– аккумуляция средств на счетах Министерства финансов в Федеральном казначействе.
Все перечисленные способы схожи в одном – не предполагается направлять бюджетные доходы на непроцентные расходы, то есть на финансирование статей бюджета, не связанных с погашением государственного долга и процентов по нему. Однако есть основания полагать, что данный подход имеет разумную альтернативу. Федеральный бюджет получил в 2000 году 300 млрд. рублей дополнительных доходов. Эта сумма в три раза превышает ассигнования, заложенные в федеральном бюджете на науку, культуру, здравоохранение, средства массовой информации, вместе взятые. Направление указанных доходов в бюджетную сферу позволило бы в 2000 году увеличить ее финансирование в 4 раза. Вместо этого от дополнительных доходов здравоохранение получило 0,3%, образование – 0,5%. Остальное пошло на силовые ведомства (30%), погашение долга и замещение займов, в том числе на погашение долга Центральному банку. Важно учитывать, что дополнительные доходы бюджета во многом обусловлены последствиями инфляционного скачка 1998 года при недоиндексации расходов на бюджетную сферу. Индекс потребительских цен за период после дефолта до 1 января 2001 года составил 272%. При этом заработная плата бюджетников была проиндексирована в 1,8 раза. Эта индексация лишь компенсировала рост цен с сентября 1995 года, когда в последний раз повышалась заработная плата, до июля 1998 года. Таким образом, инфляционный скачок после дефолта работникам бюджетной сферы не был компенсирован и их заработная плата в реальном выражении сократилась почти в три раза. Индекс роста пенсий составил около 200%, тем самым также не в полной мере был компенсирован скачок инфляции. Указанные факты неизбежно приводят к выводу о том, что в числе приоритетов бюджетной политики должна присутствовать как минимум адекватная инфляции индексация расходов на бюджетную сферу. Эту индексацию необходимо было в первую очередь проводить в 2000 году при появлении дополнительных доходов. Ее необходимо было учесть в федеральном бюджете 2001 года в качестве одного из приоритетных направлений расходов. В этом случае отпала бы необходимость создавать специальный институт «дополнительных доходов», учитываемых в специальной текстовой статье федерального бюджета.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О бюджетной политике на 2002 год» названы 10 первоочередных задач бюджетной политики в области расходов:
1) установить жесткие сметы расходов для всех государственных органов и бюджетных учреждений;
2) завершить формирование механизма, препятствующего принятию законов без учета их последствий для бюджетной системы;
3) внедрять современные методы оценки рациональности бюджетных расходов и индикаторы результативности затрат государственных средств;
4) продолжить оптимизацию сети высших и профессиональных учебных заведений в соответствии с потребностями страны;
5) разработать Концепцию реформирования системы социальных льгот и выплат, предусмотрев при этом замену большинства категориальных льгот адресными формами социальной поддержки населения и ликвидацию ведомственных льгот;
6) осуществлять государственные закупки на конкурсной основе;
7) жестко увязать осуществление расходов на оплату бюджетными организациями потребляемых топливно-энергетических ресурсов с тарифной политикой государства в этой сфере;
8) повышать оплату труда государственных служащих в размерах, необходимых для обеспечения конкурентоспособности государственной службы на рынке труда;
9) определить механизм перехода к новой модели пенсионной системы, включающей накопительную составляющую;
10) при подготовке федеральных целевых программ уделить особое внимание реформе государственной службы, реформированию и развитию судебной системы.
К сожалению, задача повышения уровня оплаты труда в бюджетной сфере не была названа в качестве приоритетной. В общей сложности на цели индексации оплаты труда в бюджетной сфере предполагается израсходовать около 65 млрд. рублей из федерального бюджета.
Заключение
v Бюджетная революция. Власти готовятся к 2003 году
Бюджетное послание Владимира Путина, направленное им в адрес Федерального собрания, -- возможно, самый серьезный шаг президента в экономике, который проверит парламент на политическую зрелость, а правительство – на компетентность. Поставив задачу добиться в 2001 и 2002 гг. профицита в 2,5% ВВП, глава государства сразу же развивает продекларированную им недавно в ежегодном послании парламенту идею о формировании внутри бюджета стабилизационного фонда. «Первая его (федерального бюджета – Авт.) часть должна строиться на основе консервативного макроэкономического прогноза, исходя из пессимистической оценки значений цен на товары российского экспорта. Эти доходы обеспечивают финансирование государственных расходов независимо от влияния внешнеэкономической конъюнктуры. Вторая часть федерального бюджета формируется за счет дополнительных доходов, получаемых в условиях более высоких экспортных цен», - говорится в послании. «Неприкосновенный запас» внутри бюджета должен, главным образом, облегчить бремя выплат по внешнему долгу.
