Рефераты. Государственный бюджет в финансовой системе государства, особенности его использования в Республике ...

 погашение основной суммы долга                       -78722280,0

 

Кредиты правительств иностранных государств    35 714 245,0

 

 использование кредитов                                     73 500 000,0

 

 погашение основной суммы долга                      -37785755,0

 

Прочие источники внешнего финансирования     161 427 985,0

 

 Итак, в 2002 году планируется покрыть дефицит государственного бюджета за счет:

* внутреннего финансирования - на 64 %;

* внешнего финансирования - на 36 %.

Как видим, внутреннее финансирование по-прежнему остается главным источником обеспечения покрытия дефицита бюджета. Однако если в 2000 году оно еще превышало общую сумму дефицита, то в 2002 размер внутреннего финансирования сократился, что потребовало привлечения внешнего финансирования в размере почти третьей части от суммы дефицита. Намечается отрицательная тенденция: с каждым годом растут белорусские внешние заимствования, а кредиты с процентами можно будет отдать лишь добившись реального роста экономики.

Основными источниками покрытия дефицита на сегодняшний день являются долгосрочные кредиты Национального Банка РБ (44% от объема дефицита 2002 года) и выпуск ГКО (22%). При этом дефицит бюджета будет увеличен погашением основной суммы внутреннего долга по ГКО и векселям, причем по первым сумма задолженности уже превысила сам дефицит бюджета 2002 года.

Задачей бюджетной политики РБ в области регулирования дефицита государственного бюджета является дальнейшее сокращение его размера. Система мер по снижению дефицита включает мероприятия по совершенствованию планирования и исполнения расходной части бюджета, а также мероприятия по управлению внутренним долгом. Дальнейшее развитие должна получить инфраструктура фондового рынка. Одновременно требуется принятие системы мер по повышению привлекательности отечественных ценных бумаг для первичных инвесторов и поддержанию их ликвидности на вторичном рынке.

Критерий дефицита бюджета, по сути, выполняет роль регулятора с обратной связью, а потому должен играть ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

На основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.

    Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный инструмент. Бюджет возникает и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы. Все элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты.

Анализ показал, что для эффективного проведения бюджетной политики в области выработки и реализации подходов по формированию основных доходных источников необходимо совершенствование налоговой политики, сокращение налоговой нагрузки, максимальное использование резервов для пополнения доходной части бюджета. Таким образом, необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и  по возможности - снизить налоговое давление на экономику и ограничить его негативное воздействие на темпы роста производства, инвестиций и экспорта.

Необходимо помнить, что бюджетный дефицит играет ключевую роль в механизме развития инфляционных процессов, разрушающих экономику страны, а также его ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны. Политика в области финансирования бюджетного дефицита должна основываться на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком, повышение эффективности рынка государственных ценных бумаг и совершенствование механизма управления внутренним долгом.

      Таким образом, с учетом проведенного анализа, можно сделать вывод, что эффективная бюджетная политика государства в переходный период зависит от многих факторов. Существенное значение имеют активная позиция и координация деятельности центрального аппарата и местных органов власти. Необходимо продолжить работу по методическому совершенствованию бюджетного процесса, максимально использовать резервы для пополнения доходной части бюджета и при этом не оказывать дестимулирующего влияния на воспроизводственные процессы в народном хозяйстве. Бюджет республики и дальше должен играть важную социально-экономическую роль в стабилизации переходного периода.

      Главной же целью совершенствования бюджетной политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия.

 

 

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Гайгер, Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. - М., 1996.

2. Государственный бюджет: Учеб. пособие / Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А.; под общ. ред. М.И. Ткачук-Мн.: Выш. шк., 1995.-240с.

3. Дорнбуш Р.,  Фишер С. Макроэкономика. -  М.,1997

4. Заяц Н. Е, Фисенко М. К. Теория финансов - Мн.: Выш. шк., 1997.-368с.

5. Закон РБ "О бюджете РБ на 1999 год"

6. Закон РБ "О бюджете РБ на 2000 год" № 367-3 от 31.01.2000 г.

7. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 29 декабря 2001 г. N 72-З "О БЮДЖЕТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА 2002 ГОД"

8. Закон РБ "О бюджете РБ на 2001 год"

9. Романчук Я. Анализ бюджета РБ на 2002 год // Российская газета № 3/2002

10. Законодательство о налогах и сборах в Республике Беларусь / серия: "Настольная книга бухгалтера". - Мн., Право и экономика, 192 с.

11. Илларионов А. Бремя государства // Вопросы экономики 1996 №9 стр. 12-27

12. Корбут Н.П. Реализация бюджетной политики государства в переходный период // Белорусский экономический журнал, 1999 № 4 с.4-16.

13. Образцова Т.Б. Налоги и реальное влияние на экономику // Белорусский экономический журнал, 1999 № 3 с.28-36.

14. Статистические таблицы // Европейская экспертная служба "Экономические тенденции в Беларуси" ежемесячное обозрение 1999 стр.

15. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред. проф. Л. А. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 1997

16. Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997, 383с.

17. Бюджетная система ФРГ // Бонн, 1994

18. "Бюджетные грезы" // Обозреватель №15, 2002

19. Экономика и жизнь №23-25, 2001

20. Пояснительная записка Министерства Финансов по проету бюджета РБ на 2003 год, направленная в адрес Президента РБ 26.11.2002 // Публикация в газете "Обозреватель" №15, 2002

 

 

 

 

1 Европейская экспертная служба "Экономические тенденции в Беларуси" ежемесячное обозрение  №6/2002

 

PAGE  1

 

 

PAGE  4

 

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.