Инвестиционный голод длился в стране четыре года, с 1988 года началась открытая нехватка вложений. Инвестиций выделяется меньше, чем необходимо даже для простого воспроизводства, и они используются все хуже. Как ни странно, недоинвестирование началось у нас еще в середине семидесятых годов. Хотя номинальный объем вложений рос, эффективность падала, и реальный прирост капитала снижался.
Инфляция - это своеобразный налог, которым государство путем выпуска ничем не обеспеченных бумажных денег облагает денежные средства в национальной валюте юридических и физических лиц. К этому налогу прибегают как к последнему средству покрытия бюджетного дефицита, когда другие источники пополнения казны (прямые и косвенные налоги, займы на внутреннем и внешнем рынках, продажа госсобственности и т.д.) не позволяют покрыть стремительно растущие государственные расходы.
Следует отметить, что инфляционные процессы в нашей стране вызываются не только экономическим спадом и бюджетным дефицитом. На протяжении десятилетий закладывались народнохозяйственные диспропорции (между отраслями промышленности, производящими средства производства и предметы потребления, между добывающими и перерабатывающими отраслями экономики, между промышленным и сельскохозяйственным производством и т.д.).
Некоторое время денежная масса в нашей стране искусственно ограничивалась. Лишние деньги изымались из обращения в основном с помощью импорта и алкоголя. Потом ситуация резко изменилась. В результате падения добычи нефти резко сократились валютные поступления и, соответственно, импорт, уменьшились доходы госбюджета от продажи алкогольных напитков (кампания борьбы за всеобщую трезвость). Одновременно были развернуты широкие социальные программы, не подкрепленные реальными материальными ресурсами. В связи с созданием коммерческих структур (прежде всего банков) стало невозможным местное разграничение денежного оборота на наличный и безналичный. В результате наложения всех этих факторов вкупе с сохранившимся директивным управлением денежной массой мы на рубеже 1989-1990 гг. вплотную подошли к гиперинфляции.
Гиперинфляция оказала разрушительное воздействие на объем национального производства, занятость, денежное обращение. Деньги резко обесцениваются. Денежная эмиссия приобретает неконтролируемый характер. Бегство от денег приобретает тотальный характер: развиваются денежные суррогаты (бартер, талоны), натуральная заработная плата, хождение зарубежной валюты как более надежной. В результате распадаются сложившиеся хозяйственные связи, что усугубляет спад производства. Разрастается спекулятивный бизнес. В конечном итоге начинается бегство капиталов из страны. Порядок в стране может быть наведен лишь тоталитарным режимом.
Опираясь на вышеизложенные факты, можно сделать следующий вывод: в условиях инфляции в России происходит обесценение денег, проявляющееся по отношению к товарам, золоту, иностранной валюте. Состояние денежного обращения в стране можно считать барометром ее экономической и политической жизни. Превращение в прах сбережений населения, оборотных средств предприятий, обесценивание банковских капиталов и активов на фоне отрицательных процентных ставок, продолжающееся падение валютного курса рубля, отсутствие инвестиций и инвестиционной политики у предприятий, банков, да и у государства, бесперспективность рынка ценных бумаг вследствие неизбежной потери части вложенной в акции и облигации стоимости, вытеснение из платежного оборота рубля долларом, угроза перехода от товарно-денежных отношений к натуральному обмену - вот те прелести, которые принесла гиперинфляция в экономику России.
3 Методы борьбы с инфляцией
3.1 Антиинфляционная политика государства
Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить антиинфляционную политику.
Антиинфляционная политика - комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.
Опыт борьбы с инфляцией показывает, что основной целью государственной антиинфляционной политики должно являться не искоренение инфляции, а превращение её в управляемый процесс, доведение до умеренного уровня.
Можно выделить несколько вариантов государственной антиинфляционной политики в зависимости от целей, основных инструментов, ориентации на решение тактических или стратегических задач.
В зависимости от цели выделяют два направления такой политики.
Первое – адаптивная политика, ориентированная на смягчение негативного влияния высокой инфляции на уровень жизни населения и ослабление социально-политической напряженности в обществе. Инструментами для этого является индексация заработной платы и некоторых других денежных доходов.
Второе направление – политика, нацеленная на снижение высоких темпов инфляции путем воздействия на факторы, их обусловливающие. концептуальные основы такого регулирования различны у сторонников кейнсианской и монетаристской теории. Кейнсианская концепция выделяет в качестве приоритетного направления обуздание инфляции увеличением совокупного предложения путем увеличения эффективного спроса, представители же монетаристской школы первоочередные меры регулирования инфляции нацеливают на сокращение совокупного спроса, то есть проведение конфискационной денежной реформы, замораживание сбережений и заработной платы.