Таким образом, российская бюджетная политика должна быть кардинально изменена. Механизм этих изменений в то же время пока совершенно неясен. Источник в окружении премьера Михаила Касьянова сказал газете «Время новостей», что задача максимально быстро подготовить концепцию создания стабилизационного фонда будет поставлена перед Минфином. «Нет решения о том, какие налоги направлять в стабилизационный фонд, или же формировать его за счет экспортных пошлин на товары, когда их цена превысит определенное пороговое значение, - говорит инициатор создания стабилизационного фонда, экономический советник президента Андрей Илларионов. – В разных странах для этих целей используется процент от всех налоговых сборов. В нашей стране, возможно, было бы разумно действовать через экспортные пошлины».
Обсуждение уровня порогового значения экспортных товаров обещает скандалы похлеще прошлогоднего, когда депутаты спорили с правительством, из какого прогноза цен на нефть верстать бюджет. По мнению Андрея Илларионова, окончательное решение будет «результатом политического процесса». Сам г-н Илларионов готов в этом процессе занять крайнюю позицию, которая обеспечила бы правительству некоторую свободу маневра. Подчеркнув, что высказывает свое личное мнение, советник президента сказал, что цену отсечения следовало бы установить на уровне 10 долл. за баррель нефти – иными словами, когда цена российской нефти превышает эту отметку, экспортная пошлина направляется в стабилизационный фонд.
Учитывая, что бюджет нынешнего года верстался из оценки 21 долл. за баррель нефти, позиция г-на Илларионова выглядит не просто крайней, а запредельно крайней. Скорее всего, «результат политического процесса» будет лежать ближе к консервативному сценарию развития экономики в 2002 г. по версии Минэкономразвития – 17 долл. за баррель в среднем за год. По-видимому, также считает и Андрей Илларионов как советник президента, говоря, что в 2002 году стабилизационный фонд «будет небольшим». В то же время, если он будет вообще, это уже упростит для правительства задачу выплатить в 2003 году 19 млрд. долл. по внешнему долгу.
Обобщая вышесказанное можно отметить, что государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 17.07.98.
2. ФЗ от 30.12.01 № 194-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2002 год»
3. ФЗ от 30.12.01 № 194-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2001 год»
4. ФЗ от 15.08.96 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации».
5. Закон РСФСР от 10.10.91 № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»
6. Приказ МФ РФ от 6.01.98 г. № 1н «О бюджетной классификации Российской Федерации»
7. Концепция среднесрочной программы Правительства Российской Федерации на 1997-2000 г.г. Вопросы экономики, 1997, № 1.
8. Правительство Российской Федерации. Программа стабилизации экономики и финансов. Вопросы экономики, 1998, № 7.
9. Илларионов А. Эффективность бюджетной политики России в 1994-1997 г.г. Вопросы экономики, 1998, № 2.
10. Курс экономической теории: Учебник. Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. – Киров: Издательство «АСА», 1997.
11. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований. Финансы, 1997, № 11.
12. О единстве бюджетной системы. Финансы, 1997, № 5.
13. Петров В.А. Основные направления бюджетной политики до 2001 года. Финансы, 1998, № 5.
14. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
15. Финансы: Учебное пособие. А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 1997.
[1] Приказ МФ РФ от 6.01.98 г. № 1н «О бюджетной классификации Российской Федерации»
[2] Необходимо отметить, что за последние несколько лет государственный долг вырос в несколько раз - еще в 1995 г. расходы по его обслуживанию составляли 8 % всех расходов бюджета против 25 % в 1998 г. Стремительный рост государственного долга не мог остаться без последствий - кризис лета 1998 г. во многом обусловлен именно недальновидной бюджетной политикой, когда страна жила в долг, а Правительство строило «финансовую пирамиду» в общегосударственном масштабе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9