Рефераты. Государственное регулирование рыночной экономики

Неокейсианство разделяет исходный постулат Кейнса о неспособности рыночного хозяйства к автоматическому установлению макроэкономического равновесия, однако центр тяжести переносит с анализа кризиса на реконструкцию механизма цикла в целом. Это сделано путём развития кейнсианской теории эффективного спроса, на базе каторой рассматривалось взаимодействие макроэкономических компонентов экономики, пораждающее циклические колебания. Отклонение фактического уровня валового национального продукта от потенциального трактовалось как результат изменения эффективного спроса (наряду с этими двумя типами  роста Харрод выделял ещё и предпринимательский рост). Эти процессы увязывались с теориями “длинных волн” экономического развития (концепция разработанная выдающимся русским экономистом Н.Д.Кондратьевым (1892-1938) гл. вывод в том, что развитие   обосновывалось политикой систематического управления спросом  со стороны государства.

“Теория экономического роста” (Харрод, Домар) поставила проблему факторов роста национального дохода, условий, обеспечивающих его длительность, динамического равновесия. Согласно этой теории “самоподдерживаемый рост”  в длительной перспективе обеспечивается устойчи-востью темпов роста производительности труда, занятости, капитала, а также постоянством отношения “капитал-про-дукт” и доли прибыли в национальном доходе. Особо иссле-довалась взаимосвязь  динамики инвистиций и националь-ного дохода. С этой целью была разработана теория куму-лятивного процесса, основанная на взаимосвязи мультипли-катора и акселератора. Важным является вывод о том, что фактически экономический рост может совпасть с потенциальным лишь случайно, что делает необходимым вмешательство государства.

Значительное внимание Неокейнсианство уделило проблемам научно-технического прогресса. Разработана проблема типов технического развития и показателей техники. Сделан вывод о необходимости государственного финансирования и стимулирования научных исследований, внедрения новой техники, структурной перестройки экономики.

Несмотря на то, что в 50-60-е годы, когда Неокейнсианство, наряду с научно-технической революцией, стало важным источником, почти устойчивого бескризисного роста экономики развитых стран Запада, в 70-е годы оно оказалось в состоянии глубокого кризиса, а в  конце десятилетия было потеснено неоконсервативными теориями. Это было связано,  прежде всего, с исчерпанием эффективности кейнсианских рецептов государственного регулирования роста, когда попытки управлять эффективным спросом, не выводя экономику из застоя, вызвали высокую инфляцию. Это явление получило название стагфляции. В условиях «монетаристской революции» последних десятилетий в Неокейнсианстве усилилось и выделилось как самостоятельное его левое течение, получившее название посткейнсианства (Робинсон, Калдор, Страффа и др.). Оно содержит фундаментальную критику неоклассической традиции, акцентируя роль в рыночной экономике неопределённости, монополий, несовершенной конкуренции и т.д. Отстаивает необходимость проведения «политики доходов» (государственная экономическая политика, направленная на борьбу с инфляцией путем прямого ограничения заработной платы) со стороны государства, имеющей целью сбалансировать сферу распределения.

 


Основные  направления и методы

государственного регулирования рыночной

экономики.

 

В целом государство, как правило, концентрирует свои усилия  на таких приоритетных направлениях, как разработ-ка экономической политики; развитие системы образования и здравоохранения; строительство и содержание транспорт-ной сети; поддержание закона и порядка; обеспечение за-щиты окружающей среды и т.д. Государство призвано иг-рать активную роль  в регулировании экономических про-цессов и принятии мер по социальной защите населения.

Во исполнение этих основополагающих целей государство в сфере экономики действует в нескольких направлениях.  Во-первых, создаёт саму инфраструктуру  и среду экономической деятельности. Как таковая рыночная инфраструктура в России до недавнего времени практически отсутствовала. В настоящее время идёт процесс её становления.

Вместе с тем в центре внимания государства должны находиться процессы не только её становления, но и повсе-дневного функционирования, поскольку именно инфра-структура рынка выступает основной сферой колоссальных финансовых афер, мошенничества, наконец, прямого, непосредственного грабежа государства и населения стра-ны. Эта цель, как известно, достигается путём создания эф-фективной системы лицензирования деятельности учреж-дений и структур рыночной инфраструктуры, а так же пря-мой административной регламентации определённых пара-метров и направлений их деятельности.