Кроме того, необходимо выделить и некоторые стабилизационные программы, используемые для борьбы с галопирующей и гиперинфляцией. Это:
1) ортодоксальные программы финансовой стабилизации, приоритетами которых являются ликвидация бюджетного дефицита и поддержание темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства;
2) гетеродоксальные программы, исходящие из параллельного действия механизмов инфляции спроса и инфляции издержек (проведение политики доходов, стимулирование производства с помощью низких процентных ставок и снижения налогов, государственное регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций).
Негативные социально-экономические последствия инфляции вынуждают правительство проводить определенную экономическую политику. Различают две их части: антиинфляционную стратегию и антиинфляционную тактику.
Составляющие антиинфляционной стратегии:
1. гашение антиинфляционных ожиданий путем информирования населения;
2. долгосрочная денежная политика (введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы);
3. сокращение бюджетного дефицита (увеличение налогов или уменьшение расходов государства).
Антиинфляционная тактика должна быть направлена на увеличение предложения товаров без повышения спроса или на снижение спроса без падения предложения. Важную роль здесь может сыграть повышение степени товарности народного хозяйства. Этому содействует льготное налогообложение предприятий, продающих побочные продукты производства, услуги, информацию, формирующие новые рынки. Мощным фактором снижения инфляции является приватизация государственной собственности, реализация государственных стратегических запасов, материальных ресурсов предприятий, массированный потребительский импорт. Регулирование спроса предусматривает повышение норм сбережений, и уменьшение уровня их ликвидности. Для этого значительно повышаются процентные ставки по вкладам, по государственным облигациям, форсируется приватизация. Иногда даже вводится временное замораживание вкладов. Когда полностью исчерпаны все способы противодействия инфляции, может быть проведена денежная реформа конфискационного типа.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: последствия инфляции регулируются с помощью определенной антиинфляционной политики, представляющей собой несколько отдельно существующих, но взаимосвязанных части – адаптивная политика, стабилизационные программы, антиинфляционная стратегия и антиинфляционная тактика.
3.2 Косвенные и прямые методы борьбы с инфляцией
Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.
Косвенные методы включают:
1. регулирование общей массы денег через управление «печатным станком»;
2. регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими Центробанком;
3. обязательные денежные резервы коммерческих банков;
4. операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.
Прямые методы борьбы с инфляцией, включают в себя:
1. прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;
2. государственное регулирование цен;
3. государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
4. государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.
На основе вышесказанного, мы можем сделать следующий вывод: методы борьбы с инфляцией делятся на косвенные и прямые, последние из которых наиболее эффективно влияют на замедление темпов развития инфляции в современной экономике.
3.3 Первоочередные антиинфляционные методы
Сбивать темпы инфляции - значит сокращать разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию. К первоочередным мерам относятся следующие:
1. Обеспечение страны в достатке продовольствием. Для налаживания продовольственного дела в стране следует оказать государственную финансовую помощь сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов: а) установление порядка выдачи кредитов сельскохозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая; б) установление государственных закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.
2. Воссоздание разрушенного инвестиционного поля народного хозяйства, без чего функционирование экономики становится невозможным. В этих целях надо, прежде всего, восстановить на банковских счетах предприятий путем индексирования утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.
3. Налаживание снабженческо-сбытовых связей между предприятиями. Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через систему крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры могут функционировать в рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе.
4. Взамен налога на добавленную стоимость, стимулирующего в современных условиях хозяйствования в России рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.
5. На время кризиса необходимо централизовать банковскую систему России, имея в виду обязательное исполнение коммерческими и инвестиционными банками директив центрального банка по приоритетности и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.
6. Для стабилизации потребительского рынка целесообразно: а) создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг. Ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен; б) создать условия для повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам.
7. В течение кризисного периода следует также проводить рациональную государственную политику защиты внутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности.
На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы-рекомендации по стратегии и тактике выживания бизнеса в условиях современной инфляции в России:
1. Постараться сохранить основной профиль бизнеса (продукт или вид услуги).
2. Диверсификация, как в пределах основного профиля, так и шире.
3. Выделение из структуры предприятия или создание преимущественно малых торгово-посреднических фирм.
4. Акцент на разнообразные и многочисленные короткие по времени и высокодоходные операции с высокой степенью риска.
5. Создание общего страхового фонда для минимизации риска по всей совокупности отмеченных выше операций.
