Сдавался: Ивановский Гос. Университет, кафедра политэкономии, сентябрь 1998 года.
Принял: доцент Разгон В.И. (его же рецензия (представлена в оригинале со всеми «оборотами», подчёркиваниями и некоторыми ошибками)).
Рецензия:
Бородавко А.Е.
Государство в рыночной экономике.
Стр. 5 Заголовок «Неоклассическая теория»
Во-первых, не названы фамилии её основателей
Во-вторых, в тексте рассматривается «неоконсервативная модель», а не сама теория.
Роль государства в эк-ке раскрыта довольно подробно.
Привлечённые периодич. Издания датируются 1991-1993 годами, одна статья 1994 г. С того времени вышла масса новых статей о роли гос-ва.
Неплохо изложены разделы 2 и 3. В ряде случаев высказывается собств. мнение.
Вопрос: Чем отличаются субсидии от субвенций?
Стр. 13-14. «Перескок» с проблем развитых стран на российское сельское хозяйство
В целом тема раскрыта.
Следует дополнить работу современным материалом: 2-3 источника 1997-1998 гг.
Например: «Гос-во в меняющемся мире...» Вопросы экономики, 1997, №7.
(подпись) 30.09.98.
Примеч.: Предоставленный реферат и рецензию сохранить
Доработать
(подпись)
Доработка:
Дополнить к оглавлению пункт 4.1: «Возрастающая ответственность государства».
4.1. Возрастающая ответственность государства.
Пытаясь объективно оценить текущий момент радикального реформирования российской экономики, происходящего уже более семи лет, нельзя прежде всего не отметить определенное объединение соответствующих оценок, которые дают самые разные общественные и политические силы. И в президентском послании-98 Федеральному Собранию, и в ряде последних документов обеих парламентских палат по вопросам курса экономических преобразований, и в программах различных партий и движений, и в наработках коллективов ученых и специалистов отчетливо ощущается осознание абсолютной, безальтернативной необходимости серьезной корректировки реформационных стратегии и тактики в направлении усиления роли государства в создании в России современной системы рыночного хозяйства.
Это осознание, несомненно, отчасти проистекает из более трезвого взгляда на главные процессы, разворачивающиеся в той самой «современной цивилизации», вхождение в которую Россия провозгласила с началом реформ. Опыт высокоразвитых стран наглядно демонстрирует следующие закономерности эволюции взаимодействия государства и экономики:
1) сохранение существенного удельного веса государственной собственности, а то и рост государственного присвоения и потребления (только сфера финансово-бюджетного «огосударствления» охватывает от 30 до 70% ВВП, в том числе в США — 40%);
2) интенсификацию государственного регулирования хозяйственной деятельности предприятий, движения финансовых потоков, формирования доходов и расходов юридических и физических лиц (финансовую «прозрачность» коммерческой, семейной и личной жизни);
3) кардинальное изменение структуры и значимости регуляторов рыночных отношений в пользу инструментов корпоративно-монополистического и государственно-монополистического контроля;
4) все более ощутимое включение во взаимоотношения государства и экономики «третьей силы», представленной общественными (профсоюзными и предпринимательскими) объединениями;
5) «социализацию» капиталистической системы;
6) государственную поддержку ключевых направлений технологического прогресса и использования результатов научно-технической революции для создания экономической базы так называемого общества массового потребления.
Сегодня нелепо отрицать общемировую закономерную тенденцию расширения сфер и углубления меры воздействия государства на развитие национальных хозяйств, отнюдь не связанную, как до сих пор подчас пытаются уверить россиян, с происками «аппарата» («номенклатуры», «чиновничества»)[5].
Тенденция существенна, она коренится в реальных потребностях общества, во внутреннем единстве общественных и индивидуальных цивилизационных начал.
Главное же, конечно, состоит в том, что рассматриваемый знаменательный сдвиг в российском общественном сознании является его реакцией на конкретные народнохозяйственные итоги семи лет реформирования, исходившего из модели тотально деэтатизированной экономики[6]. Теперь уже не на абстрактно-теоретическом, а на конкретном уровне доказано: практическая реализация этой модели (основанной на форсированной, с перспективой «нуллификации», минимизации государственного сектора, на одномоментной всеобщей либерализации внутренних и внешних экономических отношений, на сознательном отказе от проведения сильной структурной и промышленной политики, и т.п.) оборачивается политикой тотального государственного подавления отечественной экономики. Речь идет о политике консервации спада производства и дальнейшего ухудшения народнохозяйственной структуры, блокирования инвестиционного подъема и исключения перехода к экономическому росту.
