|
8,4 |
10,2 |
|||
наличная национальная валюта и депозиты |
0,7 |
0,7 |
0,9 |
0,8 |
0,8 |
Банки (без участия в капитале)3 |
32,5 |
34,6 |
37,8 |
43,5 |
50,2 |
долговые обязательства перед прямыми инвесторами |
0,1 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
кредиты |
19,8 |
21,7 |
24,6 |
28,6 |
34,5 |
текущие счета и депозиты |
9,7 |
9,7 |
9,8 |
11,4 |
12,4 |
долговые ценные бумаги |
1,8 |
1,7 |
1,7 |
2,0 |
1,8 |
прочая задолженность |
1,1 |
1,3 |
1,5 |
1,4 |
1,2 |
Нефинансовые предприятия (без участия в капитале) |
76,4 |
85,1 |
90,9 |
103,0 |
126,0 |
долговые обязательства перед прямыми инвесторами4 |
10,9 |
11,3 |
12,1 |
12,9 |
13,4 |
кредиты |
58,4 |
66,0 |
69,9 |
78,2 |
98,7 |
долговые ценные бумаги |
5,8 |
6,6 |
6,6 |
10,1 |
12,3 |
прочая задолженность4 |
0,1 |
0,1 |
1,1 |
0,4 |
0,3 |
задолженность по финансовому лизингу |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,3 |
1,3 |
Примечание: Включается внешняя задолженность в национальной и иностранной валюте. Государственные ценные бумаги отражаются в части задолженности перед нерезидентами и оцениваются по номиналу.
Глава 3.
Должники России.
Доставшиеся России в наследство от Советского Союза требования по предоставленным другим странам кредитам составляют внушительную сумму, однако, возврат этих денег оказался более проблематичным, чем можно было ожидать. Кредиты давали государствам – членам СЭВ, а также дружественным странам развивающегося мира, на которые делала ставку советская внешняя политика. Они предназначались на оплату поставляемого промышленного оборудования и технической помощи, так и (в значительной части) оружия и военной техники. Политические мотивы при этом превалировали над соображениями кредитоспособности получателей и рисками невозврата.
В условиях коренного изменения расстановки сил на международной арене после распада Варшавского договора, СЭВ, а затем и СССР, последующего военного и политического ослабления Росси многие должники не замедлили воспользоваться ситуацией, чтобы отказаться от своевременного выполнения своих обязательств, а то и вовсе потребовать полного списания долга. Большинство из них относилось к бедным и беднейшим странам с хроническим пассивом платежного баланса, которым даже и при желании расплачиваться было нечем.
Лишь немногие страны, и среди них в первую очередь Индия, признали долг в полном объеме и погашают его, однако с большим отставанием от первоначально предусмотренного графика. Препятствием к выполнению обязательств со стороны Ливии и Ирака стали санкции против этих стран, предпринятые международным сообществом. Помимо значительных просрочек приходится мириться с тем, что долг погашается не валютой, а на 90% товарами соответствующих стран или различными другими способами.
Будучи уже самостоятельным государством, Россия предоставляла кредиты другим странам СНГ первоначально для покрытия их пассивного сальдо в расчетах с ней. В 1992-1993 годах размер этих так называемых технических кредитов составил почти 5,3 млрд. долл., причем рублевые суммы пересчитывались в доллары по льготному курсу. В дальнейшем эти кредиты были переоформлены в государственную задолжность стран СНГ перед Россией. Кроме того, со второй половины 1993 года и до начала 2000 года эти страны получили дополнительных кредитов на 900 млн. долл. для оплаты поставок конкретных российских товаров и частично для финансирования просроченной задолжности перед Россией.
Если задолжность стран СНГ перед Россией по государственной линии в конце 90-х годов значительно уменьшилась, то перед частными российскими хозяйственными структурами и бюджетными организациями она выросла к началу 2003 года до 5,3 млрд. долл. Львиная доля этих долгов связана с экспортом российских газа и электроэнергии и приходится на Украину.