Заключение
В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
В данной работе мы дали понятие инфляции, выделили ее типы, закономерности развития, рассмотрели такие важные понятия, как ползучая, галопирующая инфляции и гиперинфляция. Также привели определения сбалансированной и несбалансированной, ожидаемой и неожидаемой, открытой и подавленной инфляций, раскрыли основные причины, следствием которых является инфляция, ее характерные черты и методы её регулирования.
Главной причиной инфляции выступает эмиссия денежных знаков и, как следствие, избыток денежной массы в обращении по сравнению с реальными потребностями хозяйственного оборота в деньгах. Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.
Истоки инфляционных явлений коренятся в сложившихся и постоянно воспроизводимых макроэкономических диспропорциях; в созданной в административной экономике форме управления, предопределяющей модель ценообразования, способ принятия инвестиционных и внешнеэкономических решений; в специфической модели бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики.
Глубинные причины инфляции находятся как в сфере обращения, так и в сфере производства и очень часто обуславливаются экономическими и политическими отношениями в стране, а её последствия могут проявляться в течение многих десятилетий. Но важно знать не то, каким последствиям может привести инфляция, а то, как избежать этих негативных последствий. Именно поэтому разработка антиинфляционных программ становиться одной из важнейших задач государства, в котором неистовствует инфляция.
В заключение необходимо отметить, что методы регулирования инфляции будут эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее сущностным причинам. Именно из-за важности данной темы для России в настоящее время я выбрал именно эту тему для курсовой работы. Ведь, как было показано выше, очень важно уметь и понимать причины и сущность инфляции.
Список использованной литературы
1. Амосов А. Инфляция и кризис: пути выхода. М., 1992. – 257 с.
2. Антиинфляционная политика: пути реализации / В.В. Пинигин, Г.Л. Вардеванян, В.Г. Василега и др. / Под ред. В.В. Пинигина. – Мн.: НИЭИ Минэкономики, 2002. – 364 с.
3. Атлас З.В. Проблема инфляции (Вопросы теории) / З.В. Атлас // Вестник МГУ. Экономика. – 1969. - № 3.
4. Борисова Г.Б. Высокая инфляция: современный опыт борьбы с ней, успехи и провалы / Г.Б. Борисова // Вестник МГУ. - Сер. 6. Экономика, 2003. - № 3. - с. 71-81.
5. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. – СПб: Питер, 2003. – 224 с.
6. Деньги и кредит в социалистическом обществе: Учебник/ Под ред. О.И. Лаврушина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1990. – 263 с.
7. Евдокимова Т.Г., Маховикова Г.А. Краткий словарь делового человека. – М.: Финансы и статистика, 1991. – 128 с.
8. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник / под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2008. – 688 с.
9. Моисеев С.Р. Макроэкономика: учебник / С.Р. Моисеев. – М.: КНОРУС, 2008. – 320 с.
10. Маркс К. К критике политической экономии / Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е изд., т. 13.
11. Маркс К. Капитал / Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е изд., т. 1.
12. Меншиков С.М. Инфляция и кризис регулирования экономики. - М.: Мысль, 1979. – 238 с.
13. Румянцев Д. Инфляция и кризис России. М., 1993. – 285 с.
14. Современная инфляция: истоки, причины, противоречия. - М.: Мысль, 1980. – 232 с.
15. Хейне П. Экономический образ мышления. – М.: Новости, 1991. – 305 с.
16. Экономическая теория: учеб. / В.И. Антипина, И.Э. Белоусова, Р.В. Бубликова и др.; под ред. И.П. Николаевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 576 с.
17. Экономическая теория / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. – СПб.: Изд. СПбГУЭФ; Питер, 2008. – 544 с.
18. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия / гл. ред. А.М. Румянцев. – т.2 Инди…- Мюрдаль. - М.: Советская энциклопедия, 1975. – 560 с.
19. Интернет-ресурс: www.rian.ru/spravka/20080206/98536231.html: по состоянию на 05.03.2010 г.
20. Интернет-ресурс: http: //www. imf. org – Мировой Валютный Фонд: по состоянию на 05.03.2010 г.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А (справочное)
Месячная динамика инфляции в России, 1992 – 2007 г.г., %.
Приложение Б (справочное)
Глобальная инфляция, 1980 – 2007 г.г.
Приложение В (справочное)
Индексы потребительских цен на товары и платные услуги населению
по Российской Федерации за 2000 – 2010 г.г.
[1] Моисеев С.Р. Макроэкономика: учебник / С.Р. Моисеев. – М.: КНОРУС, 2008. С. 144.
[2] Здесь и далее – рассчитано по данным Российского статистического ежегодника: Госкомстат России. М.: «Логос», 1996 – 1999.
Страницы: 1, 2, 3, 4