Рефераты. Государственное регулирование ценообразования

Нарушение законов ценообразования произошло прежде всего потому, что спрос не ограничивался только группами социально незащищенного населения, для которых был установлен низкий уровень цен. Главное состоит в том, что этот принудительно «смещен­ный» спрос вызвал тенденцию сокращения производства и предло­жения товаров из-за их принудительно низких цен. Производите­ли не заинтересованы выпускать и поставлять на рынок товары по ценам, не возмещающим издержки производства. Возникающий вследствие этого дефицит товаров окажется необычайно болезненным для потребителей и вызовет нарастающее социальное напряжение.[1,321]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.1.МОНОПОЛИИ

Иногда государственное вмешательство в функционирование рынка просто не обходимо. Для того чтоб рынок функционировал нормально, нужна  конкуренция. Но с появлением крупных фирм, конкуренция исчезает, и появляется монополия данной фирмы на данный вид товаров или услуг. Такие фирмы могут устанавливать монопольно-низкие цены, для полного избавления от конкурентов, такие цены ещё называют (демпинговыми ценами). Так как крупные фирмы могут сокращать свои издержки, экономя на транспортных расходах, на складских помещениях, используя принцип контейнера, а так же при закупке сырья получать более низкие цены как крупный оптовик, то издержки у крупных фирм на единицу товара меньше чем у средней или малой фирмы. Такие фирмы, имея огромные обороты и низкие издержки, могут ставить предельно низкие цены на предлагаемые ими товары что, несомненно, уничтожит всех конкурентов. Для фирмы здесь ничего плохого нет, другие фирмы начинают разорятся, исчезает конкуренция, и просто большая фирма превращается в фирму МОНОПОЛИСТ. Единоличности фирмы на рынке данного товара или услуг ощутят на себе и потребители данного блага. Теперь, когда никого из конкурентов нет, то фирма может устанавливать монопольно-высокие цены, для получения сверх прибыли. Так как главной и основной целью любой фирмы является получений прибыли.

Очень часто складывается ситуация, когда рынок не может выдержать двух продавцов. Ярким примером такого рынка является «Энергосети» или «ГорВодопровод». Такая монополия называется «естественной монополией». Так как на данном рынке создать конкуренцию, для естественного регулирования цен, невозможно, то государство, а точнее государственные власти, вмешиваются в ценообразование таких рынков и устанавливают максимальные цены, по которым можно будет продавать данное благо. Данный вид государственного вмешательства в ценообразование мы рассмотрим ниже.

На конкурентном рынке действует обычно несколько фирм, продающих одинаковый продукт. Любая попытка одной из фирм продать свой продукт по цене выше рыночной приводит к тому, что потребители отказываются от покупки продукции завысившей цену фирмы в пользу ее конкурентов. На монополизированном рынке данный конкретный продукт продает только одна фирма. Повышая цену, монополист теряет часть своих покупателей, но не всех.

В реальной жизни большинство отраслей находится где-то между двумя указанными полюсами. Если бензоколонка в маленьком городке, повышая продажную цену бензина, теряет при этом большую часть своих клиентов, есть основания полагать, что фирма ведет себя как конкурентная. Если ресторан в том же городке, повышая цену, теряет при этом лишь нескольких клиентов, есть основания думать, что этот ресторан обладает в некоторой степени монопольной властью.

Фирма, обладающая в некоторой степени монопольной властью, имеет больше возможностей выбора, чем фирмы в чисто конкурентной отрасли. Она может, например, использовать более сложную стратегию ценообразования и маркетинга, чем конкурентная фирма, или же попытаться придать своему продукту характеристики, отличающие его от аналогичной продукции конкурентов, чтобы еще больше усилить свою рыночную власть. В настоящей главе мы исследуем те способы, которыми фирмы могут усиливать свою рыночную власть и использовать ее в своих интересах.

4.2.УСТАНОВЛЕНИЕ ПРИДЕЛЬНЫХ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ ЕСТЕСТВЕННОГО МОНОПОЛИСТА

Большинству чисто монополизированных отраслей в условиях рыночной экономики присущи черты естественной монополии. В связи с этим возникает необходимость общественного регулирования цен и тарифов монополизированных рынков, то ли на федеральном, то ли на региональном, то ли на местном уровнях государственного уровня.

