Рефераты. Инфляция и антиинфляционная политика

Инфляция и антиинфляционная политика

Введение.

 

Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.

Как показывает наш опыт, а также опыт других стран, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Очень важно правильно оценить, является ли сам переход на рыночные отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное выражение.

Очевидно, что в условиях рыночных отношений возможности искусственного сдерживания инфляции резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность в принятии решений по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов усугубляют имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы.

Опыт многих стран показал, что длительное функционирование централизованного планирования, как правило, приводит к нарушению сбалансированности материальных и денежных потоков.

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что ее появление связано чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых она неразрывно связана.

Термин инфляция (от латинского inflatio - вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX веке этот термин употреблялся также в Англии и во Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в ХХ веке сразу после первой мировой войны. В советской экономической литературе понятие возникло лишь в середине 20х годов.

Наиболее лаконичное определение инфляции - повышение общего уровня цен, наиболее общее - переполнение каналов обращения денежной массы сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

Однако трактовку инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полной. Инфляция, хоть она проявляется только в росте товарных цен, не является сугубо денежным феноменом. Инфляция есть тонкое социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Одновременно, инфляция - одна из наиболее острых проблем современного развития экономики практически во всех странах мира.

 


I.     Инфляция: ее определение, измерение, формы, причины и механизм.

 

1.     Определение инфляции.

 

Инфляция может вызываться разными факторами. Это и выпуск излишнего количества денежных единиц, и отставание производства товаров от роста платежеспособного спроса, и поступление на рынок товаров, не пользующихся спросом.

Инфляция - это переполнение финансовых каналов бумажными деньгами, что приводит к их обесцениванию.

Инфляция - это денежное явление, но она не ограничивается обесцениванием денег. Она проникает во все сферы экономической жизни и начинает разрушать эти сферы. От нее страдает государство, производство, финансовый рынок, но больше всех страдают люди. Во время инфляции происходит:

ü      Обесценивание денег по отношению к золоту;

ü      Обесценивание денег по отношению к товару;

ü      Обесценивание денег по отношению к иностранной валюте.

Еще одно определение инфляции мы можем прочитать в современных американских учебниках.

Инфляция - это повышение общего уровня цен. Это, конечно, не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Одно из главных больных мест - это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются. В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.

 

 

2.     Индекс цен.

 

Измеряется инфляция с помощью индекса цен. Для вычисления индекса цен берут соотношения между совокупной ценой товаров и услуг определенного набора («рыночной корзины») для временного периода и совокупной ценой идентичной или сходной группы товаров и услуг в базовом периоде. Выражается индекс цен обычно в процентах.

Индекс цен в данном периоде, % =

Цена «рыночной корзины» в данном периоде

х 100

Цена аналогичной «рыночной корзины» в базовом периоде

 

На практике чаще всего используется индекс валового национального продукта индекс потребительских цен и индекс оптовых цен. С помощью индекса потребительских цен измеряются цены фиксированной «рыночной корзины» потребительских товаров. Для измерения общего уровня цен более приспособлен индекс продукта (его также называют дефлятором валового национального продукта).

По сравнению с индексом потребительских цен индекс валового национального продукта шире и представительнее, поскольку он включает не только цены потребительских товаров и услуг, но и цены на сырье, материалы, оборудование и т.д.

Измерение оптовых цен отображает динамику цен на сырье, полуфабрикаты, материалы, конечные виды продукции на оптовом рынке.

 

3.     Виды инфляции.

 

Темп роста цен (индекса цен) является первым из трех критериев при определении вида инфляции. Другой критерий – степень расхождения роста цен по различным группам

(т. е. соотносительность роста цен по различным товарным группам). Третий критерий – ожидаемость и предсказуемость инфляции.

Рассмотрим виды инфляции с позиции темпа роста цен (первый критерий) т.е. преимущественно количественно. В этом плане выделяют три вида инфляции:

¾        умеренная (цены растут менее 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах);

¾        галопирующая инфляция (рост цен измеряется сотнями процентов в год, контракты “привязываются” к росту цен, деньги ускоренно материализируются);

¾        гиперинфляция (цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становятся катастрофическими).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.