Рефераты. Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики

Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики

 Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики  Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики  Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Финансово-кредитный факультет

Курсовая работа по Экономической теории

Напсо Марина Всевладовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашний адрес:

г.Оренбург, ул.Юркина, д.17, кв.2

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

П  Л  А  Н     Р  А  Б  О  Т  Ы

1.     Введение

2.     Понятие государственного предпринимательства

3.     Формы регулирования государственного предпринимательства.

4.     Организационно-правовые формы государственного предпринимательства, их характеристика.

 

В результате проведения "ваучерной" приватизации решена одна из основных   задач  экономической  реформы  -  создана  необходимая  для функционирования    рынка    "критическая   масса"   приватизированных предприятий. Около 70 процентов занятых в промышленности к 1 июля 1994 года  стали  работать  на  полностью  или  частично  приватизированных предприятиях, доля которых в общем объеме стоимости имущества составила примерно 60 - 70 процентов.

Наступивший  период  денежной  приватизации  в  силу естественных причин  (приватизация  за  деньги  имеет гораздо меньший спрос, чем за чеки)  привёл к резкому сокращению ее темпов. Произошёл переход от приоритета  количественных параметров и динамики процесса приватизации к  приоритету качества функционирования приватизированных предприятий.  Это  означает,  что  оставшийся  неприватизированным  сектор экономики стал сокращаться невысокими темпами. В этих условиях резко повышается роль управления государственным сектором экономики, особенно в связи с трансформацией организационно-правовых форм    государственных предприятий.

Стало ясно, что разрушение монополии   государственной собственности не означает отказа от госсобственности как таковой. Она остается,  хотя попытки априорного количественного определения ее роли в экономике страны едва ли можно признать плодотворными. Можно только утверждать,  что этот сектор российской экономики в силу специфических путей  развития  России  будет в обозримом будущем достаточно крупным.  Поэтому необходимо научиться управлять госсобственностью по-новому, не реанимируя административно-командную систему.

Можно  выделить  два основных способа управляющего воздействия на предприятия и их объединения.

1.Государственное  регулирование, которое включает установление нормативной  базы  рыночной  экономики ("правил  игры") и применение косвенных,   экономических   методов   управления   по отношению к предприятиям всех форм собственности (включая государственные).

2.Государственное предпринимательство, то есть непосредственное воздействие  на  управление  предприятиями и их объединениями, когда государство  выступает  в  качестве  собственника имущества или пакета акций акционерных обществ (АО).

К  числу  организационно-правовых  форм,  в которых функционируют государственные предприятия и предприятия с государственным капиталом, относятся  казенные  предприятия (казенный завод, фабрика, хозяйство), государственные   коммерческие   предприятия,   АО  со  100-процентным государственным   капиталом,   а   также  АО,  в  которых  государству принадлежит  контрольный пакет или золотая акция. Одновременно требуют регламентации    взаимоотношения   между   органами   государственного управления  и  новыми  формами  объединения предприятий - холдингами и финансово-промышленными группами. Необходима также конкретизация такой формы  отношений,  как  передача  акций,  принадлежащих государству, в доверительную собственность (траст).

При переходе к рыночной экономике её главным регулятором становится рынок, который экономически, законами спроса и предложения, определяет развитие общественно-необходимого производства, цену товара, его качество, потребительские свойства, даёт импульс развитию научно-технического прогресса и в тоже время гасит ненужное, нерентабельное, неконкурентноспособное производство. Рынок воздействует тем самым на интересы предпринимателей, заставляет их улучшать производство, качество товара. Конкуренция предпринимателей понуждает их снижать затраты на производство и соответственно цены. В этом смысле воздействие на экономику с помощью интереса оказывается более существенным, нежели в условиях административно-командной системы, где главным способом воздействия выступали директивные команды государственного руководства хозяйства на основе планов, а экономические меры находились на втором месте. Надо сказать, что государственное всеобъемлющее руководство экономикой имеет в принципе большие возможности заставить производство развиваться в определённом направлении. Государство может способствовать решению макрозадач путём сосредоточения усилий на избранном направлении. Поворот к рынку в нашей стране поставил дилемму двух выборов: социалистического переустройства плановой экономике в сторону рынка на базе общественных форм собственности, или отказа от последних, глобальной приватизации и регресса к капиталистической модели. Однако независимо от этого при любой рыночной модели возникает вопрос о роли государства в экономике, необходимость его воздействия на хозяйственную деятельность автономных предпринимателей, основаниях и пределах допустимого государственного вмешательства в неё.

Одной из форм государственного предпринимательства являются казённые предприятия.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.