Как отмечалось в начале этой главы, одной из причин появле­ния и существования монополии является наличие столь зна­чительной экономии от масштаба производства, что возможно присутствие на рынке лишь одного поставщика, получающего положительную прибыль. В этом случае говорят о естественной монополии.

Ситуация естественной монополии представлена на рис. 4.2. Здесь LAC и LMC — кривые средних и предельных затрат длительного периода, D кривая спроса, MR — соот­ветствующая ей кривая предельной выручки. Оптимальный вы­пуск и цена (Q1, P1) определяются, как обычно, пересечением кривых LMC и MR. Прибыль монополиста составит в этом слу­чае сумму, равную площади СР1АВ.

 

Рис. 4.2. Естественная монополия и ее регулирование

Но, как мы знаем, выпуск Q1 «слишком мал», а цена P1 «слишком высока». Заметим, что наиболее целесообразным для общества был бы выпуск Q3 и цена P3, на что монополист не пойдет. Поэтому регулирующий орган должен бы установить на продукцию этой монополии цену Р3 = LMC(Qз) = AR(Q3). Проблема в том, что такая цена не возместила бы затрат на производство продук­ции, она оказалась бы ниже средних затрат при объеме произ­водства Q3, P3 < LАС (Qз) = GQ3 = ОН. В итоге монополист, про­изводящий оптимальный с точки зрения общества объем про­дукции Q3, получал бы отрицательную прибыль (убыток), рав­ную площади P3HGF . Чтобы монополия не покинула рынок, необходимо было бы предоставить ей дотацию в размере, по крайней мере равном той же величине P3HGF. Но, как мы зна­ем, предоставление дотаций может привести, хотя и не обязательно, к чистым потерям для общества.

Высокие постоянные и низкие предель­ные затраты отличают естественные монополии. Поэтому цено­образование по предельным затратам приводит к их убыточ­ности.

Какой же может быть политика в отношении естественных монополий? Прежде всего нежелательно предоставлять их са­мим себе, поскольку «слишком малый выпуск» будет результа­том монопольно высоких цен. В то же время нереалистично ожидать, что естественные монополии станут производить при ценах, установленных на уровне предельных затрат, из-за воз­никающих убытков. В различных странах эту проблему реша­ют по-разному. В одних естественные монополии остаются част­ными компаниями, но регулируются специальными органами, как, например в США. В других они управляются непосред­ственно государством или, как, например, во Франции, получа­ют относительно самостоятельный статус в рамках обществен­ного сектора экономики.

Как компромиссное решение регулирующий орган мог при установлении цены ориентироваться на равенство спроса (сред­ней выручки) и средних затрат, т. е. установить цену P2 = LAC(Q2) = АR(Q2), при которой экономическая прибыль монополиста будет нулевой. В этом случае необходимость в до­тации отпадает, но, поскольку Р2 >MC(Q2), выпускаемой мо­нополистом продукции вновь оказывается «слишком мало» (по сравнению с Q3). Следовательно, возникает дефицит = Q3-Q2.

4.3.Национализация монополий

Сложная проблема, касающаяся естественных монополий, относится к их статусу: следует ли этим компаниям быть государственным или частным? Истоки данной проблемы связаны с тем, что естественные монополии являются весьма специфическим субъектом экономики, который никогда не функционирует по чисто рыночным принципам.

Экономическая наука не дала однозначного ответа на этот вопрос. Во многих развитых рыночных государствах естественные монополии находятся в общенациональной собственности, но не меньше и стран, где они являются частными.

Обычные аргументы в пользу национализации связаны с тем, что на государственном предприятии легче проводит правительственную политику в отношении цен тарифов, объёмов производства и д.р. Кроме того, государственная собственность исключает монополистические злоупотребления с целью обогащения владельцев. Если же естественный монополист убыточен, то и вовсе непонятно, что может удерживать частный капитал в таком предприятии.