Действия Правительства РФ, касающиеся фондового рынка и его инфраструктуры, заложены в концепции соци-ально-экономического развития Российской  Федерации на период до 2005г. В ней, в частности, отмечается, что меро-приятия по развитию рынка ценных бумаг в указанный период должны быть нацелены:

на формирование в России самостоятельного финансового центра мирового значения на основе форсированного развития инфраструктуры рынка, а также призваны обеспечить на фондовом рынке страны сочетание интересов экономической безопасности государства, привлечение инвестиций в производство и защиты прав граждан – акционеров и вкладчиков.

Во-вторых, формирует институциональную структуру, обеспечивающую основные нормы и правила экономичес-кой деятельности.

В-третьих, создаёт благоприятную социальную среду, где осуществляется производство и воспроизсодство субъ-ектов  и контрагентов экономической деятельности со все-ми их ценностями, нормами, установками и т.д.

В-четвёртых, разрабатывает и осуществляет определённую экономическую политику, призванную, например, определять приоритетные направления экономического развития.

В-пятых, осуществляет собственную экономическую деятельность в качестве активного субъекта экономической деятельности.

В-шестых, устанавливает государственный заказ и осуществляет государственные закупки. Государство является одним из крупных, а для некоторых отраслей производства чуть ли не единственным покупателем и потребителем. Например, фирмы и корпорации военно-промышленного комплекса полностью загружены выполнением государственных заказов. Военная продукция поглощает  внушительную долю государственного бюджета. Без государственной поддержки невозможно себе представить  существование аэрокосмической промышленности и освоение космоса. Государство всецело возлагает на себя функции обороны страны от внешней опасности и действий подрывных элементов внутри страны, гарантирует защиту жизни и собственности граждан, обеспечивает соблюдение всеми гражданами общепринятых правил игры как в экономической, так и в социальной и политической жизни общества.

Например, нередко в процветающей экономике США именно вмешательство правительства  спасало от немину-емого краха ряд всемирно известных корпораций, которые пользовались репутацией неуязвимых. Закупки за счёт госу-дарственного бюджета создают для корпораций устойчивый и весьма выгодный рынок сбыта. Для отдельных корпора-ций государство является основным покупателем. Государ-ственные расходы  способствуют формированию общего климата в экономике и более или менее стабильного рынка для производителей.

Государство оказывает  воздействие  на рыночный меха-низм через  свои расходы (гос.закупки, трансфертные платежи),  налогообложение, государственное предпринимательство.

 Государственные расходы считаются одним из важных  элементов  макроэкономической политики.  Они влияют на распределение, как дохода, так и ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей:

Государственные закупки представляют собой,  как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ,  автодорог,  научных центров и т.д.).

Трансфертные платежи  -  это выплаты,  перераспределяющие налоговые доходы, полученные, от  всех  налогоплательщиков,  определенным  слоям населения в виде пособий по безработице,  выплат в связи с инвалидностью и т.д.

Нужно заметить, что государственные закупки вносят вклад в национальный доход и непосредственно исполь-зуют ресурсы,  в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны  с  производством.  Государственные закупки приводят к перераспределению ресурсов от част-ного к общественному потреблению товаров. Они дают воз-можность гражданам пользоваться общественными това-рами. Трансфертные платежи имеют другое значение:  они изменяют структуру производства товаров индивидуально-го потребления.  Суммы,  взятые в виде налогов у одних слоев населения,  выплачиваются другим. Однако те, кому предназначаются трансферты,  тратят эти деньги  на  иные  товары,  чем  и достигается изменение структуры потреб-ления.

Другим важным инструментом государственной политики является  налогообложение .  Налоги - основной источник бюджетных средств.  В государствах с рыночной экономикой взимаются  различные виды налогов.  Одни из них носят видимый характер, например подоходный налог,  другие не столь  очевидны,  поскольку накладываются  на  производителей  сырьевых  ресурсов  и  воздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более  высоких цен на товары.  Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы.  В виде налогов в бюджет  попадают  значительные  суммы (например в США около 30 процентов всей стоимос-ти производимых товаров и услуг).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.