Рефераты. Инфляция: виды, модели, показатели

                    Паритет покупательной способности (англ. purchasing power parity) – уровень обменного курса двух валют, выравнивающий покупательную способность каждой из них.

                     Согласно этой теории, курс доллара, например, становится соответствующим существующим реалиям экономики тогда, когда появляется возможность приобрести одинаковую по составу и объёму корзину товаров и услуг в разных странах за одинаковую сумму денег, причём эта сумма конвертируется по преобладающим рыночным валютным курсам.

                     Теория паритета покупательной способности оказалась полезной лишь в строго определённых ситуациях. Она может, в частности, служить необходимым орудием при выборке стабилизационной политики в условиях выхода из инфляционной спирали. Ограниченное применение теории объясняется тем, что

текущие валютные курсы, зеркально отражающие неравномерность экономического развития, сами по себе неустойчивы. Они более подвижны, чем товарные цены, поскольку подвержены ожиданиям, настроениям и другим переменным факторам. (9).     

 

 

3. ИЗМЕРЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ

 

Одно из главных больных мест инфляции - это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются. Одним из наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины является показатель индекса цен. Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов.

Индексы - это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Они рассчитываются по отношению к базовому периоду.(2)

Темп инфляции для данного года можно вычислить следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего  года из  индекса  этого  года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100. Например, если в 1994 г. индекс цен на потребительские товары был равен 113,6, а в 1995г.- 118,3. Следовательно, уровень инфляции для 1995 г. вычисляется следующим образом:

      темп инфляции = 118,З - 113,6 /118,3 * 100 = 4,1%

 

Так называемое «правило величины 70» дает нам другую возможность количественно измерить инфляцию. Точнее говоря, оно позволяет быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:

 

приблизительное количество                              70

лет, необходимых для            =     ----------------------------------------  (6)

освоения темпов инфляции            темп ежегодного увеличения               

                                                              уровня цен (%)

                                      

 

Существует несколько индексов цен.

§        индекс потребительских цен - первый из них. Он измеряет стоимость «корзины» потребительских товаров и услуг, в том числе на отдельные виды товаров (по 70 наименованиям) в различных городах (132 города);

§        индекс розничных цен набора из 25 важнейших видов продуктов питания;

§        индексы количества наличных денег в обращении и выпуск денег в обращение;

§        индекс стоимости жизни - показатель, характеризующий динамику стоимости набора потребительских товаров и услуг (в соответствии с фактической структурой потребительских расходов населения).

Выделяют и другие, менее известные индексы цен:

§        индекс оптовых цен производителя;

§        дефлятор валового национального продукта (ВНП), т. е. отношение номинального ВНП к реальному, или показатель падения реального ВНП, накручивания денежного вала (этот индекс более универсален по сравнению с индексом потребительских цен, ибо измеряет рост не только потребительских, но и всех других цен.).

В качестве косвенного показателя уровня инфляции используются данные об отношении товарных запасов к сумме денежных вкладов населения (сокращение запасов и рост вкладов свидетельствуют о повышении степени инфляционного напряжения). Данные о превышении доходов населения над расходами в процентах к доходам также могут характеризовать уровень инфляции. Если доходы растут быстрее или даже одинаково с ценами, это свидетельствует об опасности раскручивания инфляционной спирали. (2)

 

 

4. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

 

Положение, создавшееся в России в результате проведения экономических реформ, потребовало выработки антиинфляционной политики.

Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией в виде главных составляющих её воздействия – инфляции спроса и инфляции издержек. В международной практике с этой целью используются две линии антиинфляционной политики:

§                    дефляционная политика (регулирование спроса) – в виде методов ограничения денежного спроса через денежно – кредитный и налоговый механизмы: снижения государственных расходов; повышения процентной ставки за кредит; усиления налогового пресса; ограничения денежной массы.

Результатом действия этого механизма дефляционной политики является замедление экономического роста и даже кризисные моменты, что нередко служит причиной отказа правительства от его использования;

§        политика доходов – в виде параллельного контроля за ценами и заработной платой путём полного их замораживания или установления пределов их роста. Опыт использования данного метода в США, Великобритании и скандинавских странах свидетельствует о незначительных результатах по следующим причинам: замедление роста цен вызывает дефицит на многие группы товаров; рост цен сдерживается лишь на определённое время, а с отменой ограничений вновь ускоряется.

Формы сдерживания контролируемого роста цен проявляются в двух направлениях:

§        «замораживание» цен на определённые товары;

§        сдерживание уровня цен в определённых пределах .

Важнейшим направлением антиинфляционной политики государства  является конкурентное стимулирование производства:

§        прямое стимулирование предпринимательства путём значительного снижения налогов на корпорации;

§        косвенное стимулирование сбережений для населения (снижение налогов с населения);

§        стимулирование рыночной конкуренции и снижение её воздействия на цены и спираль «цены – заработная плата»;

Модель антиинфляционной программы в её российском варианте состоит из двух крупных блоков:

§        мера по преодолению экономического спада;

§        мера по сдерживанию финансовых причин инфляции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.