом государственной политики в условиях инфляции является минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил при использовании антимонопольных мер.
Нельзя обойти стороной и сомнения в опасности монопольной власти, которые неоднократно высказывались разными экономистами (например, австрийским экономистом Й.Шумпетером): 1) относительно малая величина потерь, обнаруженная при эмпирических исследованиях, 2) научно-технический прогресс может быть более быстрым в условиях монополии.[10]
Существует ряд отраслей, в которых монополия необходима, и перед государством стоит задача регулирования цен и объемов производства в интересах общества.
Здесь могут быть реализованы следующие подходы. Метод предельных издержек заключается в том, что государство требует (и контролирует), чтобы устанавливаемая монополистом цена равнялась его предельным издержкам. Метод средних издержек состоит том, что вся прибыль монополиста, за исключением нормальной, изымается (то есть цена в любом случае равна средним издержкам). Используется также метод установления потолка цен. Однако применение этих методов имеет свои сложности. Метод предельных издержек часто ведет к убыткам и необходимости субсидировать монополию за счет государственных средств. Лишенный этого недостатка метод средних издержек может дать результат, когда предельные издержки будут ниже, чем предельная полезность продукта, и, с другой стороны не создает заинтересованности в минимизации издержек: монополист знает заранее, что его расходы будут компенсированы. Установление потолка цен обычно приводит к дефициту продукции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7