В условиях трансформационного движения общества к рыночной экономике государство призвано решить прежде всего следующие три главные задачи:
1) сохранить наличный потенциал производительных сил;
2) сформировать рыночную инфраструктуру и рыночную среду;
3) уменьшить социальную цену реформирования.
Решение этих задач, равно как и задачи налаживания новых федеративных экономических отношений, требует усиления экономической роли государства, реализуемой, правда, в ряде новых функций (а значит, и посредством другого хозяйственного механизма и на иной законодательной основе). В рыночных обстоятельствах экономика и общество в целом нуждаются в таких госфункциях, как организующе-созидательная, бюджетно-налоговая, распределительно-регулирующая, социально-защитная, контрольная, правоохранительная, обеспечения государственной безопасности и национальной обороны. Кроме того, в преобразованном виде сохраняются функции государства в качестве эффективного собственника и управляющего субъекта — при тех, разумеется, ограничениях, которые вытекают из конкуренции, существования негосударственных форм собственности и гражданских правоотношений.
Упразднение системы централизованного планового управления, в частности, ликвидация многих производственных министерств и ведомств, вовсе не освобождает государство от необходимости решения проблемы создания эффективного рыночного механизма распределения и перераспределения материальных и финансовых ресурсов между отраслями и регионами, от миссии регулирования экономических процессов, включающего макропрограммирование и макропрогнозирование, в том числе с помощью инструментов индикативного, т.е. недирективного характера, планирования[7].
Что касается главных «микро-» и «мезоуровневых» объектов внимания государства, то ими на этапе создания предпосылок для перехода к экономическому подъему должны, как я думаю, послужить не только и не столько реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве, сколько реформирование и реструктурирование предприятий, нацеленные на капитализацию экономики, т.е. на восстановление и обеспечение расширенного воспроизводства как крупного негосударственного (корпоративного, частного, смешанного), так и государственного капитала при их оптимальном соотношении, отвечающем историческим особенностям национальной российской промышленности и традициям российского государства (всегда развивавшего «казенный» сектор в качестве опоры частного капитала и предпринимательства, создававшего соответствующую производственную инфраструктуру, трансконтинентальные средства транспорта и связи, мощную систему государственных заказов). Я думаю, что для полного успеха рыночных реформ экономика России в целом должна оставаться смешанной с сохранением значительного по объему и дееспособного госсектора. Можно надеяться, что прошедшая поспешная приватизация многих объектов производственной сферы с насильственным раздроблением вертикальных структур сменится в постприватизационный период частичным огосударствлением капитала и появлением мощных государственно-частных корпоративных образований, в том числе финансово-промышленных групп, что соответствовало бы технико-технологическим задачам модернизации народного хозяйства и целям экономического роста[8].
Использованная литература (дополнительно):
1. Винслав Ю. Государственное регулирование и проектирование корпоративных структур. // Российский экономический журнал. – 1997. – №1.
2. Глазьев С., Маневич В. Социально-экономическая эволюция России: об итогах-97 и сценариях ближайшего будущего. // Российский экономический журнал. – 1998. – №1.
3. Дудкин В. Американский и западноевропейский подходы к индикативному планированию: возможен ли синтез на российской почве? // Российский экономический журнал. – 1997. –№10.
4. Реформы глазами американских и российских учёных / Общ. ред. О.Т. Богомолова. – М.: Российский экономический журнал, Фонд «За экономическую грамотность», 1996.
5. Шупыро В. Преобразование государственной собственности в период экономических реформ. М., 1997.
[1] Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве. МЭиМО № 11, 1992 г., С. 131.
[2] Lipsey R., Steiner P., Purvis D. Economics, N.Y. 1987, P. 422.
[3] Economic Report of the President, Wash., 1989, P. 188.
[4] В. Варга «Роль государства в рыночном хозяйстве», МЭиМО, 1992г., № 11, С. 139.
[5] Реформы глазами американских и российских учёных / Общ. ред. О.Т. Богомолова. – М.: Российский экономический журнал, Фонд «За экономическую грамотность», 1996.
[6] Глазьев С., Маневич В. Социально-экономическая эволюция России: об итогах-97 и сценариях ближайшего будущего. // Российский экономический журнал. – 1998. – №1.
[7] Дудкин В. Американский и западноевропейский подходы к индикативному планированию: возможен ли синтез на российской почве? // Российский экономический журнал. – 1997. –№10.
[8] Соответствующие научные разработки и рекомендации представлены в публикациях: Винслав Ю. Государственное регулирование и проектирование корпоративных структур // Российский экономический журнал. – 1997. – №1; Шупыро В. Преобразование государственной собственности в период экономических реформ. М., 1997., С. 234 – 235.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6