Долги стран СНГ по кредитам правительства России.
По состоянию на 1 января 2005, в долларах США:
Армения - 1,881 млн. (основной долг - 8.225, проценты - 1.872.926)
Белоруссия - 258,881 млн. (основной долг - 257.410.538, проценты - 981.744)
Грузия - 158,045 млн. (основной долг - 156.582.275, проценты - 1.462.763)
Киргизия - 181,815 млн. (основной долг - 181.815.203, проценты - 0.0)
Молдавия - 140,739 млн. (основной долг - 122.064.268, проценты- 18.674.896)
Таджикистан - 305,730 млн. (основной долг - 299.670.557, проценты- 6.060.004)
Узбекистан - 654,343 млн. (основной долг - 500.610.948, проценты - 153.732.241)
Украина - 1 млрд. 583,355 млн. (основной долг -
1.583.355.860, проценты - 0.0)
Официально объявленное списание 10-миллиардного долга Монголии перед
Россией можно расценивать как небольшую финансовую сенсацию. Эфиопии Россия
списала долг в размере 4-х миллиардов долларов. Взамен этого наша страна
реально пока почти ничего не получила. Монголия, правда, обещает закрепить в
российской собственности доли в предприятиях, которые раньше принадлежали СССР,
и заплатить 300 млн. долл. В то же время многие эксперты считают, что лучше
получить доступ к рынкам или какие-то политические преимущества, чем пытаться
выколотить из наших должников долги, которые смело можно назвать безнадежными.
К разряду "безнадежных" относятся и наиболее
крупные должники России - Куба, Сирия, Ангола, Ирак, Афганистан, КНДР. Именно
на эти страны приходится подавляющая часть долга перед Россией - по оценкам,
порядка 70 млрд. долл., однако в силу своего бедственного положения они не в
состоянии расплатиться хотя бы с их частью. Кроме того, часть их этих
государств вообще не признает существования каких бы то ни было долгов перед
нашей страной. К их числу относится, например, Куба, которая должна России
свыше 20 млрд. долл. "Учитывая экономический и финансовый ущерб,
понесенный Кубой от разрыва российской стороной экономических отношений, мы не
считаем, что у Кубы есть внешний долг перед Россией", - заявил, в
частности, первый заместитель министра иностранных дел Кубы Фернандо Рамирес.
Российские чиновники также признают, что Куба отказывается платить по долгам.
"Куба предъявила России список претензий в связи с выводом Россией своих
военных баз в короткий срок, а также сокращение строительства объектов. Список
претензий Кубы превышает ее долги перед Россией, - говорит министр финансов
Алексей Кудрин. - Это сделано намеренно, чтобы не платить долги". Кудрин
отмечает, что долг Кубы перед Россией не является международно-признанным, а
Куба делает все, чтобы максимально затянуть этот вопрос. Аналогичная ситуация и
с Сирией, Алжиром, Северной Кореей.
Тем не менее, правительство России продолжает учитывать эти долги и начислять на них проценты и штрафы за неуплату. Так, общая сумма задолженности иностранных государств (не считая стран СНГ) в 2004 году, по подсчетам Минфина, составит около 97 млрд. долл., что почти на 20 млрд. выше показателя 2002 года, когда правительство исчисляло долг в размере 76, 7 млрд. долл.
Ираку Российские власти простили 60% государственного долга. В обмен они надеются на то, что российские компании получат возможность заниматься бизнесом в Ираке.
Общая сумма иракского долга России составляет около $8 млрд., $3.5 млрд. унаследованы от СССР, а $4.5 млрд. причитаются России в качестве процентов по долгам. Российские власти решили простить почти две трети общей задолженности. Это немного больше, чем предсказывали аналитики, которые исходили из "югославского прецедента", предполагавшего списать 56% задолженности.
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.