Аргументы против национализации связны с опасениями понижения эффективности работы естественного монополиста. Не имея надобности ориентироваться в первую очередь и превыше всего на коммерческий успех, директор такой фирмы превращается в государственного чиновника. И с готовностью выполняет любые, самые нелепые указания, лишь бы они соответствовали желаниям начальства. Повышаются на государственном предприятии и иждивенческие настроения: нечего боятся убытков, всё покроет бюджет. Наконец, возрастает опасность коррупции: слишком большие объёмы государственных, т.е. «ничейных лично», денег проходит через кассы монополиста. При сложном характере коммерческой деятельности таких фирм, уследить за этими деньгами бывает трудно.

Таким образом, серьёзные аргументы есть у обоих сторон. На практике вопрос о праве собственности чаще всего решается в духе национальных традиций. Страны с государственническим менталитетом предпочитают национализацию естественных монополий. В странах с индивидуалистическими традициями, наоборот, склоняются к частной собственности. [10,394-395]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей работе рассмотрены основные механизмы государственного регулирования рыночных цен. Приводимый теоретический материал мы старались иллюстрировать графическим материалом.

Экономикой правят два типа законов: законы спроса и предложения и законы, устанавливаемые правительством. В этой работе мы приступили к рассмотрению взаимодействия этих законов. Контроль за уровнем цен — общая черта различных рынков; его влияние часто обсуждается в прессе и в политических кругах. Для того чтобы осознать и оценить экономическую роль государства, нам пришлось проанализировать регулирование цены на уровне «пола» и «потолка».

«Потолок» цены — законодательно утвержден­ное максимальное значение цены товара или ус­луги. Пример — контроль за уровнем ренты. Если верхний предел цены ниже равновесной цены, объем спроса превышает объем предложения, воз­никает дефицит. Продавцы должны некоторым образом распределять товары или услуги среди покупателей, продавцы выбирают покупателей.

«Пол» цены — законодательно утвержденный минимум цены товара или услуги. Пример — минимальный размер оплаты труда. Если ниж­ний предел цены находится выше равновесной цены, объем предложения превышает объем спро­са. Следствие избыточного предложения — не­обходимость распределения покупательского спроса на товары и услуги, покупатели выбира­ют продавцов.

В случае естественной монополии, высокие постоянные и низкие предель­ные затраты не позволяют произвести цено­образование по предельным затратам, что приводит к их убыточ­ности. Есть несколько способов регулирования цен на продукцию естественного монополиста. Один из способов – это установление такой цены, при которой экономическая прибыль монополии равна нулю.

Нельзя забывать, что рыночная цена – это цена равновесия между спросом и предложением товаров и услуг на рынке. Рыночная цена образуется путём принятия миллионов маркетинговых решений между производителем и потребителем. Именно по этому государственное вмешательство не всегда имеет положительный характер. Государственные чиновники, желая поддержать производителя или беднейшие слои населения, устанавливают верхние и нижние приделы цен, но очень часто установление контроля над ценами отрицательно сказывается именно на тех, кому хотят помочь политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.  А. Томпсон. Экономика фирм. М.: «Финансы и кредит». – 1998.

2.  Видяпин В. «Экономическая теория: Учебник» Москва: ИНФРА-М, 2003.

3.  Иохин В. «Экономическая школа», Москва, 1997.

4.  Максимова В. «МИКРОЭКОНОМИКА: Учебное пособие» Московский     международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. –  М.: 2003.

5.  Микроэкономика под ред. Гальперина СПб, 1997.

6.  Моргунов В. Нормирование прибыли при регулировании цен естественных  монополий. // Вопросы экономики. – 2001. - №9.

7.  Мэнкью Г. Принципы экономикс.- СПб.: Питер, 1999.

8.  Сломан Дж. Экономикс. (Пер. с английского под ред. С.В.Лукина).- СПб.:  "Питер", 2005.

9.  Ценообразование под ред. Полещук И.- Минск БГЭУ, 1998.

10. Юданов А. «Микроэкономика. Теория и российская практика» Москва: Кнорус, 2004.

 

 


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.