На практике чаще всего используется
индекс валового национального продукта индекс потребительских цен и индекс
оптовых цен. С помощью индекса потребительских цен измеряются цены
фиксированной «рыночной корзины» потребительских товаров. Для измерения общего
уровня цен более приспособлен индекс продукта (его также называют дефлятором
валового национального продукта).
По сравнению с индексом потребительских цен индекс валового
национального продукта шире и представительнее, поскольку он включает не только
цены потребительских товаров и услуг, но и цены на сырье, материалы,
оборудование и т.д.
Измерение оптовых цен отображает динамику цен на сырье, полуфабрикаты,
материалы, конечные виды продукции на оптовом рынке.
3.
Виды
инфляции.
Темп роста цен (индекса цен) является первым из трех
критериев при определении вида инфляции. Другой критерий – степень расхождения
роста цен по различным группам
(т. е. соотносительность роста цен по
различным товарным группам). Третий критерий – ожидаемость и предсказуемость
инфляции.
Рассмотрим
виды инфляции с позиции темпа роста цен (первый критерий) т.е. преимущественно
количественно. В этом плане выделяют три вида инфляции:
¾
умеренная (цены растут менее 10% в год, стоимость
денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах);
¾
галопирующая инфляция (рост цен измеряется сотнями
процентов в год, контракты “привязываются” к росту цен, деньги ускоренно
материализируются);
¾
гиперинфляция (цены растут астрономическими
темпами, расхождение цен и заработной платы становятся катастрофическими).