Рефераты. Инфляция и методы борьбы с ней

Впервые опыт таргетирования приобрел Бундесбанк - Центральный банк Германии - в 1974 году, и с тех пор он ведет активные мероприятия в этой области. К настоящему времени подобная практика распространилась на большинство экономически развитых стран.

В одних случаях таргетирование сводится к чистой формальности, официальному прогнозу возможного развития ситуации. В других случаях либо устанавливается твердая контрольная цифра допустимого роста по одному или нескольким денежным агрегатам на определенный период времени, либо применяется так называемая «вилка» - устанавливаются верхний и нижний допустимый предел.

Использование «вилки» объясняется рядом объективных причин, в том числе краткосрочным изменением конъюнктуры, внешнеэкономическим воздействием, трудностями, связанными со статистическим измерением денежной массы. Широкая «вилка» в 3% (которую применял, например, тот же Бундесбанк в 1979-1983 и 1986-1988 годах)[4] говорит об увеличении степени неопределенности и снижении эффективности регулирования денежной массы. Вместе с тем, устанавливая значительную разницу между верхним и нижним пределами темпа роста денежной массы, Центральный банк сознательно создает большие возможности реагирования на возникновение диспропорций, не подрывая доверия к своей политике управления денежным обращением.

Надо, кстати, сказать, что сторонники монетаризма в экономической теории утверждали, что Центральный банк не должен ни в коем случае отступать от намеченных ориентиров, обращать внимание на краткосрочные колебания конъюнктуры цен, валютных курсов, спроса на деньги. Но рецепты стабилизации экономики, предлагаемые теоретиками монетаризма, нигде не были восприняты буквально. Следуя в общем в русле этого экономического учения, Центральные банки на практике проводили меры, от него отклоняющиеся или даже просто ему обратные, ибо главной целью своей деятельности видели не доказательство верности или ложности той или иной теории, а удовлетворение национальных интересов и благосостояние своей страны.

Поэтому, несмотря на рецепты монетаристов, Центральные банки при установлении целевых ориентиров учитывали краткосрочные колебания конъюнктуры цен, валютных курсов, спроса на деньги. В течение года банк объявлял, какой именно из границ «вилки» он будет придерживаться.

Отвечая на два основных аргумента противников таргетирования, нужно отметить, что инфляционные процессы обладают огромной инертностью. Очевидно потому, что, имея в стартовой позиции значительные темпы обесценения денег, Центральные банки не могут при установлении целевых ориентиров не учитывать «неизбежного» темпа инфляции. Это, однако, вовсе не говорит о неэффективности таргетирования.

И еще: неустойчивое общеэкономическое положение, внешнеэкономические факторы, тесное интегрирование национальной системы хозяйства в мировую экономику и многое другое - вот те причины, благодаря которым правительства развитых государств не могут проводить полностью автономную денежную политику. Международный перелив капитала, различия в нормах процентных ставок по странам и колебания курсов валют заставляют иногда Центральные банки отступать от намеченных целей. Так, в 1978 году Центральный банк Германии ­Бундесбанк - пошел на незапланированное понижение нормы процента, что вызвало значительное увеличение денежной массы в обороте. В данном случае банк руководствовался теми соображениями, что в условиях значительного экономического роста, повышения курса марки к другим твердым валютам и интенсивной германской экономической экспансии подобные меры были бы полностью оправданы.

Подводя промежуточные итоги, я могу сказать, что значение таргетирования среди всех методов регулирования денежного обращения Центральным банком трудно переоценить. Установление целевых ориентиров и наблюдение за реальной динамикой цен позволяет своевременно принимать решения о необходимых регулирующих мероприятиях. Таргетирование, таким образом, выполняет функцию индикатора, указывающего на необходимость проведения тех или иных изменений.

Кроме того, определение целевых ориентиров влияет на инфляционные ожидания хозяйственных субъектов, что само по себе является важным самостоятельным фактором степени обесценивания денег и способствует снижению инфляции. Безусловно, этот фактор возымеет действие только при значительной степени доверия населения политике Центробанка и правительства. Установление заранее невыполнимых целей - путь к усугублению всех возникших проблем. Вообще, без веры жить трудно...

 

 


VI.    Антиинфляционное регулирование

 

1.  Мировой опыт борьбы с инфляцией.

Н

егативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70-е годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству Центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели.

 

2.  Антиинфляция по-российски.

Н

еобходимо отметить, что комбинация различных способов подавления инфляции зависит от конкретных экономических условий той или иной страны.  Становление рынка в нашей стране, в частности в значительной мере зависит от интенсивности инфляционных процессов. Борьба же с этим явлением методами тотального или значительного административного контроля над ценами и доходами, как это практиковалось раньше, без устранения их причин, негативно сказывается на развитии рыночных отношений и стабильности экономики. Предложения по введению государственного заказа, обильному инвестированию промышленности (за счет бюджетного дефицита), установлению жесткого курса валюты и вообще твердых цен на все товары - вызывают сомнения в нормальности их авторов. Странно, почему подобные мероприятия практикуются сейчас на Украине. В любом случае, это наглядный пример всем странам СНГ.

Опыт борьбы с инфляцией в России показывает, что большая часть мероприятий основывается в основном на «книжных» примерах, тогда как успех в борьбе с этим злом возможен только лишь при учете тонких особенностей ситуации. Так, к примеру, сжатие денежной массы - тот самый пресловутый монетаризм в разных странах приводит к диаметрально противоположным результатам. В одних странах уменьшение наличных денег в обороте снижает инфляцию, в других - повышает. Тонкость борьбы с инфляцией заключается именно в том, чтобы правильно уловить и использовать именно те, обусловленные местом и временем явления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.