Рефераты. Государственное регулирование экономики как многосторонний экономический процесс

Во-первых, экономический субъект должен быть независимым, способным принимать самостоятельные решения в интересах максимализации прибыли, что позволяет ему вступать в свободные контрактные отношения с другими субъектами, находить наиболее выгодных поставщиков и покупателей, нанимать именно то количество рабочей силы, которое ему необходимо, совершать выгодные для себя сделки со своей собственностью.

Во-вторых, возможность каждого экономического субъекта вступать в контрактные отношения с другими субъектами ради максимализации прибыли, не должна препятствовать реализации данной возможности другим субъектам, которые также должны быть свободны в выборе тех экономических решений, которые максимизируют их прибыль.

Из этих двух основополагающих принципов вытекают предпосылки возникновения рынка:

- точное разделение прав собственности - наиболее полно условиям рынка отвечает частная собственность, хотя на протяжении всей экономической истории частная собственность соседствует с другими формами собственности, и, несмотря на существующее мнение, что она образует основу рыночной системы, именно сосуществование различных форм, на мой взгляд, и определяет существование рынка;

- свободные контракты - они дают возможность экономическим субъектам максимизировать прибыль, позволяя независимо друг от друга (но не от экономической среды в целом), выбирать своих контрагентов во всех сферах своей деятельности (товаропроизводители, потребители, посредники и др.);

- свободная конкуренция - возможность равноправного соперничества между производителями за сбыт продукции, она пронизывает все экономические отношения в рыночной системе (что является частью соперничества в более широком смысле во всех сферах существования общества - политика, юриспруденция, культура), но важно чтоб она протекала с соблюдением всех моральных норм и юридических правил.

 

2. СУБЪЕКТЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

В литературных источниках выделяются различные субъекты рыночной экономики: личность, семья, социальная группа, производственный коллектив, регион, государство.

Фактически всех их можно разделить на две большие группы - производители и потребители. И жестко разграничить их между собой невозможно в виду того, что во времени один и тот же субъект может выступать в качестве того или другого в различных экономических процессах.

Рассмотрим подтверждение этого на примере произвольной Фирмы. Для производства некого товара Фирма закупает определенные материалы, нанимает рабочую силу, берет кредиты, арендует помещение или имущество, выступая во всех этих случаях, как потребитель. В дальнейшем в процессе производства Фирма выступает как производитель материальных благ. Если же она продает товар, произведенный другой Фирмой, она является продавцом или посредником, и по сути своей является производителем услуг. Также можно рассмотреть любого другого экономического субъекта, и всё равно он будет проходить две фазы существования, хотя и в различных формах.

Исходя из сказанного выше, можно сказать, что все экономические субъекты в классической рыночной экономике равнозначны, имеют равные права и возможности, взаимодействуют между собой на паритетных началах.

Но среди всех субъектов выделяется один - государство, которое в силу специфики своего образования и функций, обладает свойством (правом, возможностью) определять правила поведения других субъектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. РЕГУЛИРУЕМАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

 

1. ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Государство как субъект экономических отношений - это совокупность организаций, наделенных правом и обязанностью устанавливать и защищать обязательные для других субъектов рынка условия экономической деятельности и перераспределять результаты их деятельности.

Под совокупностью организаций понимается взаимосвязанная и иерархическая система управления обществом и экономикой: глава государства, правительство, парламент, центральный банк, государственные органы управления всех уровней. Их важнейшая особенность в том, что они в принудительном порядке устанавливают условия экономической деятельности и контролируют их исполнение.

Под условиями понимаются законы, процедуры и нормы. Законы определяют требования государства к экономическим субъектам, которые принимают форму ограничений (запретов) и предписаний (обязательных действий). Процедуры устанавливают порядок, последовательность действий, права и обязанности участников экономического или юридического взаимодействия. Нормы фиксируют обязательные экономические параметры, такие как минимальная заработная плата.

Установленные государством условия носят обязательный характер, хотя различные из них по разному влияют на экономические процессы - жестко регламентируют или же просто ограничивают сферу применения. Второе важное свойство - государство защищает установленные им условия. Причем это не только право, но и обязанность государства.

Особенность государства как экономического субъекта - это то, что оно не руководствуется рыночными принципами максимализации прибыли и эквивалентности обмена, так как в своей законодательной и экономической деятельности, оно руководствуется целями согласования интересов различных слоев общества, поддержания социальной справедливости, обеспечения экономического роста и другими, которые выходят за рамки рыночных принципов.

Существование государства, как субъекта рыночной экономики, привело к крайней необходимости государственного регулирования - государство как самый крупный инвестор, владелец материальных и нематериальных средств, основной потребитель промышленной продукции специфического назначения (вооружение, оборудование для ядерной энергетики и космоса, а также другие капиталоемкие технологии) играет самую значительную роль на рынке. В тоже время государство обладает субъективизмом по причине субъективной природы составляющих его элементов - людей. Именно в этом, на мой взгляд, существует основное противоречие - существование государство определяет необходимость государственного регулирования, из чего вытекает - существование классической рыночной экономики в масштабах государства не возможно.

2. ТЕОРИЯ РЕГУЛИРУЕМОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII и XVIII вв. господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на призна­нии безусловной необходимости государственного регулирования для раз­вития в стране торговли и промышленности.

С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринима­телей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Не удивительно, что пришедшие в конце XVIII в. на смену меркантилизму идеи экономического либерализма, которые негативно оценивали государственное вмешательство в экономику, сразу нашли огромное число горячих поклонников.

Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто и никогда не снимал с национальных правительств ответс­твенности за экономическое положение страны. Все сходятся в понимании того, что невидимая рука рынка должна дополняться видимой рукой государства.

Развитие рыночной экономики по неоклассическому типу в первой половине XX века выявила неспособность неоклассической теории найти приемлемые решения проблем и противоречий капитализма, что привело к глубокому экономическому кризису.

Именно тогда и выступил с книгой "Общая теория занятости, процента и денег" английский экономист Джон Мейнард Кейнс, который положил начало новому направлению экономической науки, в дальнейшем названному кейнсианством. Настоящее учение впервые предложило теоретическое обоснование экономической политики, практическое осуществление которой привело к формированию смешанной экономической системы, сочетающей рыночное и государственное управление экономикой.

По мнению Кейнса, объектом государственного регулирования должен стать эффективный спрос в целом и особенно наиболее его важный компонент - инвестиции. Это вызвано тем, что динамика инвестиций в принципе значительно более подвижна, тенденции же изменения потребительского спроса гораздо меньше подвержены воздействию извне.

Предложения Кейнса в области государственного регулирования экономики содержат четыре основные позиции: денежно-кредитная политика, расходы государственного бюджета, перераспределение доходов, протекционизм. Осуществление денежно-кредитного регулирования возможно посредством государственного вмешательства на денежном рынке - можно регулировать ставку процента в долговременной перспективе. Он предложил денежную политику, которая, по его мнению, должна активно способствовать экономическому подъему путем обеспечения достаточного количества денег в обращении и предельного снижения вследствие этого процентной ставки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.